Доступность дошкольного образования

На сегодняшний день рост интереса к дошкольному детству относится к числу общемировых общественных тенденций. Модернизация системы дошкольного образования, как определено в Конвенции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г., является основой экономического роста и социального развития общества, фактором благополучия граждан и безопасности страны. Цель модернизации образования состоит в создании механизма устойчивого развития системы образования.

Для достижения указанной цели необходимо в первоочередном порядке обеспечить решение следующих приоритетных задач:

-обеспечение государственных гарантий доступности и равных возможностей получения полноценного образования;

-достижение нового современного качества дошкольного образования;

-формирование нормативно-правовых и организационно-экономических механизмов привлечения и использования внебюджетных ресурсов;

-повышение социального статуса и профессионализма работников образования, усиление их государственной и общественной поддержки;

-развитие образования как открытой государственно-общественной системы и повышение роли всех участников образовательного процесса – ребенка, педагога, родителя, образовательного учреждения.

Основной целью образовательной политики в сфере дошкольного образования является обеспечение гарантий доступного и качественного дошкольного образования, обеспечивающего равные стартовые условия для последующего успешного обучения ребенка в школе.

Система дошкольного образования представлена 11-ю муниципальными дошкольными образовательными учреждениями, в состав которых входят 38 филиалов, расположенными в черте города (40 детских садов) и на территории сельских поселений, входящих в городской

 

округ (9 детских садов). Одна дошкольная группа организована в филиале МОУ СОШ № 5 – начальная школа – детский сад.

В связи с продолжением в 2011 году работы по приведению документов учреждений в соответствие Типовому положению о дошкольном образовательном учреждении, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 12.09.2008г № 666, произошли изменения в видовом составе образовательных учреждений. Сегодня функционируют:

-36 детских садов с группами общеразвивающей направленности;

-11 детских садов комбинированного вида, имеющих группы общеразвивающей, компенсирующей или оздоровительной направленности;

-1 детский сад с группами общеразвивающей направленности с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей;

- 1 детский сад компенсирующего вида. 

В дошкольных образовательных учреждениях преобладают группы общеразвивающей направленности, их 292. В то же время, учитывая число детей с особыми образовательными потребностями, нуждающимися в оказании квалифицированной коррекционной помощи, функционирует 20 групп компенсирующей направленности для детей:

-с тяжелыми нарушениями речи (ДОУ №50, 26, 37, 39, 47);

-с фонетико-фонематическими нарушениями речи (ДОУ №9);

-слабовидящих, с амблиопией, косоглазием (ДОУ №22);

-с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДОУ №12);

-с задержкой психического развития (ДОУ№3);

- с умственной отсталостью легкой степени (ДОУ №3).

Кроме того, в ряде учреждений имеются группы оздоровительной направленности для детей с туберкулезной интоксикацией (ДОУ №11); для детей, часто болеющих (ДОУ №7, 70).

В группах по коррекции недостатков в физическом развитии (нарушение опорно-двигательного аппарата, зрения) контингент воспитанников составляет 36 человек в возрасте от 4-х до 7-и лет; в оздоровительных группах - 36 детей дошкольного и 20 – раннего возраста.

Охват детей, зачисленных в группы компенсирующей направленности по коррекции недостатков в психическом развитии и развитию речи, составляет 122 ребенка. Кроме того, 160 воспитанников, посещающих группы общеразвивающей направленности, получают коррекционную помощь учителей-логопедов в условиях учреждения. Воспитатели ДОУ по рекомендации учителей-логопедов оказывают коррекционно-развивающую поддержку 817 дошкольникам, имеющим предпосылки к речевым нарушениям.

Включение ребенка с ограниченными возможностями здоровья в среду ДОУ комбинированного или компенсирующего вида возможно при соблюдении определенных условий: организации безбарьерной среды, повышении квалификации педагогов ДОУ, организации психолого-педагогического сопровождения.

Педагоги ДОУ большое внимание уделяют вопросам внедрения инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Для данной категории детей разрабатываются индивидуальные образовательные программы, в которых решаются комплексные задачи по обеспечению коррекции недостатков в физическом и (или) физическом развитии детей, направленные на создание условий для формирования у дошкольника адекватных способов вхождения в социум и обеспечение в этом процессе психолого-педагогического сопровождения ребенка и его семьи.

 

 

Образовательные услуги воспитанникам с ограниченными возможностями здоровьяпредоставляются в полном объеме, администрация дошкольных образовательных учреждений создает необходимые условия для успешного освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья.

        Таким образом, развитие инклюзивного и специального дошкольного образования является одним из условий обеспечения доступности образования для детей с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями.

Всего дошкольным образованием в городском округе на 01.09.2011г. охвачено 42,1% детей в возрасте от полутора до семи лет. В прошлом году эта цифра составляла 47,7%.   На новый учебный год выданы 1879 направлений на устройство в детский сад (1435 в начале комплектования, 444 – доукомплектование). Это, как и в прошлом, 2010 году, - четвертая часть от имеющейся потребности (28%).        

Численность детей, состоящих на учете для определения в дошкольные образовательные учреждения, на 1 декабря 2011 года составила 6790 человек, в том числе, без учета детей в возрасте от 0 до 1,5 года – 4245 человек. Реальность подтверждает сохранение тенденций интенсивного роста рождаемости: в 2010 году вновь было зарегистрировано 2427 заявлений, в 2011 году - 2416.

Увеличение показателя рождаемости влечет за собой дефицит мест в дошкольных образовательных учреждениях городского округа, что не позволяет в полной мере увеличить охват детей услугами дошкольного образования.

На 1 января 2011 года число мест в дошкольных образовательных учреждениях составляло 5372 единицы, до конца года увеличилось до 5688.

В текущем году практически достигнуты целевые показатели 1 этапа областной государственной целевой программы «Развитие сети дошкольных образовательных учреждений в Свердловской области на 2010-2014 годы»: ликвидирована очередность среди детей 2005-2006 годов рождения, ожидающих места в ДОУ в течение 3-5 лет (кроме мкр. Динас), значительно снижена очередность среди детей 2007, 2008 годов рождения. Вместе с тем, по состоянию на 01.09.2011 года в очереди зарегистрировано ещё более полутора тысяч заявлений на устройство детей в возрасте от трех до пяти лет: 576 заявлений - 2007 год рождения, 1051- 2008 год рождения. 

Проблемаувеличения количества мест в дошкольных образовательных учреждениях по-прежнему является одной из приоритетных. В 2011 году внесены коррективы в городскую целевую программу «Развитие сети дошкольных образовательных учреждений на 2010-2014 годы», утвержденную Постановлением Главы городского округа Первоуральск от 13 августа 2010г. № 1944. В уточненном варианте предполагается за указанный период увеличить на 1289 число мест в детских садах, в том числе, за счет:

- создания дополнительных мест – 425;

-строительства дошкольных образовательных учреждений - 430;

- возврата и реконструкции зданий бывших детских садов - 434.

Мероприятия программы реализуются в рамках областного софинансирования. В текущем году завершено строительство детского сада в селе Новоалексеевское на 75 мест. Сдано после реконструкции здание детского сада № 49 на 95 мест (мкр. Талица). Прием детей будет начат в начале 2012 года после завершения государственной регистрации учреждений, лицензирования образовательной деятельности.

Активно ведутся работы по реконструкции детского сада № 54 на 191 место (мкр.Динас), заканчиваютсяются ремонтно-строительные работы в новой группе на 15 мест ДОУ № 60 (ул.Трубников). По ряду объективных причин проведена корректировка графика реконструкции, поэтому планируемой показатель увеличения числа мест по данному направлению в 2011 году не достигнут.

В течение года в рамках направления «Регулирование предельной наполняемости групп» введены дополнительно 140 мест: открыты 3 группы по 20 мест каждая в ДОУ №11 (ул. Пролетарская), № 2 (п.Вересовка), № 4 (п.Крылосово), 2 группы по 10 мест для детей с нарушениями речи в ДОУ № 47 (ул.Трубников). За счет оптимизации сети групп компенсирующей и оздоровительной направленности и перепрофилирования их в группы общеразвивающей

 

направленности число мест увеличилось еще на 60: ДОУ №38 (10 мест), № 48 (20), № 43(5), № 63 (25). Всего за счет регулирования предельной численности детей в функционирующих учреждениях с начала реализации программы до конца года будет введено 210 мест.

Современные социально-экономические условия требуют поиска новых форм организации дошкольного образования. В послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 30 ноября 2010 отмечается необходимость «поддержать вариативные формы дошкольного образования, в том числе, систему негосударственных детских учреждений и семейных детских садов».

Уже к 2012 году для расширения охвата разнообразными услугами дошкольного образования в городском округе будут привлекаться организации разной формы собственности: в сентябре планируется открыть первое негосударственное дошкольное образовательное учреждение по договору концессии (ул. Строителей, 27). Подготовлена конкурсная документация для проведения концессионного соглашения на здание бывшего детского сада № 18 (ул. Чкалова, 19б).

Еще одним вариантом решения проблемы станет апробация таких форм дошкольного образования, как семейные группы. Начата работа по созданию соответствующей нормативно-правовой базы, подбору программно-методического содержания, определению механизма финансирования, оплаты сотрудников, задействованных в данных структурах.

В следующем году пристальное внимание будет обращено на деятельность консультационных пунктов, которые функционируют при дошкольных образовательных учреждениях.Данный тип образовательных услуг направлен, прежде всего, на максимально полное использование образовательного потенциала семей, но востребован родителями в незначительной степени.

Таким образом, наряду с продолжением системной работы по увеличению числа мест в дошкольных образовательных учреждениях, очередная насущная задача, направленная на решение проблемы доступности, - введение вариативных организационных форм дошкольного образования, разработка основ их нормативного и методического обеспечения.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: