Педагоги школы пропагандируют свой педагогический опыт через публикации в сборниках различных уровней:
Сборник «Учитель года» ГОМК отдела образования Администрации г. Гуково:
- «Создание личностно-ориентированной развивающей среды с целью повышения эффективности урока иностранного языка» - учитель английского языка Романенко Г.А. (2007 год);
- «Коллективная творческая деятельность через игру – универсальный путь развития личности» - учитель немецкого языка Юдичева В.С. (2007 год);
- «Взаимодействие классного руководителя и семьи» - учитель биологии Пацека Е.Н. (2008 год);
- «Формирование познавательного интереса на уроках истории в условиях личностно-ориентированного обучения» - учитель истории и обществознания Мазурова Т.А. (2009 год);
- «Нравственное воспитание как важнейший фактор формирования и развития полноценной личности» - учитель английского языка Романенко Г.А. (2009 год).
Сборник статей «Эффективный педагогический опыт» ГОМК отдела образования Администрации г. Гуково:
|
|
- «Использование современных педагогических технологий при обучении иностранному языку» - учитель немецкого языка Юдичева В.С. (2007 год);
- «Использование исторических и историографических источников на уроках истории в классах среднего звена» - учитель истории Петрик Н.И. (2007 год);
- «Формирование системы методического сопровождения здоровьесберегающей деятельности школы» - директор Борщева Е.А., заместитель директора по УВР Ятина А.Ф., заместитель директора по ВР Петрик Н. И., учитель изобразительного искусства Ломейко М. А. (2009 год).
Областной уровень:
- «Музей в едином образовательном и культурном пространстве. Музейная педагогика» - учитель истории Петрик Н.И., - научно-практическая конференция (2007 год);
- «Создание здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении» - заместитель директора по УВР Ятина А.Ф., - журнал «Практические советы учителю» (2008 год);
- «Развитие одаренности посредством изобразительного искусства» - учитель изобразительного искусства Ломейко М.А., научно-практическая конференция (2008 год);
- «Формирование системы методического сопровождения здоровьесберегающей деятельности школы» - директор Борщева Е.А., заместитель директора по УВР Ятина А.Ф., заместитель директора по ВР Петрик Н. И., учитель изобразительного искусства Ломейко М. А. – научно-методический журнал «Региональная школа управления» (2009 год).
Материалы обобщения находятся в методическом кабинете школы и доступны для изучения и использования всем желающим. Обобщение и распространение передового педагогического опыта осуществляется через взаимопосещение уроков, совместную работу по подготовке и проведению предметных недель, семинаров, через выступления педагогов на заседаниях педагогического совета, методических объединений различного уровня, методического совета, научно-практических конференциях, разработку методических рекомендаций по различным вопросам преподавания и воспитания.
|
|
Взаимосвязь структурных компонентов методической системы
Чёткое разграничение целей и задач компонентов методической системы школы, а также их функций, делает разработанную систему дееспособной. На схеме стрелками обозначены направления выработки и принятия решения:
Ø на педсовете определяются стратегия и тактика развития школы;
Ø ШМК через методсовет разрабатывает конкретные направления работы, которые доводятся до ШМО;
Ø на заседаниях ШМО реализуется принимаемое решение на практике, разрабатывается учителями;
Ø итоги работы ШМО подводятся на методических семинарах.
Но есть у данных компонентов и обратная связь:
Ø ШМО самостоятельно принимают решения, выходят с предложение на методсовет;
Ø методсовет анализирует данное предложение и ставит перед администрацией поднятую проблему;
Ø администрация выносит на педсовет.
При планировании работы педколлектива школы на учебный год по реализации Программы развития школы учитываются все звенья методической службы школы в соответствии с их назначением и функциями.
Важнейшую роль в организации работы по её реализации играет методическая служба школы. В основу системы методической службы положены формы её организации. Эта система складывалась в течение нескольких лет, и в данный момент она представляется нам наиболее эффективной и работоспособной. Однако это не делает её застывшей. При изменениях, которые будут происходить в школе, будут вноситься изменения и в данную систему. Только в этом случае она будет жизнеспособной, отвечать насущным проблемам школы.
Организация работы методической службы
МОУ СОШ № 9
Учителя, как местные светочи науки,
должны стоять на полной высоте
собственных знаний в своей специальности.
(Д.И. Менделеев)
Миссия методической службы школы:
Создание условий для смены типа образовательной деятельности, предполагающей переход от «знаниевой» модели образования в школе к «способностной» (креативной) – успешная работа педагогического коллектива в режиме развития.
Ключевая цель методической работы:
Создание атмосферы заинтересованности в росте педагогического мастерства, приоритета педагогической компетентности, творческих поисков коллектива.
Важнейшим средством повышения педагогического мастерства учителей, связующим в единое целое всю систему работы школы, является методическая служба. Роль методической службы школы значительно возрастает в современных условиях в связи с необходимостью рационально и оперативно использовать новые методики, приемы и формы обучения и воспитания.
Вступив в процесс модернизации образовательного пространства, мы придерживаемся следующего определения методической работы: это «целостная, основанная на достижениях науки и передового педагогического опыта и конкретном анализе УВП, система взаимосвязанных мер, действий и мероприятий, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального потенциала каждого учителя, на развитие и повышение творческого потенциала педагогического коллектива в целом, а, в конечном счете, на совершенствование учебно-воспитательного процесса, достижение оптимального уровня образования, воспитания и развития школьников» (М.М. Поташник), а также «особый вид педагогической и исследовательской деятельности как самих учителей, так и руководителей школ» (Н.В. Немова).
|
|
Тема работы методической службы: Пути повышения эффективности образовательного процесса через внедрение инновационных форм, средств и методов педагогического воздействия.
В условиях модернизации образования методической службы МОУ СОШ №9 ставит перед собой следующие цели:
• Обеспечение современного качества образования, его доступности и
эффективности;
• Формирование условий для непрерывного повышения профессиональной компетентности педагогических работников, их уровня конкурентоспособности на рынке образовательных услуг;
• Формирование мотивации к обмену, обобщению, распространению и
диссимиляции актуального педагогического опыта и интеллектуального продукта посредством сетевого взаимодействия.
Цели и задачи обновления школы, анализ существующей передовой практики позволяют выделить следующие направления в деятельности школьной методической службы, которые необходимо реализовать совместно с органами муниципальной методической службы.
1. Информационная деятельность:
-создание банка данных педагогической информации о достижениях науки и практики, в т.ч. из опыта работы педагогического коллектива школы.
2. Диагностико - прогностическая деятельность:
-диагностика потребностей кадров в повышении квалификации;
-диагностика информационных запросов; создание репутации (имиджа) школы, способствующей формированию положительной учебной мотивации учащихся и благоприятного общественного мнения, а также сохранению контингента.
3. В области содержания образования:
-подготовка кадров к освоению учебного плана предпрофильного и профильного обучения (освоение вариативного обучения, изучение и освоение образовательных стандартов, учебников нового поколения, новых педагогических технологий, разработка и освоение школьного компонента и др.).
4. Инновационная, опытно-экспериментальная работа:
-управление опытно-экспериментальной работой;
-овладение навыками экспертизы инновационных программ, учебников, пособий, технологий.
|
|
5. В области аттестации педагогических кадров:
-подготовка педагогов к самооценке профессиональной деятельности, самоаттестации.
Содержание методической работы обусловлено:
-Законом РФ, нормативными документами, инструкциями, приказами МО РФ, рекомендациями МО Ростовской области, программой развития ОУ;
-результатами состояния образовательного процесса, уровнем обученности, воспитанности и развития учащихся ОУ;
-Областным базисным учебным планом, образовательными стандартами, наличием вариативных учебников и учебных пособий; Знаниями по психологии, педагогике, методике, управлению;
-Освоением инноваций, внедрением ИКТ в учебную деятельность;
-Наличием профессиональных интересов и запросов педагогов.
Задачи методической службы школы по сопровождению педагогических кадров:
• Описание и обобщение педагогического опыта, экспертиза
интеллектуального продукта педагога, описание алгоритма
деятельности педагога с целью трансляции ПО;
• Индивидуальное сопровождение начинающих педагогов,
педагогов, участвующих в профессиональных конкурсах, аттестуемых, сопровождение деятельности МО предметников, творческих (мобильных) групп, разнообразных форм распространения педагогического опыта;
• Участие в разработке программы развития, проектов, модели сетевого
взаимодействия, аналитическая и прогностическая деятельность на основе диагностики и мониторинга;
• Организация непрерывного повышения квалификации педагогов,
посредством индивидуальных планов самообразования, организации
педагогических чтений, конференций, семинаров, обеспечение нормативной документацией, создание и обеспечение доступа к информационным банкам данных.
Осуществление данных направлений, поставленных целей и задач возможно в школе на качественно высоком уровне во многом благодаря высококвалифицированному кадровому составу:
• 86 % педагогических работников имеют квалификационные категории;
• 11 учителей школы имеют высшую категорию;
• 1 Отличник народного просвещения (Степнова Л.П., учитель начальных классов);
• 2 Почетных работника общего образования РФ (Осипова И.И., директор школы, Агаларова В.И., учитель математики);
• 4 учителя являются руководителями городских МО (Босова И.Н., Гусева Т.И., Ковбаса Т.Г., Романова Е.Д.);
• 2 победителя городских конкурсов профессионального мастерства «Учитель года»;
• 3 победителя конкурса «Лучшие учителя России» в рамках приоритетного национального проекта «Образование» (Маньшин А.В., Сидоренко Т.И., Панферова М.П.);
· 1 участник 11 Всероссийского конкурса «Дистанционный учитель года 2009» (Босова И.Н.).
Профессиональный уровень коллектива позволят осуществлять в школе активную инновационную работу в содержании образования, в организации учебного процесса, в педагогических технологиях.
При планировании методической работы мы стремимся отобрать те формы, которые реально позволили бы решать проблемы и задачи, стоящие перед школой.
Мы используем:
-тематические педагогические советы (4 раза в год);
-методические совещания;
-школьное методическое объединение (1 раз в четверть);
-работа учителей по самообразованию;
-предметные недели;
-творческие группы по внедрению инновационных технологий;
-“круглые столы”;
-творческие отчеты школьных методических объединений (1 раз в год);
-открытые заседания методических объединений;
-теоретические семинары, семинары-практикумы;
-“Школа молодого учителя” (руководитель Беседина В.А.. – 1 раз в четверть);
-методические выставки (1 раз в четверть в библиотеке школы или на школьном стенде);
-разработка методических рекомендаций в помощь учителю (1раз в год – заместители директора по УВР, ВР);
-конкурс “Учитель года”, «Самый классный Классный»;
-научное общество учащихся, научно-практическая конференция;
-аттестация учителей;
-курсовая подготовка;
-педагогический мониторинг.
Основные направления методической работы школы разработаны на основе предложений, поступивших от педагогов, системного анализа деятельности школы, отчетов о работе, ШМО, материалов педсоветов, конференций, выступлений учителей на различных заседаниях, совещаниях, методоперативках.
Формы методической работы школы:
I. Индивидуальные:
Индивидуальные консультации. Наставничество. Самообразование. Работа над личной методической (творческой) темой.
II. Коллективные
Коллектив школы продолжил инновационную деятельность по изучению и внедрению в практику информационных технологий обучения, образовательного мониторинга.
Во главе методической службы стоит методический совет школы. Он выполняет координацию методической работы и отслеживание выполнения программы развития. В состав методического совета входят руководители МО и представители администрации, психологическая служба школы. Заседания методического совета проводятся один раз в месяц.
Методический совет ведет свою работу по следующим направлениям:
· создание условий для роста педагогического и методического мастерства учителей;
· координация работы методических объединений учителей-предметников;
· организация психолого-педагогических семинаров;
· реализация задач методической работы, поставленных на конкретный учебный год;
· анализ качества обученности учащихся, определение пути коррекции;
· определение деятельности педагогического коллектива по повышению квалификации и аттестации педагогических кадров;
· проведение внутришкольных семинаров, педагогических чтений, конкурсов, творческих отчетов;
· утверждение адаптированных программ спецкурсов, факультативов;
Приоритетные вопросы, решаемые на заседаниях МС:
-изучение образовательных стандартов по предметам;
-новые подходы к методической службе школы;
-изучение особенностей базисного учебного плана с учетом пятидневной недели обучения;
-организация подготовки к экзаменам;
-организация работы в рамках эксперимента.
В структуру методической службы входит педагогический совет, который является высшей формой коллективной методической работы и осуществляет руководство методической и практической деятельностью педагогического коллектива, реализуя поставленные задачи. Его целью является совершенствование форм, методов и содержания образования. Педагогический совет организуют директор школы, заместители директора по УВР и ВР, руководители ШМО, опытные учителя школы. Ежегодно проводятся по 4 заседания с различной тематикой. На заседаниях педсовета были рассмотрены вопросы:
-роль приоритетного национального проекта образования;
-повышение качественных характеристик учебно-воспитательного процесса;
-детская агрессия;
-профильное образование как один из способов дифференциации и индивидуализации образования.
На совещаниях при заместителе директора ОУ обсуждались и принимались решения по следующим вопросам:
-результаты качества и обученности учащихся;
-понятие педагогической технологии;
-модульное обучение. Новые педагогические технологии;
-о преемственности начальной и основной школы;
-соблюдение техники безопасности на уроках и практических занятиях.
Мониторинг качества знаний (по результатам ЕГЭ):
2007 2008 2009
Математика | 25 | 35 | 55 |
Русский язык | 39 | 39 | 60 |
История России | 20 | 0 | 80 |
Обществознание | 23 | 33 | 53 |
Химия | 25 | 100 | 25 |
Физика | 0 | не сдавали | 67 |
Биология | 20 | 100 | 63 |
география | 0 | 100 | 100 |
Информатика и ИКТ | не сдавали | не сдавали | 30 |
Английский язык | не сдавали | не сдавали | 80 |
Немецкий язык | не сдавали | не сдавали | 100 |