Расширение общественного участия в управлении образованием

 В целях осуществления контроля созданных в образовательном учреждении условий для обеспечения государственно-общественного характера управления была проведена документарная проверка в ОУ №№ 2, 3, 5, 6, 9, 15, 22, 26, 28, 29, 36, 40, № 32 с углубленным изучением отдельных предметов.

На основании анализа представленных документов было выявлено, что во всех образовательных учреждениях на сегодня работают раздельные органы самоуправления, представляющие интересы педагогов (Педагогический совет Школы), родителей (Общешкольный родительский комитет, Общешкольный совет родительских комитетов), учащихся (Совет старшеклассников, Школьная дума). В десяти ОУ (76,9 %) наряду с вышеуказанными органами самоуправления действует Административный совет. В двух образовательных учреждениях №№ 2, 15 (15,4 %), в соответствии с Уставом, в структуру самоуправления включен Попечительский совет, в МОУ СОШ № 15 действует Совет школы. В МОУ СОШ №№ 6, 9 в нормативных документах упоминается Совет школы, но в Уставе наличие такого органа не предусмотрено.

Преобладающей структурой самоуправления образовательным учреждением является сочетание таких органов, как Педагогический Совет, Общешкольный родительский комитет, Совет старшеклассников, Административный совет (данная структура присутствует в 10 ОУ, что составляет 76,9 %). В одном образовательном учреждении (МОУ СОШ № 15) структура управления представлена 6 органами, включающими в свой состав раздельные органы самоуправления, а также коллегиальные - Совет школы и Попечительский совет. В двух образовательных учреждениях (ОУ №№ 3, 40) структура самоуправления представлена 3 органами – Педагогический совет, Общешкольный родительский комитет, Совет старшеклассников. В абсолютном большинстве образовательных учреждений органы самоуправления действуют на основании Положений о соответствующих органах. Исключение составляют МОУ СОШ № 2, для документарной проверки не было представлено Положение о Попечительском совете, МОУ СОШ №№ 26, 36, в которых отсутствует Положение об Административном совете.

На наш взгляд, структура школьного самоуправления, представленная лишь раздельными органами самоуправления, является недостаточной для обеспечения государственно-общественного характера управления образовательным учреждением. Педагогический Совет, Общешкольный родительский комитет, Совет старшеклассников обеспечивают участие отдельных субъектов образования в управлении отдельными фрагментами деятельности образовательного учреждения. Государственно-общественный характер управления образовательным учреждением в целом может обеспечить коллегиальный орган управления, включающий в свой состав представителей различных субъектов образования, а также заинтересованной «внешкольной» общественности. 

На момент осуществления документарной проверки, в частности изучения нормативных документов, регламентирующих деятельность органов самоуправления, выяснилось, что данные условия в большинстве образовательных учреждений недостаточны. В 11 ОУ (84,6 %) в Положениях об органах самоуправления отсутствует четкая регламентация деятельности данных органов. Не определено, как происходят выборы членов органа самоуправления, как принимаются решения. В положениях раздельных органов самоуправления наиболее определены взаимосвязи с другими органами в Положениях об Общешкольном родительском комитете (92,3 % - 12 ОУ). В Положениях о Педагогическом совете лишь в 8 ОУ (61,5 %) определены возможные связи с другими органами. Наименьшим образом прописаны возможные взаимоотношения с другими органами самоуправления в Положении о Совете старшеклассников. Лишь в 4 ОУ (30,8 %) №№ 5, 6, 32, 40 в документах, регламентирующих деятельность Совета старшеклассников, определена возможность участия обучающихся в заседаниях других органов самоуправления, возможность выдвижения для обсуждения в ходе работы других органов управления вопросов, касающихся жизнедеятельности ученического коллектива. Анализ планов работы родительского и ученического органов самоуправления также свидетельствует об отсутствии в большинстве ОУ структурного взаимодействия между органами самоуправления. Наиболее обособленно действует орган ученического самоуправления. В большинстве школ в соответствии с функционалом, определенным в Положении, Совет старшеклассников занимается лишь помощью администрации в организации внеурочной деятельности учащихся. В действительности очень мало примеров работы органа ученического самоуправления, как органа, представляющего и отстаивающего интересы обучающихся в образовательном процессе. В этой связи хотелось бы отметить ОУ № 28, где члены органа ученического самоуправления принимают участие в обсуждении таких документов, как национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», обсуждают результаты рейтинга общеобразовательных школ ГО Первоуральск, участвуют в заседаниях Педагогического совета.

Общешкольный родительский комитет и Совет старшеклассников – выборные органы, т.е. представители родительской и ученической общественности выбирают в данные органы тех представителей своего сообщества, которые могут отстаивать и представлять мнение большинства. Деятельность любого выборного органа должна основываться на отчетности перед избирателями. Анализ документов показал, что в 7 ОУ (53,8 %) в Положении о Совете старшеклассников и в 2 ОУ (15,4 %) в Положении об Общешкольном родительском комитете не предусмотрена отчетность членов данных органов самоуправления перед избирателями.

На основании анализа представленных документов можно сделать следующие выводы:

- в большинстве образовательных учреждений созданы нормативные условия для осуществления государственно-общественного характера управления в школе в части наличия положений, регламентирующих деятельность органов самоуправления, наличия планов работы данных органов.

- лишь в трех образовательных учреждениях документы содержат четкую регламентацию деятельности органов самоуправления, что обеспечивает качественные нормативные условия для осуществления процесса управления.

- в большей части образовательных учреждений структура органов самоуправления недостаточна для обеспечения общественного участия в управлении образовательным учреждением.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: