Публикации и обобщение передового педагогического опыта

Педагоги школы пропагандируют свой педагогический опыт через публикации в сборниках различных уровней:

Сборник «Учитель года» ГОМК отдела образования Администрации г. Гуково:

- «Создание личностно-ориентированной развивающей среды с целью повышения эффективности урока иностранного языка» - учитель английского языка Романенко Г.А. (2007 год);

- «Коллективная творческая деятельность через игру – универсальный путь развития личности» - учитель немецкого языка Юдичева В.С. (2007 год);

- «Взаимодействие классного руководителя и семьи» - учитель биологии Пацека Е.Н. (2008 год);

- «Формирование познавательного интереса на уроках истории в условиях личностно-ориентированного обучения» - учитель истории и обществознания Мазурова Т.А. (2009 год);

- «Нравственное воспитание как важнейший фактор формирования и развития полноценной личности» - учитель английского языка Романенко Г.А. (2009 год).

Сборник статей «Эффективный педагогический опыт» ГОМК отдела образования Администрации г. Гуково:

- «Использование современных педагогических технологий при обучении иностранному языку» - учитель немецкого языка Юдичева В.С. (2007 год);

- «Использование исторических и историографических источников на уроках истории в классах среднего звена» - учитель истории Петрик Н.И. (2007 год);

- «Формирование системы методического сопровождения здоровьесберегающей деятельности школы» - директор Борщева Е.А., заместитель директора по УВР Ятина А.Ф., заместитель директора по ВР Петрик Н. И., учитель изобразительного искусства Ломейко М. А. (2009 год).

 

Областной уровень:

- «Музей в едином образовательном и культурном пространстве. Музейная педагогика» - учитель истории Петрик Н.И., - научно-практическая конференция (2007 год);

- «Создание здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении» - заместитель директора по УВР Ятина А.Ф., - журнал «Практические советы учителю» (2008 год);

- «Развитие одаренности посредством изобразительного искусства» - учитель изобразительного искусства Ломейко М.А., научно-практическая конференция (2008 год);

- «Формирование системы методического сопровождения здоровьесберегающей деятельности школы» - директор Борщева Е.А., заместитель директора по УВР Ятина А.Ф., заместитель директора по ВР Петрик Н. И., учитель изобразительного искусства Ломейко М. А. – научно-методический журнал «Региональная школа управления» (2009 год).

Материалы обобщения находятся в методическом кабинете школы и доступны для изучения и использования всем желающим. Обобщение и распространение передового педагогического опыта осуществляется через взаимопосещение уроков, совместную работу по подготовке и проведению предметных недель, семинаров, через выступления педагогов на заседаниях педагогического совета, методических объединений различного уровня, методического совета, научно-практических конференциях, разработку методических рекомендаций по различным вопросам преподавания и воспитания.

 

Взаимосвязь структурных компонентов методической системы

Чёткое разграничение целей и задач компонентов методической системы школы, а также их функций, делает разработанную систему дееспособной. На схеме стрелками обозначены направления выработки и принятия решения:

Ø на педсовете определяются стратегия и тактика развития школы;

Ø ШМК через методсовет разрабатывает конкретные направления работы, которые доводятся до ШМО;

Ø на заседаниях ШМО реализуется принимаемое решение на практике, разрабатывается учителями;

Ø итоги работы ШМО подводятся на методических семинарах.

Но есть у данных компонентов и обратная связь:

Ø ШМО самостоятельно принимают решения, выходят с предложение на методсовет;

Ø методсовет анализирует данное предложение и ставит перед администрацией поднятую проблему;

Ø администрация выносит на педсовет.

При планировании работы педколлектива школы на учебный год по реализации Программы развития школы учитываются все звенья методической службы школы в соответствии с их назначением и функциями.

Важнейшую роль в организации работы по её реализации играет методическая служба школы. В основу системы методической службы положены формы её организации. Эта система складывалась в течение нескольких лет, и в данный момент она представляется нам наиболее эффективной и работоспособной. Однако это не делает её застывшей. При изменениях, которые будут происходить в школе, будут вноситься изменения и в данную систему. Только в этом случае она будет жизнеспособной, отвечать насущным проблемам школы.

Организация работы методической службы

МОУ СОШ № 9

Учителя, как местные светочи науки,

должны стоять на полной высоте

собственных знаний в своей специальности.

(Д.И. Менделеев)

Миссия методической службы школы:

Создание условий для смены типа образовательной деятельности, предполагающей переход от «знаниевой» модели образования в школе к «способностной» (креативной) – успешная работа педагогического коллектива в режиме развития.

 Ключевая цель методической работы:

Создание атмосферы заинтересованности в росте педагогического мастерства, приоритета педагогической компетентности, творческих поисков коллектива.

Важнейшим средством повышения педагогического мастерства учителей, связующим в единое целое всю систему работы школы, является методическая служба. Роль методической службы школы значительно возрастает в современных условиях в связи с необходимостью рационально и оперативно использовать новые методики, приемы и формы обучения и воспитания.

 Вступив в процесс модернизации образовательного пространства, мы придерживаемся следующего определения методической работы: это «целостная, основанная на достижениях науки и передового педагогического опыта и конкретном анализе УВП, система взаимосвязанных мер, действий и мероприятий, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального потенциала каждого учителя, на развитие и повышение творческого потенциала педагогического коллектива в целом, а, в конечном счете, на совершенствование учебно-воспитательного процесса, достижение оптимального уровня образования, воспитания и развития школьников» (М.М. Поташник), а также «особый вид педагогической и исследовательской деятельности как самих учителей, так и руководителей школ» (Н.В. Немова).

Тема работы методической службы: Пути повышения эффективности образовательного процесса через внедрение инновационных форм, средств и методов педагогического воздействия.

В условиях модернизации образования методической службы МОУ СОШ №9  ставит перед собой следующие цели:

• Обеспечение современного качества образования, его доступности и

эффективности;

• Формирование условий для непрерывного повышения    профессиональной компетентности педагогических работников, их  уровня конкурентоспособности на рынке образовательных услуг;

• Формирование мотивации к обмену, обобщению, распространению и

диссимиляции актуального педагогического опыта и    интеллектуального продукта посредством сетевого взаимодействия.

Цели и задачи обновления школы, анализ существующей передовой практики позволяют выделить следующие направления в деятельности школьной методической службы, которые необходимо реализовать совместно с органами муниципальной методической службы.

1. Информационная деятельность:

-создание банка данных педагогической информации о достижениях науки и практики, в т.ч. из опыта работы педагогического коллектива школы.

2. Диагностико - прогностическая деятельность:

-диагностика потребностей кадров в повышении квалификации;

-диагностика информационных запросов; создание репутации (имиджа) школы, способствующей формированию положительной учебной мотивации учащихся и благоприятного общественного мнения, а также сохранению контингента.

3. В области содержания образования:

-подготовка кадров к освоению учебного плана предпрофильного и профильного обучения (освоение вариативного обучения, изучение и освоение образовательных стандартов, учебников нового поколения, новых педагогических технологий, разработка и освоение школьного компонента и др.).

4. Инновационная, опытно-экспериментальная работа:

-управление опытно-экспериментальной работой;

-овладение навыками экспертизы инновационных программ, учебников, пособий, технологий.

5. В области аттестации педагогических кадров:

-подготовка педагогов к самооценке профессиональной деятельности, самоаттестации.

Содержание методической работы обусловлено:

-Законом РФ, нормативными документами, инструкциями, приказами МО РФ, рекомендациями МО Ростовской области, программой развития ОУ;

-результатами состояния образовательного процесса, уровнем обученности, воспитанности и развития учащихся ОУ;

-Областным базисным учебным планом, образовательными стандартами, наличием вариативных учебников и учебных пособий;         Знаниями по психологии, педагогике, методике, управлению;

-Освоением инноваций, внедрением ИКТ в учебную деятельность;

-Наличием профессиональных интересов и запросов педагогов.

Задачи методической службы школы по сопровождению педагогических кадров:

• Описание и обобщение педагогического опыта, экспертиза

интеллектуального продукта педагога, описание алгоритма

деятельности педагога с целью трансляции ПО;

• Индивидуальное  сопровождение начинающих педагогов,

 педагогов, участвующих в профессиональных конкурсах, аттестуемых, сопровождение деятельности МО предметников, творческих (мобильных) групп, разнообразных форм распространения педагогического опыта;

• Участие в разработке программы развития, проектов, модели сетевого

взаимодействия, аналитическая и прогностическая деятельность на основе диагностики и мониторинга;

• Организация непрерывного повышения квалификации педагогов,

посредством индивидуальных планов самообразования, организации

педагогических чтений, конференций, семинаров, обеспечение нормативной документацией, создание и обеспечение доступа к информационным банкам данных.

Осуществление данных направлений, поставленных целей и задач возможно в школе на качественно высоком уровне во многом благодаря высококвалифицированному кадровому составу:

• 86 % педагогических работников имеют квалификационные категории;

•  11 учителей школы имеют высшую категорию;

• 1 Отличник народного просвещения (Степнова Л.П., учитель начальных классов);

• 2 Почетных работника общего образования РФ (Осипова И.И., директор школы, Агаларова В.И., учитель математики);

• 4 учителя являются руководителями городских МО (Босова И.Н., Гусева Т.И., Ковбаса Т.Г., Романова Е.Д.);

•  2 победителя городских  конкурсов профессионального мастерства «Учитель года»;

• 3 победителя конкурса «Лучшие учителя России» в рамках приоритетного национального проекта «Образование» (Маньшин А.В., Сидоренко Т.И., Панферова М.П.);

· 1 участник 11 Всероссийского конкурса «Дистанционный учитель года 2009» (Босова И.Н.).

Профессиональный уровень коллектива позволят осуществлять в школе активную инновационную работу в содержании образования,  в организации учебного процесса, в педагогических технологиях.

 При планировании методической работы мы стремимся отобрать те формы, которые реально позволили бы решать проблемы и задачи, стоящие перед школой.

Мы используем:

-тематические педагогические советы (4 раза в год);

-методические совещания;

-школьное методическое объединение (1 раз в четверть);

-работа учителей по самообразованию;

-предметные недели;

-творческие группы по внедрению инновационных технологий;

-“круглые столы”;

-творческие отчеты школьных методических объединений (1 раз в год);

-открытые заседания методических объединений;

-теоретические семинары, семинары-практикумы;

-“Школа молодого учителя” (руководитель Беседина В.А.. – 1 раз в четверть);

-методические выставки (1 раз в четверть в библиотеке школы или на школьном стенде);

-разработка методических рекомендаций в помощь учителю (1раз в год – заместители директора по УВР, ВР);

-конкурс “Учитель года”, «Самый классный Классный»;

-научное общество учащихся, научно-практическая конференция;

-аттестация учителей;

-курсовая подготовка;

-педагогический мониторинг.

Основные направления методической работы школы разработаны на основе предложений, поступивших от педагогов, системного анализа деятельности школы, отчетов о работе, ШМО, материалов педсоветов, конференций, выступлений учителей на различных заседаниях, совещаниях, методоперативках.

Формы методической работы школы:

I. Индивидуальные:

Индивидуальные консультации. Наставничество. Самообразование. Работа над личной методической (творческой) темой.

II. Коллективные

Коллектив школы продолжил инновационную деятельность по изучению и внедрению в практику информационных технологий обучения, образовательного мониторинга.

Во главе методической службы стоит методический совет школы. Он выполняет координацию методической работы и отслеживание выполнения программы развития. В состав методического совета входят руководители МО и представители администрации, психологическая служба школы. Заседания методического совета проводятся один раз в месяц.

Методический совет ведет свою работу по следующим направлениям:

· создание условий для роста педагогического и методического мастерства учителей;

· координация работы методических объединений учителей-предметников;

· организация психолого-педагогических семинаров;

· реализация задач методической работы, поставленных на конкретный учебный год;

· анализ качества обученности учащихся, определение пути коррекции;

· определение деятельности педагогического коллектива по повышению квалификации и аттестации педагогических кадров;

· проведение внутришкольных семинаров, педагогических чтений, конкурсов, творческих отчетов;

· утверждение адаптированных программ спецкурсов, факультативов;

Приоритетные вопросы, решаемые на заседаниях МС:

-изучение образовательных стандартов по предметам;

-новые подходы к методической службе школы;

-изучение особенностей базисного учебного плана с учетом пятидневной недели обучения;

-организация подготовки к экзаменам;

-организация работы в рамках эксперимента.

 В структуру методической службы входит педагогический совет, который является высшей формой коллективной методической работы и осуществляет руководство методической и практической деятельностью педагогического коллектива, реализуя поставленные задачи. Его целью является совершенствование форм, методов и содержания образования. Педагогический совет организуют директор школы, заместители директора по УВР и ВР, руководители ШМО, опытные учителя школы. Ежегодно проводятся по 4 заседания с различной тематикой. На заседаниях педсовета  были рассмотрены вопросы:

-роль приоритетного национального проекта образования;

-повышение качественных характеристик учебно-воспитательного процесса;

-детская агрессия;

-профильное образование как один из способов дифференциации и индивидуализации образования.

На совещаниях при заместителе директора ОУ обсуждались и принимались решения по следующим вопросам:

-результаты качества и обученности учащихся;

-понятие педагогической технологии;

-модульное обучение. Новые педагогические технологии;

-о преемственности начальной и основной школы;

-соблюдение техники безопасности на уроках и практических занятиях.

 

Мониторинг качества знаний (по результатам ЕГЭ):

               2007              2008            2009

Математика 25 35 55
Русский язык 39 39 60
История России 20 0 80
Обществознание 23 33 53
Химия 25 100 25
Физика 0 не сдавали 67
Биология 20 100 63
география 0 100 100
Информатика и ИКТ не сдавали не сдавали 30
Английский язык не сдавали не сдавали 80
Немецкий язык не сдавали не сдавали 100

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: