Нормативно-правовые основы межбюджетных трансферт

Процесс совершенствования системы межбюджетных отношений в Российской Федерации приобрел острое развитие с начала 90-х годов 20 века. В настоящее время, общественные отношения, в сфере межбюджетных отношений в Российской Федерации стали еще более актуальнее.

За последние годы произошло немало принципиальных изменений в сфере финансовых взаимоотношений бюджетов различных уровней бюджетной системы Российской Федерации, в связи с повышением уровня бюджетной дисциплины, развитием бюджетного федерализма, стабильности распределения финансовых ресурсов, усилением государственного финансового контроля.

 Правовые предпосылки развития межбюджетных отношений содержатся в ряде нормативных правовых актах, среди которых основными являются федеральные законы от №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»[(ред.от 09.02.2009), от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также от 20.08.2004 №120-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс в части регулирования межбюджетных отношений», от 26.04.2007 №63-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации»

 Принятие данных федеральных законов создали принципиально новую систему правового регулирования финансовых взаимоотношений бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.

 В соответствии с Федеральным законом от 26.04.2007 №63-ФЗ статья 8 Бюджетного кодекса Российской Федерации полностью изложена в новой редакции, в которой введены новые и уточнены определения ранее действовавших понятий и терминов.

Внесенные изменения направлены на то, чтобы содержащиеся в Кодексе определения стали универсальными и в то же время не могли иметь никакого дополнительного толкования. Претерпело изменение и понятие «межбюджетные отношения».

Так, в ранее действующей редакции статьи 8 Бюджетного кодекса Российской Федерации межбюджетные отношения определялись как взаимоотношения между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса.

 В ныне действующей редакции межбюджетные отношения определяются как взаимоотношения между публично-правовыми образованиями по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса. Таким образом, законодатель принял во внимание мнение, которое неоднократно высказывалось в научной литературе о том, что в межбюджетные отношения вступают не органы государственной власти или местного самоуправления как самостоятельные субъекты финансового права, а непосредственно общественно-территориальные образования в целом, т.е. Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования. Общественно-территориальные образования вступают в финансовые правоотношения посредством специально уполномоченных органов власти.

Недостатком определения межбюджетных отношений остается использование словосочетания «по вопросам регулирования бюджетных правоотношений», грамотнее с точки зрения юридической техники было бы написать «по вопросам регулирования бюджетных отношений». Дело в том, что когда в нормативном правовом акте речь идет о регулировании, то понимается правовое регулирование, а нормы права регулируют, в свою очередь, общественные отношения, а не правоотношения; общественные отношения становятся правоотношениями в том случае, если они будут урегулированы нормами права[9].

Федеральный закон от 26.04.2007 №63-ФЗ также содержит комплексные изменения главы Бюджетного кодекса Российской Федерации «Межбюджетные трансферты», которые предусматривают реализацию Концепции повышения эффективности межбюджетных отношений и качества управления государственными и муниципальными финансами в Российской Федерации в 2006-2008 годах, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 03.04.2006 №467-р, и направлены на повышение финансовой дисциплины и качества управления региональными (муниципальными) финансами.

В главе Бюджетного кодекса Российской Федерации «Межбюджетные трансферты» законодатель выделяет следующие формы межбюджетных трансфертов:

 - дотации (на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Федерации, муниципальных районов (городских округов), поселений);

 - субвенции (из фондов компенсаций);

 - субсидии (из фондов софинансирования расходов);

 - субсидии, перечисляемые из бюджетов поселений в бюджеты муниципальных районов на решение вопросов местного значения межмуниципального характера;

 - субсидии, перечисляемые в бюджеты субъектов Федерации для формирования региональных фондов финансовой поддержки поселений и региональных фондов финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов);

 - иные межбюджетные трансферты бюджетам субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;

 - межбюджетных трансфертов бюджетам государственных внебюджетных фондов.

 В соответствии с абзацем двадцать седьмым статьи 6 Бюджетного кодекса РФ, в действующей редакции, дотации – межбюджетные трансферты, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направлений и (или) условий их использования. Из смысловой нагрузки данной дефиниции можно сделать вывод, что дотация носит нецелевой характер. 

Однако, в пункте 1 статьи 137 БК РФ установлено, что дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений предусматриваются в бюджете субъекта Российской Федерации в целях выравнивания финансовых возможностей поселений по осуществлению органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения исходя из численности жителей и (или) бюджетной обеспеченности.

    Таким образом, законодатель обозначил, что дотации предоставляются для осуществления органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения.

 Согласно ранее действовавшей редакции Бюджетного кодекса РФ, субвенции определялись как бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов. Законодатель определял субвенции как финансовую помощь не только бюджетам бюджетной системы Российской Федерации, но и юридическим лицам.

    В соответствии с новой редакцией Бюджетного кодекса РФ (ст. ст. 133, 140) под субвенцией понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации, бюджетам муниципальных образований в целях финансового обеспечения исполнения переданных государственных полномочий.

    Таким образом, законодатель прямо определил субвенции как межбюджетные трансферты, предоставляемые в связи с передачей (делегированием) полномочий.

    Согласно действующей редакции главы 16 Бюджетного кодекса РФ законодатель ввел самостоятельную форму «иные межбюджетные трансферты», т.е. оставил открытым перечень форм межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, 

    Недостатком действующей редакции Бюджетного кодекса РФ является отсутствие критериев по которым межбюджетные трансферты могут быть иными и на каких условиях они могут предоставляться.

Таким образом, дотации, субвенции и субсидии – основные формы межбюджетных трансфертов из федерального бюджета в бюджеты субъектов РФ. Основными функциями трансфертов являются выравнивание бюджетной обеспеченности регионов; создание стимулов для проведения на региональном уровне рациональной и ответственной налогово-бюджетной политики; повышение эффективности бюджетных расходов.

Роль дотаций в большинстве региональных бюджетов неоправданно высока. Без финансовой помощи из центра большинству регионов не удастся выполнить взятые на себя бюджетные обязательства. В дотационных и высокодотационных регионах объем дотаций в общих доходах бюджета составляет до 90%. Следовательно, существует насущная необходимость реформирования всей системы межбюджетных трансферт.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: