Результативность развития педагогического творчества

№ п\п Название конкурса 2006-2007 2007-2008  2008-2009 2009-2010
1. «Учитель года» Сидоренко Т.И. 1 место Иванова Е.В.. - Чекунова А.В.- 2 место; Ковбаса Т.Г; Гаджиева Э.К. Сафронова Н.В. – 3 место
2. «Самый классный классный» Паркина С.А. Загоскина Г.А. П место  Вдовина Т.М. Колонтаенко В.В.
3. Смотр-конкурс кабинетов Романова Е.Д. Кабинет физики 1 место Панферова М.П. Кабинет МХК 1 место Быков А.И. Кабинет ОБЖ Беляева Г.Ф. Каб. нач. классов
4. Конкурсный отбор лучших учителей в рамках Приоритетного национального проекта «Образование» Маньшин А.В., обладатель Губернатор-ской премии Маньшин А.В.- победитель конкурсного отбора; Панферова М.П.   Панферова М.П.- победитель конкурсного отбора; Сидоренко Т.И. - победитель конкурсного отбора  
5. Конкурс методических разработок - Иванова Е.В., III место; Романова Е.Д., II место Босова И.Н., I,II места; Семенова В.П., II место; Гаджиева Э.К., III место; Беляева Г.Ф, III место; Корниенко Е.И., Яворская Л.М., I место   Лагошина Н.А., 3 место в областном конкурсе проектов программы «Обучение для будущего», Босова И.Н. грамота за участие в межрегион. историко-просветительском конкурсе, лауреат конкурса докладов в рамках 10 всероссийского августовского интернет-педсовета

 

Обобщение и распространение передового педагогического опыта учителей МОУ СОШ №9 в этом учебном году велось как на муниципальном, так и на региональном уровнях:

· Чекунова А.В., учитель английского языка, «Использование телекоммуникационных технологий в преподавании английского языка»;

· Романова Е.Д., учитель физики, «Использование возможностей SMART NOTEBOOK на уроках физики»;

· «Создание цифровых ресурсов для доски SMART Board как результат творческой деятельности учащихся при изучении физики»;  

· Курочкина Л.И., учитель математики, «Информационно-коммуникационные технологии на уроках математики»

· Беседина В.А., заместитель директора по УВР, «Предпрофильная подготовка и профильное обучение как составляющие концепции модернизации структуры и содержания образования»

(Сборник отдела образования администрации г.Гуково «Эффективный педагогический опыт», 2008 г)

· Чекунова А.В. учитель английского языка «Использование ИКТ-технологий на уроках английского языка как способ повышения ЗУНов и мотивации учащихся» 

· Ковбаса Т.Г., учитель физической культуры, «Развитие общей выносливости как важного компонента физического здоровья учащегося на уроках физической культуры и внеурочных занятиях» 

· Вдовина Т.М., классный руководитель 5Б класса «Особенности работы классного руководителя с подростками, требующими дополнительного педагогического внимания» (в рамках конкурса «Учитель года - 2009»)

· Панферова М.П., учитель изобразительного искусства, «Применение ИКТ-технологий в предметной области «Искусство»;

· Сидоренко Т.И., учитель немецкого языка, «Применение ИКТ_технологий на уроках немецкого языка как условие формирования виртуальной коммуникативности учащихся»;

· Босова И.Н., учитель информатики, «Развитие ИКТ-компетентности учащихся с помощью элективных курсов «Компьютерное делопроизводство»

(Сборник научных трудов участников VIII научно-практической конференции-выставки «Информационные технологии в образовании», г.Ростов-на-Дону, 2008 г.)

· Сидоренко Т.И., учитель немецкого языка, «Дистанционные эвристические олимпиады как один из способов организации личностно-деятельностного обучения иностранному языку»;

· Босова И.И., учитель информатики, «Разработка образовательных программ по информатике на вариативной основе и индивидуальных планов»;

(Сборник научных трудов участников IX научно-практической конференции-выставки «Информационные технологии в образовании», г.Ростов-на-Дону, 2009 г.)

· Осипова И.И., директор МОУ СОШ №9, «Развитие одаренности детей в условиях образовательного учреждения посредством ИКТ-технологий»;

· Панферова М.П., учитель изобразительного искусства, «Применение современных образовательных технологий в работе с одаренными детьми в предметной области «Искусство»;

· Сидоренко Т.И., учитель немецкого языка, «Использование современных образовательных технологий на уроках немецкого языка как условие развития одарённости школьников»

(Материалы X ежегодной областной научно-практической конференции «Современные инновации и образовательные технологии в работе с одарёнными детьми Ростовской области», Ростов-на-Дону, 2008 г.)

§ Беседина В.А., зам. директора по УВР, «Предпрофильная подготовка и профильное обучение как составляющие концепции модернизации структуры и содержания образования»;

§ Осипова И.И., директор школы, «Создание инновационной среды образовательного учреждения в условиях реализации ПНПО;

§ Сидоренко Т.И., учитель немецкого языка, «Работа с одаренными детьми учителей иностранного языка»;

§ Романова Е.Д., учитель физики, «Использование возможностей SMFRT Notebook на уроках физики»

(Научно – методический журнал Министерства общего и профессионального образования Ростовской области «Региональная школа управления» 2009г., №4)

· Беседина В.А., учитель русского языка и литературы, «Основные направления модернизации системы педагогического образования»,

· Курочкина Л.И., учитель математики, «Индивидуализация обучения математике»;

· Гаджиева Э.К., учитель истории, «Индивидуализация обучения на уроках истории в системе личностно-ориентированного образования»;

· Загоскина Г.А., учитель географии, «Индивидуальный подход в обучении на уроках географии».

(Материалы международной научно-практической Интернет-конференции «Модели индивидуализации обучения в инновационном развитии регионального образования: опыт, проблемы, перспективы», издательство ИПК и ПРО, 2009г.)

     Основными формами взаимодействия внутри модели методической службы школы являются сетевые события, которые помогают создать горизонталь взаимодействия в городской образовательной среде.

     Значимым событием для педагогов школы стал семинар-практикум «Эффективность системы методического сопровождения инновационной педагогической деятельности в условиях реализации приоритетного национального проекта «Образование», проводимый Государственным образовательным учреждением дополнительного профессионального образования РО ИПКиПРО в рамках краткосрочных курсов повышения квалификации (2009г.), на котором делились опытом работы педагоги школы

    Осипова И.И. – «Создание инновационной среды посредством ИКТ-ресурсов», (фрагмент городского постоянно действующего семинара для руководителей ОУ);

    Босова И.Н. – «Повышение квалификации педагогов как условие совершенствования профессионально-личностных компетенций в контексте реализации ПНПО», (мастер-класс);

    Сидоренко Т.И. - «Использование информационных технологий в учебном процессе», (мастер-класс, немецкий язык);

    Панферова М.П.- «Использование информационных технологий в учебном процессе» (мастер-класс, изобразительное искусство);

    Маньшин А.В., Ковбаса Т.Г. – «Реализация спортивно-рекреативной модели личностно-ориентированного обучения школьников по физической культуре» (педагогическая мастерская);

    Иванова Е.В., Беляева Г.Ф. – «Обучение навыкам учебного сотрудничества будущих первоклассников с целью их успешной адаптации в школе», (педагогическая студия)

    На базе МОУ СОШ №9 за последние 3 года были проведены семинары для зам.директоров по УВР, а также заседания ГМО учителей-предметников.

 При традиционной организации методической работы учителя приоритетной формой является методическое объединение учителей. Однако оно образовано по формальному признаку и лишает педагога возможности свободного самоопределения в пространстве школы и педагогического коллектива. Не отрицая значимости методических объединений на современном этапе развития образования, следует все же преодолевать их ограниченность. В связи с относительной неизменностью содержания образования спектр интересов методических объединений составляли в основном вопросы методического совершенствования. Современная образовательная ситуация определяется обновлением содержания образования, поэтому учителю любого предмета необходимо постоянное общение с учителями других дисциплин, учеными, психологами, социологами и др. Взаимодействие предметных и межпредметных форм методической деятельности обусловлено интегративными процессами, характерными для нынешнего этапа развития образования.

В связи с этим возникла необходимость обновления методической деятельности в школе. Методическая работа в образовательном учреждении наполняется более широким функционалом.

 Мы считаем, что необходимо создать такое методическое пространство, которое будет отвечать современным интегративным процессам в социуме и образовании, сохранять преемственность по отношению к традиционным методическим формам, обеспечивать организацию свободного профессионального саморазвития педагога. Поэтому ведущими субъектами нашего методического пространства должны стать проблемные педагогические лаборатории (состоящие из преподавателей разных дисциплин). Пока в нашей школе функционирует одна педагогическая лаборатория, объединяющая учителей-предметников, работающих над темой «Система работы с одаренными детьми через интеграцию урочной и внеурочной деятельности» (Руководитель Сидоренко Т.И.).

Методическое пространство в школе призвано обеспечить выполнение двух задач, значимых в контексте современной педагогической культуры:

- свободный и осознанный выбор учителем собственных методических маршрутов;

- коллективное творческое взаимодействие учителей, преподающих разные предметы, обеспечивающее их личностно-профессиональное развитие.

Модель управления подобным методическим пространством основывается на системном, деятельностном, демократическом, вариативном подходах к управлению, предполагает превращение всех членов педагогического коллектива в субъектов управления. Обновление традиционного содержания управленческой деятельности школы обеспечивает режим стабильного развития учебного заведения. Инновационное методическое пространство помогает решить ряд профессиональных проблем педагогов: психологическая усталость, однообразие труда, ослабление интереса к профессии и как следствие снижение качества образовательного процесса. Интегральное методическое пространство представляет собой форму практической реализации современных научных концепций педагогической культуры учителя.

В связи с социально-экономическими изменениями, происходящими в современном обществе, меняется позиция школы, усложняются задачи, которые приходится решать учителю.

 Методическая работа в современной школе – это целостная, основанная на достижениях науки и передового педагогического опыта и на конкретном анализе учебно-воспитательного процесса система взаимосвязанных мер, действий и мероприятий, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого учителя и воспитателя, на развитие и повышение творческого потенциала педагогического коллектива, школы в целом, а в конечном счёте – на совершенствование учебно-воспитательного процесса, достижение оптимального уровня образования, воспитание и развитие конкретных школьников.

 

Описание инновационной модели методической службы в муниципальном общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школе №10

Учителя, как местные светочи науки,

должны стоять на полной высоте

собственных знаний в своей специальности.

Д.И. Менделеев

 

Методическая служба в школе - составная часть единой системы непрерывного образования педагогических кадров, системы повышения их профессиональной квалификации.

Роль методической службы школы значительно возрастает в современных условиях в связи с необходимостью рационально и оперативно использовать новые методики, приемы и формы обучения и воспитания.

     В 2007-2008 учебном году структура методической службы МОУ СОШ №10 с традиционными методическими объединениями была преобразована на ШМО  с творческими группами и лабораториями.

В современных условиях, когда в образовании реализуются идеи свободы выбора содержания, форм обучения, особенно актуальны теоретические и практические проблемы образования, позволяющие проектировать педагогическую деятельность с широким использованием научных исследований. При этом особое значение приобретают научно-исследовательская и научно-инновационная деятельность. "Пока потребность в системном научном анализе и проектировании педагогической деятельности, необходимости связи науки и образовательной практики выражена недостаточно, поэтому медленно происходит рост научной и педагогической компетенции учителя, его творческой активности и умения адекватно оценивать результаты собственной деятельности". Разрабатывая вопрос совершенствования системы методической работы в школе, изучая литературу по данному вопросу, опыт коллег других образовательных учреждений повышенного уровня образования города и области, пришли к выводу о возможном пути развития методической службы школы через образование межпредметных объединений. Было разработано "Положение о методическом объединении". Считаем, что для небольшого коллектива учителей данная направленность позволит творчески развиваться.

Поэтому, выстраивая методическую деятельность, мы, в первую очередь, определяем ее сущность и задачи. От этого зависит содержание методической работы, которое включает в себя следующие направления:

• демократизация учебно-воспитательного процесса на основе педагогики сотрудничества;

• изучение новых методов обучения и воспитания на основе опыта педагогов - новаторов и творчески работающих учителей;

• изучение нормативных документов руководящих органов народного образования, направленных на совершенствование учебно-воспитательного процесса;

• изучение психолого-педагогических проблем обучения и воспитания учащихся, а также проблем управления образовательным процессом;

• внедрение в учебный процесс информационной технологии личностно ориентированного подхода в обучении и воспитании;

 • введение диагностики, мониторинга в учебно-воспитательный процесс, выстраивание работы на основе диагностических данных как с учителями, так и с учащимися.

Эти направления затрагивают всех участников образовательного процесса и позволяют решать проблемы на всех уровнях управления, которые включены в организационную структуру методической службы в школе. Звенья данной структуры взаимосвязаны между собой и в то же время обладают некоторой самостоятельностью.

В течение трёх лет в школе сложилась оптимальная в данных условиях развития структура методической службы МОУ СОШ №10, включающая

компоненты, обеспечивающие реализацию цели и задач методической службы. В МС входят структуры, деятельность которых направлена на принятие управленческих и организационных решений (педсовет, НМС, аттестационная комиссия), внутреннюю экспертизу результатов деятельности педагогов (экспертный совет) и творческие объединения учителей: с постоянным составом – предметные методические объединения, временные коллективы педагогов - творческие группы по освоению педагогами образовательных технологий, лаборатории.

При построении адаптивной системы управления методической службой мы используем ряд методологических подходов:

Ø системно - деятельностный;

Ø  мотивационный;

Ø  рефлексивный;

Ø  личностно ориентированный;

Ø  культурологический,

опираясь в своей работе на публикации П. И. Третьякова и М. М. Поташника.

Технологии формирования адаптивной системы управления методической службой школы - это, прежде всего, построение ее на диагностическо - прогностической основе. Проведение диагностики педагогической деятельности и ее оценка - неотъемлемая часть управления. Школу оценивают многие: ученики и их родители, администрация, отдел образования. Но главная задача не в том, чтобы дать учителю экспертную оценку извне, а в том, чтобы стимулировать его к самостоятельному осмыслению и решению своих проблем.

Создается такой диагностический блок, который позволяет каждому педагогу отрефлексировать собственную деятельность, определить особенности деятельности и личностные ориентиры:

ü выявить методы, формы и средства достижения результата;

ü наметить пути и перспективы развития инновационного опыта.

Темы педагогических советов, конференций, темы индивидуальных работ, планирование занятий школы, «Как стать хорошим учителем», «открытые уроки» планируются именно из заявок учителей.

Анализ анкетирования позволяет выявить, с одной стороны, опыт учителя и его умения, с другой стороны - его проблемы. Составляется диагностическая карта школы. И очень легко разделить вопросы, требующие изучения на разных уровнях методической работы школы:

ü педсовет;

ü школьные творческие М/О;

ü самообразование учителя;

ü тематика занятий школы «Как стать хорошим учителем»;

ü открытые уроки;

ü аттестационные испытания учителя.

Учителя школы осознают необходимость постоянного самоанализа своей педагогической деятельности, самосовершенствования, а это - основа творчества.

Следующим этапом качественного обновления управления методической службы школы стала организация этой работы на основе программно - целевого подхода.

На учебный год составляется программно - целевой план, включающий следующие периоды:      

1) диагностический;                      

2) прогностический;

3) организационный;

4) практический.

Такой подход к планированию научно - методической работы разрабатывается для разрешения наиболее важных проблем педагогической практики. Применение программно - целевого подхода к управлению методической службой делает ее работу целенаправленной, конкретной, адресной, мобильной, направленной на популяризацию исследовательской и проектной работы учителей и учащихся.

Возглавляет методическую службу школы методический совет. Методический совет школы - совещательный орган педагогического коллектива, координирующий и контролирующий работу всех подразделений методической службы школы.

Задача МС - создание условий для совершенствования профессионального мастерства учителя, роста его творческого потенциала, направленного на формирование и развитие учащихся.

Состав: администрация школы, руководители подразделений методической службы (руководители ШМО, ТГ), актив учителей.

Функции МС определены локальным актом "Положение о Методическом Совете".

Деятельность Совета направлена на:

 формирование целей, задач методического обеспечения УВП и методической учебы кадров;

 определение содержания, форм, методов, повышение квалификации;

 планирование и организация, регулирование методической учебы педагогических кадров, ее анализ.

 решение педагогических проблем, связанных с УВП;

 разработка системы мер по изучению педагогической практики.

В структуру методической службы школы входят предметные и творческие методические объединения.

Предметные методические объединения – создание условий для внедрения инновационных методических разработок по преподаванию предмета в педагогическую практику; оказание влияния на результативность методической работы и самообразование учителей; стимулирование развития передового педагогического опыта, творчества и инициативы учителей; обеспечение развития педагогического сотрудничества; приобщение учителей к поисковой опытно-экспериментальной деятельности по своему предмету.

В нашей школе сформировано четыре МО:

1. МО начальных классов и здоровьесберегающих технологий.

2. МО гуманитарно-эстетического направления.

3. МО естественно-математического направления.

4. МО классных руководителей.

В практику работы методической службы школы входит создание временных проблемных групп учителей, работающих над определенной проблемой.

Методическое объединение создается в таком составе и при таком упоре предметов, которые с точки зрения педагогики необходимы и достаточны для успешной работы. Педагоги выбирают руководителя и секретаря ШМО. Руководитель ШМО в течение года организует и проводит  4-5 заседаний. Каждое предметное ШМО работает над своей темой, которая связана с единой методической темой школы.

Таблица №1

 

Методическое объединение Тема
МО начальных классов и здоровьесберегающих технологий  
МО гуманитарно-эстетического направления  
МО естественно-математического направления  
МО классных руководителей  

Деятельность предметных МО разнообразна: проведение открытых уроков, их самоанализ и анализ, конструирование и защита конспектов уроков, деловые игры, общественные смотры и отчеты учителей, обзоры литературы, презентации идей, методические консультации руководителей по определенной теме, разработка и защита программы собственной деятельности по какому-либо вопросу и другие виды работ. Планы работы МО составляются с учетом ситуации, которая сложилась в школе: опыта учителей, итогов успеваемости учащихся по предмету, интересов учителей и задач преподавания данного предмета.

Следует отметить высокий уровень проведения всех методический заседаний, где тщательному анализу подвергалась работа учителей по достижению базового уровня знаний учащихся по предметам. Заседания, проведенные в нетрадиционной форме: (деятельностные игры, работа в группах.) не оставили учителей равнодушными, стимулировали развитие их творческого потенциала. Для эффективного проведения заседаний методических объединений широко использовались возможности ИКТ.

Высшей формой коллективной методической работы является педсовет. В 2007-2010 учебных годах были рассмотрены вопросы:

ü Роль приоритетного национального проекта образования, повышение качественных характеристик учебно-воспитательного процесса;

ü Детская агрессия;

ü Профильное образование как один из способов дифференциации и индивидуализации образования;

ü Реализация программы развития школы в части внедрения проектно-исследовательской деятельности;

ü Ученик и учитель: взаимопонимание – взаимодействие- сотрудничество;

ü Обучение и воспитание успехом. Социализация учащихся;

ü Результаты анкетирования членов педколлектива по оценке социально-коммуникативной компетенции педагогов и умению бороться со стрессами;

ü О подготовке публичного доклада МОУ СОШ №10 за 2007-2008, 2008-2009 учебные годы;

ü О платных дополнительных услугах и пакете документов по дополнительным услугам для учащихся МОУ СОШ №10.

Методический кабинет - информационно-методическое обеспечение педагогических работников школы, повышение мотивации учителя к росту квалификации через самообразовательную деятельность. Цель: создание условий для совершенствования мастерства педагогов.

 Методический кабинет предназначен для обеспечения творческой работы учителей по своему предмету, самообразованию и совершенствованию педагогического мастерства, а также для анализа и обобщения опыта методической работы, накопленного в образовательном учреждении. С помощью методического кабинета методическая служба школы решает следующие задачи:

ü нормативно - организационную;

ü дидактико - практическую;

ü информационно - проблемную;

ü практическую;

ü технологическую.

Аттестационная комиссия – осуществление аттестации учителей и руководителей на предмет установления соответствующих квалификационных категорий. Члены комиссии не только выявляют уровень квалификационной категории, но и оказывают помощь при подготовке к аттестации педагога. Разрабатывают Положение о повышении квалификации

Экспертный совет – оценка показателей уровня знаний, умений и продуктивной деятельности педагогических и руководящих работников по специальности, проблеме, экспериментальной и инновационной деятельности.

Творческие группы - всестороннее изучение образовательной технологии и апробирование её в практике преподавания предмета, разработка рекомендации по ее наиболее эффективному внедрению в учебно-воспитательный процесс школы с целью реализации личностно-ориентированного и развивающего образования школьников.

В школе создано три творческих группы:

1. Работа с одарёнными детьми.

2. Проектное обучение.

3. Информационные технологии.

В дальнейшем планируем провести реорганизацию ТГ по работе с одарёнными детьми, так как она должна получить широкий спектр распространения своей деятельности.

Творческие группы позволяют нам вести плодотворную работу по вовлечению учащихся и педагогов в участие в различных конкурсах разных уровней.

Лаборатории – объединение педагогов-исследователей для научно-практического поиска; координация научно-практических и методических исследований по психолого-педагогической тематике.

1. Детский сад - школа.

2. Психолого-педагогическое сопровождение.

3. Школа молодого педагога.      

Данная модель методической службы находится на стадии внедрения. В перспективе будет совершенствоваться работа структурных подразделений методической службы, что позволит через повышение профессионализма учителя обеспечить качество образования.

Каковы же результаты работы методической службы в школе?

1. Диагностика учителей показывает, что повысился профессиональный уровень в вопросах, которые ранее вызывали затруднение: образовательные технологии, нестандартные формы урока, личностно ориентированный подход в обучении и воспитании, использование диагностики в работе с учащимися и т.д.

2. В школе имеется хороший творческий потенциал педагогов, о чем свидетельствуют банк данных передового педагогического опыта, представленный в методических папках. Адреса передового опыта постоянно пополняются и реализуются через открытые уроки.                                                                                          

3. Самосовершенствование, развитие профессионализма учителей опирается на их самообразование. В основном темы по самообразованию выбираются на 2-3 года. В рамках МО ведется мониторинг за самообразованием педагогов. Методический совет систематизирует эти данные и отслеживает в процессе обучения.

4. В школе постоянно анализируются результаты профессионального мастерства преподавателей, выраженные в итогах аттестации. Экспертная оценка деятельности аттестуемых учителей подтверждает творческий рост педагогов. Уровень их профессионализма обобщается в методических папках - копилках.

5. Анализ результатов профессионального мастерства свидетельствует о том, что основная категория учителей, работающих в школе, имеет большой педагогический опыт, в основном это учителя, имеющие стаж работы свыше 10 лет. Качественный состав педагогов по уровню образования тоже меняется: в школе преподают учителя, имеющие высшее образование, сокращается число учителей, имеющих среднее специальное образование. За последние три года наблюдается рост профессионального уровня педагогов: возросло число учителей, имеющих высшую категорию на 6%, первая категорию - 4%. Уменьшилось число учителей, имеющих вторую категорию. Профессиональный уровень педагогов повышается в результате прохождения курсовой переподготовки. Таким образом, показатели результативности профессионального мастерства свидетельствуют о довольно высоком уровне профессиональной компетенции педагогического коллектива, его творческом росте, который обеспечивается организацией работы педагогов по овладению достижениями психолого-педагогической науки, постоянным стимулирование их самообразования.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: