Качественный состав (по категориям) педколлектива школы

Таблица №2

Годы Количество учителей Высшая категория I категория II категория Количество учителей I и высшей категории
2007-2008 28 10 (36%) 7 (25%) 10 (36%) 61%
2008-2009 27 10 (37%) 5 (19%) 10 (37%) 56%
2009-2010 27 12 (44,4%) 7 (26%) 6 (22,2%) 70,4%

Таблица №3

 

Год Прошли курсовую подготовку
2007 8
2008 8
2009 7

6. Благодаря росту профессионального мастерства педагогов, качественный потенциал учащихся также изменился:

• растет качество знаний: за 3 года на 4,6%;

• не снижается число призеров городских олимпиад;                                                                                                                                     

• увеличивается поступление учащихся согласно выбранному профилю;

• растет процент поступающих в вузы: по сравнению с предыдущим годом на 10%.

7. Реализуется программа «Одаренные дети» через построение индивидуальных трасс ребенка, дифференциацию обучения, работу творческой группы, олимпиады, смотры знаний.

8. Инновационная деятельность коллектива тесно связана с методической темой и вытекающими из нее проблемами. Она направлена на:

• апробацию новых программ и содержания обучения;

• введение предпрофильного обучения и внедрение элективных курсов;

• изучение различных факультативных курсов;

• апробации дистанционного профильного обучения.

9. Анализ работы над перспективной программой за 3 года позволяет сделать вывод о том, что методическая тема реализована. 2010 год является последним годом работы над ней. Итоги данной работы будут обобщены в методической папке: «Система работы над программой «Личностно ориентированное обучение и воспитание».

На совещаниях при заместителе директора ОУ обсуждались и принимались решения по следующим вопросам:

ü Понятие педагогической технологии;

ü Модульное обучение. Новые педагогические технологии;

ü О преемственности начальной и основной школы;

ü Работа в классах 7 вида;

ü Соблюдение техники безопасности на уроках и практических занятиях;

ü Работа со школьной документацией.

Один из основных вопросов учебно-воспитательного процесса в школе «Причины неуспеваемости и организационная работа учителя с учащимися, имеющим низкую мотивацию к учебно-познавательной деятельности». На методических неделях серьёзно обсуждались такие вопросы:

-«Причины неуспеваемости младших школьников» (из опыта работы Коломиец Т.И.),

-«Личностно-ориентированный подход на уроках к учащимся, имеющим низкую мотивацию к учебно-познавательной деятельности» (из опыта работы Логишевой Л.М.),

-«Формы и методы работы с учащимися, имеющим низкую мотивацию к учебно-познавательной деятельности» (из опыта работы Горбуновой Р.Д.).

 

Модель методической службы

МОУ СОШ №15

       

В условиях инновационного преобразования системы образования одним из ключевых направлений преобразований названо развитие учительского потенциала, в том числе внедрение системы моральных и материальных стимулов, постоянное повышение квалификации педагогов.

     Управление методической работой является одним из приоритетных направлений деятельности администрации школы.

    Модель методической службы МОУ СОШ№15 разработана в рамках подготовки новой программы развития на период 2010- 2013гг.

    Построение модели преследует целью создание оптимальной системы общешкольной методической работы, способствующей достижению качественно новых результатов при наименьших затратах.

 

В управлении методической работой применяем следующие инновационные подходы:

· системный – т.к. МОУ СОШ №15 как любое образовательное учреждение является целостной педагогической системой, то и управление системой методической работы требует системного подхода;

· программно-целевой – является стратегической основой разработки системы методической работы;

· дифференцированный – обеспечивает эффективное обучение различных групп педагогов;

· личностно-ориентированный – позволяет проектировать траектории собственного саморазвития каждого педагога;

· диагностический – обеспечивает научный подход в работе с кадрами, их профессиональное развитие и саморазвитие, активное  саморегулирование и самокоррекцию;

· технологический – повышает эффективность реализации методической работы за счет освоения важнейших технологий педагогического управления: анализа, целеполагания, проектирования, планирования, организации, диагностирования, контроля, коррекции и другие;

· компетентностный – обеспечивает адекватное построение образовательной деятельности в соответствии с государственным заказом, обеспечивает общественно-государственное управление с целью реализации запросов потребителей образовательных услуг и возрастанием ответственности за результаты образовательной деятельности;

· ресурсный - позволяет не только декларировать необходимость и возможность создания развивающей среды, но и реально обеспечить достижимость поставленных целей;

· рефлексивный – побуждает собственную активность и самостоятельность управляемых, влияет на процессы самоуправления и тем самым обеспечивает их субъектную позицию;

· оптимизационный – позволяет сконструировать систему управления, способствующую достижению максимально возможных конечных результатов при рациональных затратах.

Разработка модели началась с  анализа педагогического коллектива школы.

    В школе сложился стабильный педагогический коллектив. Процесс обучения осуществляют 33 педагога. Из них

- высшей квалификационной категории – 8 человек (23%), в том числе директор школы Т.П.Сычева по должности «руководитель», заместитель директора по УВР Лютова С.Н. по должности «руководитель»;

- первой квалификационной категории – 15 человек (43%);

- второй квалификационной категории - 12 человек (34%)

Показатель квалификационного уровня - учителей высшей и первой категории – составляет 66%. Социально-психологическую службу представляют педагог-психолог, школьный психолого - медико-педагогический консилиум.

Возрастной состав педагогов:

20-30 лет – 4 человека (12,1%)

31-40 лет – 5 человек (15,2%)

41-50 лет – 16 человек (48,5%)

51-60 лет – 7 человек (21,1%)

Свыше 60 лет – 1 человек (3,1%)

Средний возраст учителей–43 года, педагогов пенсионного возраста – 6.

Высшее образование имеют 30 человек (91%), среднее специальное – 2 человека (6%), незаконченное высшее – 1 человек (3%).

Таблица 1. Развитие кадрового потенциала МОУ СОШ № 15.

Наименование показателей

Учебные годы

2005-2006

2006-2007

2007-2008

2008-2009

Чел. % Чел. % Чел. % Чел. %
Количество работников 46 100% 39 100% 39 100% 32 100
Имеют образование                
- высшее 39 85% 32 82% 35 90% 29 91%
- неполное высшее 3 6,5% 3 8% 2 5% 1 3%
- среднее специальное 4 9% 4 10% 2 5% 2 6%
Имеют квал. категорию                
- высшую 2 4% 5 13% 4 10% 4 12,5%
- первую 19 41% 16 41% 13 33% 14 44%
- вторую 17 37% 15 38% 12 31% 13 41%
- без категории 8 17% 3 8% 10 26% 1 3%
Прошли аттестацию:                
- на высшую категорию     3 8% 1 2,5%    
- на первую 5 11% 9 23% 1 2,5% 3 9%
- на вторую 4 9% 3 8% 2 5% 4 12,5%
Имеют звание «Почетный работник» 2 4% 2 5% 2 5% 2 6%
«Заслуженный учитель» 1 2% 1 2,5%        
Награждены Почетными грамотами                
- МО РФ         1 2,5% 2 6%
- МО РО 2 4% 2 5% 2 5% 2 6%

 

На протяжении последних лет шли поиски оптимальной структуры методической службы. Наряду с сохранением школьных методических объединений учителей-предметников (учителей русского языка, математики, начальных классов, иностранных языков) создавались цикловые методические объединения учителей естественнонаучной направленности, общественных дисциплин. В 2005 – 2006 уч. году было создано творческой объединение, которое объединило учителей музыки, технологии, физкультуры, ОБЖ, ИЗО и МХК.

Главными звеньями в ее структуре на сегодняшний день являются школьные методические объединения. Их всего 8: ШМО учителей начальных классов, ШМО учителей русского языка и литературы, ШМО учителей математики, ШМО учителей иностранных языков, ШМО классных руководителей 5-8 классов, ШМО классных руководителей 9-11 классов. Цикловое методобъединение обществоведческой и естественнонаучной направленности, творческое объединение учителей физкультуры, музыки, ИЗО и технологии.

Наряду с предметными методическими объединениями одним из элементов структуры методической службы являются творческие группы педагогов, которые создавались с целью разработки наиболее актуальных проблем МОУ СОШ№15:

- экологическое образование и воспитание;

- информатизация образовательного процесса;

- преемственность между начальной и основной школой;

- работа с одаренными детьми;

- предпрофильная подготовка и профильное обучение;

- внедрение метода проектов;

- внедрение БУП- 2004 и ГОС;

- эстетическое образование и воспитание;

- апробация ГОС второго поколения и другие.

Координацию методической работы осуществляет научно-методический совет школы.

В числе вопросов, рассматриваемых на заседаниях методического совета: обсуждение и утверждение графика и тематики ВШК, анализ мониторинга уровня обученности и качества знаний, организация научно-исследовательской деятельности обучаемых, организация работы над единой методической темой, промежуточные результаты экспериментальной работы, подготовка и проведение научно-практической конференции старшеклассников и другие.

Все структурные подразделения действуют на основании локальных актов, определяющих их функциональные обязанности.

Непременным условием успешности педагогической деятельности является непрерывное повышение квалификации педагогических кадров.

Непрерывное образование – актуальная задача сегодняшнего дня. Она предполагает образование на продолжении всей жизни. В последнее время выделяют такие его виды, как формальное, неформальное и информальное.

Причем последние два вида приобретают все большее значение. В условиях общеобразовательной школы формальное образование педагогов представлено курсами повышения квалификации, проводимыми на базе РОИПК и ПРО, по программам «Интел. Обучение ради будущего», специальными семинарами и другими формами дистанционного обучения. Ежегодно учителя нашей школы проходят обучение на подобных курсах.

 

Таблица 2. Сведения о повышении квалификации педагогических кадров.

Наименование курсов

 2005 - 2006

2006 - 2007

2007 - 2008

2008 - 2009

 Чел. %  Чел. % Чел.   % Чел. %
РО ИПК и ПРО 13 28% 11 28% 4 10% 9 28%
РРЦИО 8 17% 3 8%     1 3%
Спецсеминары 2 4% 2 5% 2 5%    
 Др. формы работы                
  Всего: 23 50% 16 41% 6 15% 10 31%

 

  На сегодняшний день все педагоги школы (100%) прошли обучение по программам использования информационно-коммуникационных технологий.

 Результатом и показателем успешной деятельности по повышению профессиональной компетентности работников является участие их в профессиональных творческих конкурсах:

Таблица №3 «Участие в конкурсах профессионального мастерства»

 

Конкурсы и номинации 2005 2006 2007 2008 2009
«Учитель года» Демьянец Е.Ю.(финалист) Емельяненко О.М.(финалист) Логинова Н.Ю.(финалист) Берковская Ю.В. Шидловский О.Г. Ерофеева О.В.
«Самый классный классный» - Ястребова И.Н.(финалист) Окорокова О.М.(финалист) Гомма Е.И. Колесникова Н.П.(финалист)
Другие конкурсы   Берковская Ю.В. Докторевич Ж.В. (конкурс молодых учителей Дона)   Ястребова И.Н. («Карьера. Бизнес. Образование»)  
Конкурс лучших учителей в рамках ПНПО     Паршина Е.П. Емельяненко О.М. Ястребова И.Н. (премия Губернатора)
Итого 1 5 3 4 3

Ежегодно учебные кабинеты МОУ СОШ №15 признаются победителями муниципального конкурса «Лучший учебный кабинет»: в разные годы ими становились кабинет математики, биологии, ОБЖ, слесарная и токарная мастерские, кабинет обслуживающего труда, кабинет русского языка и литературы, кабинет физики.

   Педагоги и обучающиеся активно участвуют в реализации областных программ:

1. Программа профилактики правонарушений в Ростовской области на 2007-2010гг. (участники - 22 педагога и 382 ребенка).

2. Областная целевая программа повышения безопасности дорожного движения на территории Ростовской области на период 2007-2012гг. (22 педагога и 123 ребенка).

3. Областная программа развития физкультуры и спорта в Ростовской области на 2008-2010гг. (39 педагогов, 469 обучающихся).

4. Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту (22 педагога, 285 обучающихся).

5. Целевая программа патриотического воспитания граждан на 2006-2010гг. (39 педагогов, 469 обучающихся, 29 призовых мест).

В течение года в среднем коллектив школы принимает участие более чем в 50 конкурсах различного уровня, так в 2009 году завоевано 83 призовых места в различных номинациях в 41 конкурсе.

Опыт работы лучших педагогов школы обобщается и транслируется в педагогическом сообществе через публикации в брошюрах и журналах муниципального, регионального и федерального уровня, через размещение на сайте школы, сайтах учителей в сети Интернет, распространяется через участие в научно-практических конференциях и семинарах.

Учитель английского языка высшей категории Коваль Светлана Александровна, учитель экономики Емельяненко Ирина Александровна, учитель русского языка и литературы Ерофеева О.В., учитель французского языка Колесникова Наталья Павловна являются руководителями городских методических объединений учителей названных предметов.

     На базе школы регулярно проходят семинары для педагогов города. Заместитель директора школы Лютова С.Н. представляла опыт работы по кадровому обеспечению программы «Одаренные дети» во время работы областной стажерской площадки в городе Гуково в апреле 2009 года.

Из числа педагогов школы Знаком «Почетный работник общего образования России» награждены – 2 человека: Сычева Татьяна Петровна, Панова Лариса Михайловна. Медалью «За трудовую доблесть» награждена Липанова Римма Сергеевна, Почетной грамотой МО РФ награждены Лютова Светлана Николаевна, Паршина Евгения Петровна.

Расстановка кадров осуществляется с учетом уровня подготовки и опыта работы.

Анализируя статистические данные о результатах деятельности педагогического коллектива, протоколы ШМО, ЦМО, ТО можно сделать вывод, что

· учителя постоянно работают над повышением своего педагогического мастерства (см. табл.2),

· участвуют в городских и областных конкурсах,

· принимают активное участие в работе школьных и городских предметных методических объединений,

· повышают уровень своего профессионального мастерства (см. табл. 1 и 2),

· кадровый потенциал стабилен.

Планирование работы с кадрами строится на диагностической основе.

Психолог школы организует и осуществляет исследования:

1. Оценка уровня инновационного потенциала педагогического коллектива (анкета №1, анкета №2)

2. Самооценка методологической культуры учителя (тест).

3. Оценка уровня творческого потенциала личности (тест)

4. Оценка развития творческой активности педагога (тест)

5. Выявление резервных возможностей и качества обучения (анкета)

6. Изучение и оценка личностных особенностей профессиональных проявлений учителя:

- «Моя информационная культура» (тест)

- «Ваш творческий потенциал» (тест)

7. Использование следующих методик в оценке готовности педагогов к исследовательской деятельности:

Методика №1. Изучение трудностей в работе учителя.

Методика №2. Оценка сформированности конструктивно-содержательных и конструктивно-оперативных умений учителя.

Методика №3. Владение исследовательскими умениями.

Методика №4. Отношение к исследовательской деятельности.

Методика №5. Мотивация исследовательской деятельности.

Методика №6. Изучение профессиональной готовности учителей к экспериментально-исследовательской работе (по В.И.Зверевой)

Методика №7. Определение переориентации специалиста на новое педагогическое мышление.

Методика №8. Владение научными основами изучения, обобщения и внедрения передового педагогического опыта.

Так, например, ежегодно диагностируются профессиональные затруднения педагогов. По результатам диагностики в 2009 году можно сделать выводы о том,что педагоги МОУ СОШ №15:

- не испытывают затруднений при создании тематического планирования, поурочного планирования, изложении нового в доступной форме, в индивидуальной работе со слабоуспевающими;

- есть небольшие затруднения при планировании работы по самообразованию, осуществлении индивидуального подхода к обучаемым, использовании межпредметных связей, организации внеклассной работы по предмету;

- педагоги испытывают некоторые затруднения при использовании новых педагогических технологий; при осуществлении инновационных методов оценивания достижений обучаемых;

- необходима методическая помощь по следующим направлениям: преемственность между начальным и средним звеном, инновационные формы оценивания достижений уч-ся; составление программ элективных курсов, работа с необучаемыми учащимися, использование интерактивных технологий.

- наибольшую степень затруднения вызывает обобщение своего опыта работы.

В результате анализа анкет установлено, что здоровьесберегающими технологиями владеют все педагоги (100%), ведущими они являются у 11 человек (37%). Информационные технологии используют 100% учителей, ведущими их назвали 19 (65%).

 

Таблица 4. Сведения об использовании ИКТ в УВП.

      Где использованы    2005- 2006 2006 - 2007  2007 - 2008 2008 -2009
 1 Учебный процесс (без уроков информатики) 797 924 2842 3681
2 Внеклассные мероприятия 99 154 198 299

  Всего:

3517 4428 6091 6850

 

Столь же освоенными являются технологии сотрудничества (100%), моделирующие или игровые технологии (86%). Развивающими технологиями коммуникативного обучения овладели 62% учителей, исследовательскими – 41%, проблемного обучения – 48%, модульные технологии используют 17%, учебной деловой игры – 35%, проектного обучения – 28,5%.

На основании проведенной диагностики, по результатам контроля можно сделать выводы о том, что педагоги МОУ СОШ №15 владеют методами и приемами современного урока, используют развивающие, индивидуально-ориентированные, здоровьесберегающие технологии, нетрадиционные формы урока, разнообразные приемы и методы, владеют методикой структурирования урока, разнообразными типами урока.

Готовность к саморазвитию и инновациям демонстрируют 19 (59%) педагогов, 32% активно участвуют в инновационной деятельности школы, работают над индивидуальными темами педагогических исследований.

Направления инновационной деятельности МОУ СОШ №15:

1. раннее обучение иностранному языку,

2. введение пропедевтического курса информатики в начальной школе,

3. экологизация образовательного процесса,

4. внедрение ИКТ в образовательный процесс,

5.  эстетическое образование и воспитание,

6.  экспериментальная работа.

С 2007 по 2009 год школа являлась областной экспериментальной площадкой, коллектив занимался разработкой проекта по теме «Формирование компетентностного взаимодействия субъектов образования в условиях безопасной развивающей среды».

С 2008 года работает муниципальная пилотная площадка по апробированию государственных образовательных стандартов второго поколения в начальной школе. В рамках инновационной деятельности по этому направлению была осуществлена апробация технологии достижения планируемых результатов освоения программ начальной школы по предметам «Русский язык», «Чтение», «Математика», «Окружающий мир».  Педагогами школы Липановой Р.С. и Бобко Ю.А. была разработана программа внеурочной деятельности первоклассников. В июне 2009 года педагогами школа была осуществлена экспертиза проекта ФГОС.

В 2009 году в школе начат эксперимент по введению должности уполномоченного по правам ребенка. Подготовлены нормативно-правовые акты, регулирующие данную деятельность, разработан план работы. 21 апреля в школе прошли выборы, на которых дети избрали из числа наиболее любимых педагогов Емельяненко О.М. на должность уполномоченного по правам ребенка.

В центре внимания педагогического коллектива работа с одаренными детьми. Ежегодно учащиеся школы принимают участие в городских олимпиадах и творческих конкурсах, занимают призовые места (см. табл. 5).

Таблица 5. Сведения о призерах предметных олимпиад.

Предмет

Количество призеров

2005-2006 2006-2007 2007-2008 2008-2009 2009-2010
Литература   2 2 1 2
Русский язык       1 2
Английский язык 3 3 2 3 3
Немецкий язык 1 1 1 1  
Французский язык 2   1 0  
Математика         2
Информатика 1 1 2 1 1
Математика (4-7)       2 1
Биология 4 1 1 1 4
Экология       5 5
География 1 3 3 2 1
Химия     2 3 3
Обществознание 2 1 2 4 2
Право       2  
История 1   1 1  
Физика 2 5 2 3  
Астрономия       1  
Экономика 1 1 1 1 1
ИЗО   3 7 2 4
МХК       2  
Физическая культура   2 4 1 3
Технология 1 2 2 1 4
ОБЖ       2  
Русский язык (4 кл.)         1
Итого: 19 25 33 40 39

 

Сопоставляя результаты олимпиад за последние пять лет, можно сделать выводы, что показатели стабильны, а в сравнении с 2006 годом наблюдается значительный рост.

В 2009 году призерами регионального тура олимпиад по истории и обществознанию в 11 классе стали Дубровская Наталья и Сенокос Евгений. В 2010 году ученица 9 класса нашей школы Калашникова Александра стала победительницей  регионального тура олимпиады по обществознанию.

Следует также отметить, что учащиеся нашей школы были отмечены грамотами и дипломами на региональном уровне за участие в конкурсах «Овеянные славою флаг наш и герб», «Русский медвежонок», конкурс водных проектов старшеклассников, конкурс творческих работ «Меня беспокоит…» к 20-летию Конвенции о правах ребенка и др.

Рост профессионального мастерства педагогов школы подтверждается стабильными положительными результатами образовательной деятельности, прежде всего независимой оценкой в ходе ЕГЭ:

Так в 2009 году достигнуто превышение средних показателей по городу, области и РФ по всем предметам:

 

Предмет Кол-во сдававших ЕГЭ Пороговый балл ЕГЭ Средний балл СОШ №15 РФ Область Гуково
Биология 1 35 74,0 53,4 50,8 61,7
Информатика и ИКТ 4 36 65,8 56,1 52,8 56,6
Русский язык 26 37 62,9 56,4 57,3 56,1
Математика 26 21 47,3 42,9 44,2 41,1
Английский язык 1 20 59,0 59,4 55 52,4
Немецкий язык 0 20 - 43,6 34 -
Обществознание 22 39 58,3 56,7 57,3 53,9
Химия 1 33 70 54,7 56,8 59,4
История 5 30 59,0 48 48,9 50,6
Физика 10 32 52,2 49 47,2 43,5

На основании выше изложенного можно сделать следующие выводы:

· должным образом ведется работа по развитию инновационной деятельности и использованию ИКТ в учебном процессе всеми членами коллектива,

· целенаправленно ведётся работа по обобщению опыта педагогов,

· достаточно активно педагоги и учащиеся школы принимают участие в городских и областных мероприятиях.

Система контроля научно-методической работы строится с учетом принципов дифференциации и индивидуализации, включает разнообразные формы и методы контроля, учитывает психологические особенности личности педагога.

В школе организована работа с молодыми специалистами, с вновь прибывшими учителями. Так с молодым специалистом Орловой С.И., учителем математики, осуществляет наставничество Весельева Л.Л., со стороны администрации работа ведется по плану работы с молодыми специалистами, рассчитанному на два года. Первый год в коллективе работала Локтионова О.Г. Благодаря помощи коллег, ей удалось быстро включиться в творческую деятельность.

На основании проведенного анализа сформулированы цели и задачи, обусловленные потребностями общества, социума, проблемами школы, а также запросами педагогов и обучаемых.

Цель  – создание оптимальной образовательно-методической среды, способствующей профессиональному саморазвитию и творческой самореализации каждого педагога, а в конечном итоге росту уровня развития обучающихся.

Задачи:

1. создать условия для развития мотивации к профессиональному росту;

2. привлечь педагогов к инновационной деятельности, к осуществлению педагогических исследований;

3. обеспечить индивидуальный личностный подход к педагогам на основе диагностики;

4. обеспечить технологический подход в построении системы методической работы, оптимизировать педагогическую деятельность;

5. разработать систему стимулирования инновационной деятельности педагогов;

6. осуществлять образовательный консалтинг;

7. формировать открытое профессиональное сообщество, обеспечить сетевое сотрудничество.

   Организация методической работы на основе дифференцированного подхода предполагает несколько уровней.

По уровню профессионального развития можно выделить следующие группы педагогов:

1 группа – педагоги, вырабатывающие индивидуальный профессиональный почерк, стиль педагогической деятельности (репродуктивный уровень).

В работе с этой группой педагогов реализуются задачи: проведение экспертизы и анализа педагогического опыта, выявление затруднений, консультирование, мотивация к самореализации, участию в инновационной деятельности.

2 группа – педагоги, свободно владеющие профессией, педагогическим мастерством (частично-поисковый уровень).

Задача: оказать помощь в технологизации и диссеминации собственного опыта.

3 группа – педагоги, профессионалы, способные к проектированию авторских программ, технологий (творческий уровень, исследовательский)

Задачи: проектирование, моделирование новых педагогических практик, диссеминация педагогического опыта в открытом профессиональном сообществе.

    Сложившаяся в нашей школе модель методической службы включает  5 уровней организации:

1. Коллективная общешкольная работа (педсоветы, семинары, практикумы)

Педсовет (цель) – коллективно выработать управленческое решение по созданию условий для эффективного сотрудничества членов школьного коллектива по той или иной методической проблеме.

Содержание деятельности: заслушивание творческих отчетов учителей, их теоретических сообщений по конкретной методической проблеме, изложение результатов проделанной работы, принятие управленческого решения по проблеме. В качестве методов используется рассказ, показ, мозговой штурм, демонстрация, подготовка рекомендаций и т.д.

Функции:

- выработка системы основных понятий, единства подходов, действий в учебной, инновационной, поисково-исследовательской деятельности;

- психолого-педагогический, методический и методологический всеобуч- формирование научных основ грамотного профессионального педагогического новаторства и поиска;

- активное межпредметное общение и обмен педагогическим опытом;

- коллективное обсуждение проектов и результатов инновационной деятельности.

2. Научно-методический совет – главный консультативный орган:

Цель: непрерывное совершенствование квалификации педагога, непрерывное содействие его эрудиции и компетентности в области определенной науки.

Содержание деятельности: экспертиза и оценка авторских программ, учебных, методических пособий и разработок коллектива.

Функции:

- координация работы различных служб школы, обеспечение взаимосвязи педагогической науки с практикой;

- стимулирование взаимодействия между процессом развития и саморазвития школы с опорой на развитие инновационного опыта учителя и опыта работы школы;

- создание условий для самореализации личности педагога на основе непрерывного повышения квалификации, организуемого внутри школы.

3. Психолого-медико-педагогический консилиум, малый педсовет, аттестационная комиссия:

Решают конкретные задачи, выполняют функции, предусмотренные нормативно-правовыми актами. Так, ПМПк периодически обсуждает и оценивает, например, обученность, обучаемость и реальные учебные возможности каждого школьника в зоне его ближайшего развития, определяет набор параметров результата для прогнозируемой оценки, причины неуспеваемости, разрабатывает программу педагогической поддержки детей.

Методы работы – обсуждение и экспертная оценка.

4. Школьное методическое объединение, творческая группа.

Цель: осуществление образовательного консалтинга.

Содержание деятельности: содействие созданию благоприятных условий для непрерывного образования педагогов, повышения их профессионального мастерства, обогащение и развитие творческого потенциала каждого педагога.

Функции:

- оказание практической и интеллектуальной помощи педагогам;

- поддержка педагогической инициативы инновационных процессов;

- оценка состояния происходящих процессов, явлений и опыта;

- налаживание и установление контактов, связей.

5. Индивидуальная работа с педагогами.

Цель: оказание помощи в построении индивидуальной траектории профессионально-личностного развития каждого педагога.

Этапы:

- диагностический – оказание помощи учителю в выявлении собственных затруднений, профессиональных потребностей, определении «зон ближайшего развития», выявление уровня самопознания;

- проведение индивидуальных консультаций;

- работа в группах (ШМО, творческой, проблемной) с целью удовлетворения запросов, выявление новых возможностей, пробуждение активности, приобретение практических навыков, психологической компетентности;

- разработка определенных педагогических ситуаций, технологий, реализуя восхождение от личных изменений к новым способам существования в профессиональной деятельности;

- участие в опытно-экспериментальной работе.

Таким образом, цели определяют содержание и формы методической работы.

При выборе содержания и форм организации методической работы мы опираемся на следующие основные идеи, лежащие в основе современной системы повышения профессиональной компетентности учителя:

1. Реализация принципа «обучение действием» на базе усвоения опыта лучших учителей, ОУ, реализующих инновационные образовательные программы и имеющие положительные результаты.

2. Развитие профессиональной компетентности педагога более эффективно в условиях приобретения им личного опыта, реализации собственных потребностей в соответствии с его индивидуальными склонностями и возможностями. Выстраиваемая педагогом индивидуальная образовательная траектория должна быть основанной на осознании им смыслов российского образования и открытии в них собственных личностных смыслов. Методическая помощь должна быть адресной.

3. Профессиональное образование и повышение квалификации учителей должны, в соответствии с требованиями времени, иметь непрерывный характер и быть адекватными новым целям школьного образования.

Развитие идей непрерывного образования явилось побудительным мотивом повышения внимания к оценке эффективности различных видов образования: формального, неформального и информального.

Сегодня наряду с сохранением институтов повышения квалификации предполагается превращать передовые школы в центры непрерывного повышения квалификации, создавать организованные сообщества учителей (клубы, ассоциации, объединения). Сетевое сотрудничество дает определенные преимущества: уменьшение изолированности, профессиональное развитие через сотрудничество, нахождение совместных решений для схожих проблем, обмен опытом, ускорение обмена знаниями.

В содержании методической работы выделяем:

1. Содержание технологическое – изучение и применение ИКТ, современных образовательных технологий.

2. Содержание психологическое – изучение актуальных психологических концепций. Например, в связи с ожидаемым внедрением инклюзивного образования считаем необходимым изучение коррекционной педагогики. Дальнейшее изучение теоретических разработок по проблемам детской одаренности, развития креативности, исследования факторов достижения успеха.

3. Содержание культурологическое – формирование методологической, психологической, технологической, информационной, методической культуры педагога, включающее:

§ развитие способностей (коммуникативных),

§ формирование гуманистической направленности личности,

§ освоение приемов диагностики, в том числе самодиагностики (самонаблюдение, самоанализ, самооценка, самокоррекция)

§ овладение методами прогнозирования, проектирования, моделирования и т.д.

Что в свою очередь обеспечивает развитие профессиональной, коммуникативной, информационной и правовой компетентности педагога.

При выборе оптимальных форм работы считаем необходимым сочетание индивидуальной, групповой и коллективной форм работы.

Наряду с традиционными формами работы, такими как, открытые уроки, семинары, практикумы, наставничество, педагогические чтения, педсоветы, методические объединения, круглые столы, выставки, творческие отчеты и т.д., предполагаем активнее использовать совместные тренинги, мастер-классы, учебно-деловые, имитационные и организационно-деятельностные игры, научно-практические конференции, погружения, пресс-конференции, консультации, аукционы педагогических идей, методические фестивали и другие интерактивные формы работы с кадрами.

     Условия эффективности организации методической работы в школе:

Ø четкое и конкретное планирование методической работы (разработка и определение критериев, показателей, индикаторов достижения результатов);

Ø полный охват методической работой всех членов коллектива;

Ø постоянное поощрение администрацией самостоятельности и творчества отдельных педагогов, действующая система стимулов;

Ø создание и постоянная поддержка благоприятного психологического климата, творческой атмосферы в коллективе;

Ø оптимизация деятельности педагогов;

Ø формирование банка передового опыта;

Ø изучение и учет в методической работе критериев передового педагогического опыта (новизна, высокая результативность, соответствие современным достижениям педагогики и методики, стабильность достижения положительных результатов на протяжении ряда лет, возможность творческого применения опыта другими)

Ø систематическая целенаправленная популяризация достижений и научных рекомендаций. 

В управлении методической деятельностью опираемся на идеи П.И.Третьякова, М.М.Поташника. Используем технологию сотрудничества, которая предусматривает партнерство на всех этапах управления:

· совместный анализ деятельности;

· актуализация проблемы;

· постановка единой цели;

· определение форм работы;

· разработка плана и определение ожидаемого результата;

· анализ проделанной работы на этапах (мониторинг).

Технология сотрудничества основана на принципах равноправия, взаимодополняемости, доверия и согласованности, общей ответственности за результат.

В нашей школе сложилась пятиуровневая структура управления.

Ее модель характеризует место каждого в иерархии школьного управления, понимание принципов и механизмов действия, связи и отношения между ее элементами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: