№ п\п | Название конкурса | 2006-2007 | 2007-2008 | 2008-2009 | 2009-2010 |
1. | «Учитель года» | Сидоренко Т.И. 1 место | Иванова Е.В.. - | Чекунова А.В.- 2 место; Ковбаса Т.Г; Гаджиева Э.К. | Сафронова Н.В. – 3 место |
2. | «Самый классный классный» | Паркина С.А. | Загоскина Г.А. П место | Вдовина Т.М. | Колонтаенко В.В. |
3. | Смотр-конкурс кабинетов | Романова Е.Д. Кабинет физики 1 место | Панферова М.П. Кабинет МХК 1 место | Быков А.И. Кабинет ОБЖ | Беляева Г.Ф. Каб. нач. классов |
4. | Конкурсный отбор лучших учителей в рамках Приоритетного национального проекта «Образование» | Маньшин А.В., обладатель Губернатор-ской премии | Маньшин А.В.- победитель конкурсного отбора; Панферова М.П. | Панферова М.П.- победитель конкурсного отбора; Сидоренко Т.И. - победитель конкурсного отбора | |
5. | Конкурс методических разработок | - | Иванова Е.В., III место; Романова Е.Д., II место | Босова И.Н., I,II места; Семенова В.П., II место; Гаджиева Э.К., III место; Беляева Г.Ф, III место; Корниенко Е.И., Яворская Л.М., I место | Лагошина Н.А., 3 место в областном конкурсе проектов программы «Обучение для будущего», Босова И.Н. грамота за участие в межрегион. историко-просветительском конкурсе, лауреат конкурса докладов в рамках 10 всероссийского августовского интернет-педсовета |
|
|
Обобщение и распространение передового педагогического опыта учителей МОУ СОШ №9 в этом учебном году велось как на муниципальном, так и на региональном уровнях:
· Чекунова А.В., учитель английского языка, «Использование телекоммуникационных технологий в преподавании английского языка»;
· Романова Е.Д., учитель физики, «Использование возможностей SMART NOTEBOOK на уроках физики»;
· «Создание цифровых ресурсов для доски SMART Board как результат творческой деятельности учащихся при изучении физики»;
· Курочкина Л.И., учитель математики, «Информационно-коммуникационные технологии на уроках математики»
· Беседина В.А., заместитель директора по УВР, «Предпрофильная подготовка и профильное обучение как составляющие концепции модернизации структуры и содержания образования»
(Сборник отдела образования администрации г.Гуково «Эффективный педагогический опыт», 2008 г)
· Чекунова А.В. учитель английского языка «Использование ИКТ-технологий на уроках английского языка как способ повышения ЗУНов и мотивации учащихся»
· Ковбаса Т.Г., учитель физической культуры, «Развитие общей выносливости как важного компонента физического здоровья учащегося на уроках физической культуры и внеурочных занятиях»
· Вдовина Т.М., классный руководитель 5Б класса «Особенности работы классного руководителя с подростками, требующими дополнительного педагогического внимания» (в рамках конкурса «Учитель года - 2009»)
|
|
· Панферова М.П., учитель изобразительного искусства, «Применение ИКТ-технологий в предметной области «Искусство»;
· Сидоренко Т.И., учитель немецкого языка, «Применение ИКТ_технологий на уроках немецкого языка как условие формирования виртуальной коммуникативности учащихся»;
· Босова И.Н., учитель информатики, «Развитие ИКТ-компетентности учащихся с помощью элективных курсов «Компьютерное делопроизводство»
(Сборник научных трудов участников VIII научно-практической конференции-выставки «Информационные технологии в образовании», г.Ростов-на-Дону, 2008 г.)
· Сидоренко Т.И., учитель немецкого языка, «Дистанционные эвристические олимпиады как один из способов организации личностно-деятельностного обучения иностранному языку»;
· Босова И.И., учитель информатики, «Разработка образовательных программ по информатике на вариативной основе и индивидуальных планов»;
(Сборник научных трудов участников IX научно-практической конференции-выставки «Информационные технологии в образовании», г.Ростов-на-Дону, 2009 г.)
· Осипова И.И., директор МОУ СОШ №9, «Развитие одаренности детей в условиях образовательного учреждения посредством ИКТ-технологий»;
· Панферова М.П., учитель изобразительного искусства, «Применение современных образовательных технологий в работе с одаренными детьми в предметной области «Искусство»;
· Сидоренко Т.И., учитель немецкого языка, «Использование современных образовательных технологий на уроках немецкого языка как условие развития одарённости школьников»
(Материалы X ежегодной областной научно-практической конференции «Современные инновации и образовательные технологии в работе с одарёнными детьми Ростовской области», Ростов-на-Дону, 2008 г.)
§ Беседина В.А., зам. директора по УВР, «Предпрофильная подготовка и профильное обучение как составляющие концепции модернизации структуры и содержания образования»;
§ Осипова И.И., директор школы, «Создание инновационной среды образовательного учреждения в условиях реализации ПНПО;
§ Сидоренко Т.И., учитель немецкого языка, «Работа с одаренными детьми учителей иностранного языка»;
§ Романова Е.Д., учитель физики, «Использование возможностей SMFRT Notebook на уроках физики»
(Научно – методический журнал Министерства общего и профессионального образования Ростовской области «Региональная школа управления» 2009г., №4)
· Беседина В.А., учитель русского языка и литературы, «Основные направления модернизации системы педагогического образования»,
· Курочкина Л.И., учитель математики, «Индивидуализация обучения математике»;
· Гаджиева Э.К., учитель истории, «Индивидуализация обучения на уроках истории в системе личностно-ориентированного образования»;
· Загоскина Г.А., учитель географии, «Индивидуальный подход в обучении на уроках географии».
(Материалы международной научно-практической Интернет-конференции «Модели индивидуализации обучения в инновационном развитии регионального образования: опыт, проблемы, перспективы», издательство ИПК и ПРО, 2009г.)
Основными формами взаимодействия внутри модели методической службы школы являются сетевые события, которые помогают создать горизонталь взаимодействия в городской образовательной среде.
Значимым событием для педагогов школы стал семинар-практикум «Эффективность системы методического сопровождения инновационной педагогической деятельности в условиях реализации приоритетного национального проекта «Образование», проводимый Государственным образовательным учреждением дополнительного профессионального образования РО ИПКиПРО в рамках краткосрочных курсов повышения квалификации (2009г.), на котором делились опытом работы педагоги школы
|
|
Осипова И.И. – «Создание инновационной среды посредством ИКТ-ресурсов», (фрагмент городского постоянно действующего семинара для руководителей ОУ);
Босова И.Н. – «Повышение квалификации педагогов как условие совершенствования профессионально-личностных компетенций в контексте реализации ПНПО», (мастер-класс);
Сидоренко Т.И. - «Использование информационных технологий в учебном процессе», (мастер-класс, немецкий язык);
Панферова М.П.- «Использование информационных технологий в учебном процессе» (мастер-класс, изобразительное искусство);
Маньшин А.В., Ковбаса Т.Г. – «Реализация спортивно-рекреативной модели личностно-ориентированного обучения школьников по физической культуре» (педагогическая мастерская);
Иванова Е.В., Беляева Г.Ф. – «Обучение навыкам учебного сотрудничества будущих первоклассников с целью их успешной адаптации в школе», (педагогическая студия)
На базе МОУ СОШ №9 за последние 3 года были проведены семинары для зам.директоров по УВР, а также заседания ГМО учителей-предметников.
При традиционной организации методической работы учителя приоритетной формой является методическое объединение учителей. Однако оно образовано по формальному признаку и лишает педагога возможности свободного самоопределения в пространстве школы и педагогического коллектива. Не отрицая значимости методических объединений на современном этапе развития образования, следует все же преодолевать их ограниченность. В связи с относительной неизменностью содержания образования спектр интересов методических объединений составляли в основном вопросы методического совершенствования. Современная образовательная ситуация определяется обновлением содержания образования, поэтому учителю любого предмета необходимо постоянное общение с учителями других дисциплин, учеными, психологами, социологами и др. Взаимодействие предметных и межпредметных форм методической деятельности обусловлено интегративными процессами, характерными для нынешнего этапа развития образования.
|
|
В связи с этим возникла необходимость обновления методической деятельности в школе. Методическая работа в образовательном учреждении наполняется более широким функционалом.
Мы считаем, что необходимо создать такое методическое пространство, которое будет отвечать современным интегративным процессам в социуме и образовании, сохранять преемственность по отношению к традиционным методическим формам, обеспечивать организацию свободного профессионального саморазвития педагога. Поэтому ведущими субъектами нашего методического пространства должны стать проблемные педагогические лаборатории (состоящие из преподавателей разных дисциплин). Пока в нашей школе функционирует одна педагогическая лаборатория, объединяющая учителей-предметников, работающих над темой «Система работы с одаренными детьми через интеграцию урочной и внеурочной деятельности» (Руководитель Сидоренко Т.И.).
Методическое пространство в школе призвано обеспечить выполнение двух задач, значимых в контексте современной педагогической культуры:
- свободный и осознанный выбор учителем собственных методических маршрутов;
- коллективное творческое взаимодействие учителей, преподающих разные предметы, обеспечивающее их личностно-профессиональное развитие.
Модель управления подобным методическим пространством основывается на системном, деятельностном, демократическом, вариативном подходах к управлению, предполагает превращение всех членов педагогического коллектива в субъектов управления. Обновление традиционного содержания управленческой деятельности школы обеспечивает режим стабильного развития учебного заведения. Инновационное методическое пространство помогает решить ряд профессиональных проблем педагогов: психологическая усталость, однообразие труда, ослабление интереса к профессии и как следствие снижение качества образовательного процесса. Интегральное методическое пространство представляет собой форму практической реализации современных научных концепций педагогической культуры учителя.
В связи с социально-экономическими изменениями, происходящими в современном обществе, меняется позиция школы, усложняются задачи, которые приходится решать учителю.
Методическая работа в современной школе – это целостная, основанная на достижениях науки и передового педагогического опыта и на конкретном анализе учебно-воспитательного процесса система взаимосвязанных мер, действий и мероприятий, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого учителя и воспитателя, на развитие и повышение творческого потенциала педагогического коллектива, школы в целом, а в конечном счёте – на совершенствование учебно-воспитательного процесса, достижение оптимального уровня образования, воспитание и развитие конкретных школьников.
Описание инновационной модели методической службы в муниципальном общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школе №10
Учителя, как местные светочи науки,
должны стоять на полной высоте
собственных знаний в своей специальности.
Д.И. Менделеев
Методическая служба в школе - составная часть единой системы непрерывного образования педагогических кадров, системы повышения их профессиональной квалификации.
Роль методической службы школы значительно возрастает в современных условиях в связи с необходимостью рационально и оперативно использовать новые методики, приемы и формы обучения и воспитания.
В 2007-2008 учебном году структура методической службы МОУ СОШ №10 с традиционными методическими объединениями была преобразована на ШМО с творческими группами и лабораториями.
В современных условиях, когда в образовании реализуются идеи свободы выбора содержания, форм обучения, особенно актуальны теоретические и практические проблемы образования, позволяющие проектировать педагогическую деятельность с широким использованием научных исследований. При этом особое значение приобретают научно-исследовательская и научно-инновационная деятельность. "Пока потребность в системном научном анализе и проектировании педагогической деятельности, необходимости связи науки и образовательной практики выражена недостаточно, поэтому медленно происходит рост научной и педагогической компетенции учителя, его творческой активности и умения адекватно оценивать результаты собственной деятельности". Разрабатывая вопрос совершенствования системы методической работы в школе, изучая литературу по данному вопросу, опыт коллег других образовательных учреждений повышенного уровня образования города и области, пришли к выводу о возможном пути развития методической службы школы через образование межпредметных объединений. Было разработано "Положение о методическом объединении". Считаем, что для небольшого коллектива учителей данная направленность позволит творчески развиваться.
Поэтому, выстраивая методическую деятельность, мы, в первую очередь, определяем ее сущность и задачи. От этого зависит содержание методической работы, которое включает в себя следующие направления:
• демократизация учебно-воспитательного процесса на основе педагогики сотрудничества;
• изучение новых методов обучения и воспитания на основе опыта педагогов - новаторов и творчески работающих учителей;
• изучение нормативных документов руководящих органов народного образования, направленных на совершенствование учебно-воспитательного процесса;
• изучение психолого-педагогических проблем обучения и воспитания учащихся, а также проблем управления образовательным процессом;
• внедрение в учебный процесс информационной технологии личностно ориентированного подхода в обучении и воспитании;
• введение диагностики, мониторинга в учебно-воспитательный процесс, выстраивание работы на основе диагностических данных как с учителями, так и с учащимися.
Эти направления затрагивают всех участников образовательного процесса и позволяют решать проблемы на всех уровнях управления, которые включены в организационную структуру методической службы в школе. Звенья данной структуры взаимосвязаны между собой и в то же время обладают некоторой самостоятельностью.
В течение трёх лет в школе сложилась оптимальная в данных условиях развития структура методической службы МОУ СОШ №10, включающая
компоненты, обеспечивающие реализацию цели и задач методической службы. В МС входят структуры, деятельность которых направлена на принятие управленческих и организационных решений (педсовет, НМС, аттестационная комиссия), внутреннюю экспертизу результатов деятельности педагогов (экспертный совет) и творческие объединения учителей: с постоянным составом – предметные методические объединения, временные коллективы педагогов - творческие группы по освоению педагогами образовательных технологий, лаборатории.
При построении адаптивной системы управления методической службой мы используем ряд методологических подходов:
Ø системно - деятельностный;
Ø мотивационный;
Ø рефлексивный;
Ø личностно ориентированный;
Ø культурологический,
опираясь в своей работе на публикации П. И. Третьякова и М. М. Поташника.
Технологии формирования адаптивной системы управления методической службой школы - это, прежде всего, построение ее на диагностическо - прогностической основе. Проведение диагностики педагогической деятельности и ее оценка - неотъемлемая часть управления. Школу оценивают многие: ученики и их родители, администрация, отдел образования. Но главная задача не в том, чтобы дать учителю экспертную оценку извне, а в том, чтобы стимулировать его к самостоятельному осмыслению и решению своих проблем.
Создается такой диагностический блок, который позволяет каждому педагогу отрефлексировать собственную деятельность, определить особенности деятельности и личностные ориентиры:
ü выявить методы, формы и средства достижения результата;
ü наметить пути и перспективы развития инновационного опыта.
Темы педагогических советов, конференций, темы индивидуальных работ, планирование занятий школы, «Как стать хорошим учителем», «открытые уроки» планируются именно из заявок учителей.
Анализ анкетирования позволяет выявить, с одной стороны, опыт учителя и его умения, с другой стороны - его проблемы. Составляется диагностическая карта школы. И очень легко разделить вопросы, требующие изучения на разных уровнях методической работы школы:
ü педсовет;
ü школьные творческие М/О;
ü самообразование учителя;
ü тематика занятий школы «Как стать хорошим учителем»;
ü открытые уроки;
ü аттестационные испытания учителя.
Учителя школы осознают необходимость постоянного самоанализа своей педагогической деятельности, самосовершенствования, а это - основа творчества.
Следующим этапом качественного обновления управления методической службы школы стала организация этой работы на основе программно - целевого подхода.
На учебный год составляется программно - целевой план, включающий следующие периоды:
1) диагностический;
2) прогностический;
3) организационный;
4) практический.
Такой подход к планированию научно - методической работы разрабатывается для разрешения наиболее важных проблем педагогической практики. Применение программно - целевого подхода к управлению методической службой делает ее работу целенаправленной, конкретной, адресной, мобильной, направленной на популяризацию исследовательской и проектной работы учителей и учащихся.
Возглавляет методическую службу школы методический совет. Методический совет школы - совещательный орган педагогического коллектива, координирующий и контролирующий работу всех подразделений методической службы школы.
Задача МС - создание условий для совершенствования профессионального мастерства учителя, роста его творческого потенциала, направленного на формирование и развитие учащихся.
Состав: администрация школы, руководители подразделений методической службы (руководители ШМО, ТГ), актив учителей.
Функции МС определены локальным актом "Положение о Методическом Совете".
Деятельность Совета направлена на:
формирование целей, задач методического обеспечения УВП и методической учебы кадров;
определение содержания, форм, методов, повышение квалификации;
планирование и организация, регулирование методической учебы педагогических кадров, ее анализ.
решение педагогических проблем, связанных с УВП;
разработка системы мер по изучению педагогической практики.
В структуру методической службы школы входят предметные и творческие методические объединения.
Предметные методические объединения – создание условий для внедрения инновационных методических разработок по преподаванию предмета в педагогическую практику; оказание влияния на результативность методической работы и самообразование учителей; стимулирование развития передового педагогического опыта, творчества и инициативы учителей; обеспечение развития педагогического сотрудничества; приобщение учителей к поисковой опытно-экспериментальной деятельности по своему предмету.
В нашей школе сформировано четыре МО:
1. МО начальных классов и здоровьесберегающих технологий.
2. МО гуманитарно-эстетического направления.
3. МО естественно-математического направления.
4. МО классных руководителей.
В практику работы методической службы школы входит создание временных проблемных групп учителей, работающих над определенной проблемой.
Методическое объединение создается в таком составе и при таком упоре предметов, которые с точки зрения педагогики необходимы и достаточны для успешной работы. Педагоги выбирают руководителя и секретаря ШМО. Руководитель ШМО в течение года организует и проводит 4-5 заседаний. Каждое предметное ШМО работает над своей темой, которая связана с единой методической темой школы.
Таблица №1
Методическое объединение | Тема |
МО начальных классов и здоровьесберегающих технологий | |
МО гуманитарно-эстетического направления | |
МО естественно-математического направления | |
МО классных руководителей |
Деятельность предметных МО разнообразна: проведение открытых уроков, их самоанализ и анализ, конструирование и защита конспектов уроков, деловые игры, общественные смотры и отчеты учителей, обзоры литературы, презентации идей, методические консультации руководителей по определенной теме, разработка и защита программы собственной деятельности по какому-либо вопросу и другие виды работ. Планы работы МО составляются с учетом ситуации, которая сложилась в школе: опыта учителей, итогов успеваемости учащихся по предмету, интересов учителей и задач преподавания данного предмета.
Следует отметить высокий уровень проведения всех методический заседаний, где тщательному анализу подвергалась работа учителей по достижению базового уровня знаний учащихся по предметам. Заседания, проведенные в нетрадиционной форме: (деятельностные игры, работа в группах.) не оставили учителей равнодушными, стимулировали развитие их творческого потенциала. Для эффективного проведения заседаний методических объединений широко использовались возможности ИКТ.
Высшей формой коллективной методической работы является педсовет. В 2007-2010 учебных годах были рассмотрены вопросы:
ü Роль приоритетного национального проекта образования, повышение качественных характеристик учебно-воспитательного процесса;
ü Детская агрессия;
ü Профильное образование как один из способов дифференциации и индивидуализации образования;
ü Реализация программы развития школы в части внедрения проектно-исследовательской деятельности;
ü Ученик и учитель: взаимопонимание – взаимодействие- сотрудничество;
ü Обучение и воспитание успехом. Социализация учащихся;
ü Результаты анкетирования членов педколлектива по оценке социально-коммуникативной компетенции педагогов и умению бороться со стрессами;
ü О подготовке публичного доклада МОУ СОШ №10 за 2007-2008, 2008-2009 учебные годы;
ü О платных дополнительных услугах и пакете документов по дополнительным услугам для учащихся МОУ СОШ №10.
Методический кабинет - информационно-методическое обеспечение педагогических работников школы, повышение мотивации учителя к росту квалификации через самообразовательную деятельность. Цель: создание условий для совершенствования мастерства педагогов.
Методический кабинет предназначен для обеспечения творческой работы учителей по своему предмету, самообразованию и совершенствованию педагогического мастерства, а также для анализа и обобщения опыта методической работы, накопленного в образовательном учреждении. С помощью методического кабинета методическая служба школы решает следующие задачи:
ü нормативно - организационную;
ü дидактико - практическую;
ü информационно - проблемную;
ü практическую;
ü технологическую.
Аттестационная комиссия – осуществление аттестации учителей и руководителей на предмет установления соответствующих квалификационных категорий. Члены комиссии не только выявляют уровень квалификационной категории, но и оказывают помощь при подготовке к аттестации педагога. Разрабатывают Положение о повышении квалификации
Экспертный совет – оценка показателей уровня знаний, умений и продуктивной деятельности педагогических и руководящих работников по специальности, проблеме, экспериментальной и инновационной деятельности.
Творческие группы - всестороннее изучение образовательной технологии и апробирование её в практике преподавания предмета, разработка рекомендации по ее наиболее эффективному внедрению в учебно-воспитательный процесс школы с целью реализации личностно-ориентированного и развивающего образования школьников.
В школе создано три творческих группы:
1. Работа с одарёнными детьми.
2. Проектное обучение.
3. Информационные технологии.
В дальнейшем планируем провести реорганизацию ТГ по работе с одарёнными детьми, так как она должна получить широкий спектр распространения своей деятельности.
Творческие группы позволяют нам вести плодотворную работу по вовлечению учащихся и педагогов в участие в различных конкурсах разных уровней.
Лаборатории – объединение педагогов-исследователей для научно-практического поиска; координация научно-практических и методических исследований по психолого-педагогической тематике.
1. Детский сад - школа.
2. Психолого-педагогическое сопровождение.
3. Школа молодого педагога.
Данная модель методической службы находится на стадии внедрения. В перспективе будет совершенствоваться работа структурных подразделений методической службы, что позволит через повышение профессионализма учителя обеспечить качество образования.
Каковы же результаты работы методической службы в школе?
1. Диагностика учителей показывает, что повысился профессиональный уровень в вопросах, которые ранее вызывали затруднение: образовательные технологии, нестандартные формы урока, личностно ориентированный подход в обучении и воспитании, использование диагностики в работе с учащимися и т.д.
2. В школе имеется хороший творческий потенциал педагогов, о чем свидетельствуют банк данных передового педагогического опыта, представленный в методических папках. Адреса передового опыта постоянно пополняются и реализуются через открытые уроки.
3. Самосовершенствование, развитие профессионализма учителей опирается на их самообразование. В основном темы по самообразованию выбираются на 2-3 года. В рамках МО ведется мониторинг за самообразованием педагогов. Методический совет систематизирует эти данные и отслеживает в процессе обучения.
4. В школе постоянно анализируются результаты профессионального мастерства преподавателей, выраженные в итогах аттестации. Экспертная оценка деятельности аттестуемых учителей подтверждает творческий рост педагогов. Уровень их профессионализма обобщается в методических папках - копилках.
5. Анализ результатов профессионального мастерства свидетельствует о том, что основная категория учителей, работающих в школе, имеет большой педагогический опыт, в основном это учителя, имеющие стаж работы свыше 10 лет. Качественный состав педагогов по уровню образования тоже меняется: в школе преподают учителя, имеющие высшее образование, сокращается число учителей, имеющих среднее специальное образование. За последние три года наблюдается рост профессионального уровня педагогов: возросло число учителей, имеющих высшую категорию на 6%, первая категорию - 4%. Уменьшилось число учителей, имеющих вторую категорию. Профессиональный уровень педагогов повышается в результате прохождения курсовой переподготовки. Таким образом, показатели результативности профессионального мастерства свидетельствуют о довольно высоком уровне профессиональной компетенции педагогического коллектива, его творческом росте, который обеспечивается организацией работы педагогов по овладению достижениями психолого-педагогической науки, постоянным стимулирование их самообразования.