Методическая служба МОУ ДОД СЮТ

В настоящее время дополнительное  образование детей по праву

рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, сложившегося в российском обществе.

Дополнительное образование детей социально востребовано как образование, органично сочетающее в себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка, что нашло отражение в Национальной доктрине образования в Российской Федерации, Федеральной программе развития образования. В Концепции модернизации российского образования подчеркнута важнейшая роль учреждений дополнительного образования детей, как одного из определяющих факторов развития склонностей и интересов, социального и профессионального самоопределения детей.

Основополагающая идея дополнительного образований детей:

- идея свободного времени как пространства разностороннего развития личности, реализуемая в учреждениях дополнительного образования детей через формирование положительных значимых интересов обучающихся;

- создание условий для удовлетворения и дальнейшего развития личностных потребностей в образовании; целенаправленное обучение детей, занимающихся в творческих объединениях по различным направлениям системы дополнительного образования детей, рациональному и творческому использованию свободного времени.

В связи с этим в МОУ ДОД СЮТ создана гибкая, открытая и развивающаяся система - методическая служба.

Методическая деятельность - важнейшее звено системы непрерывного образования членов  педагогического коллектива.

Цели, задачи и содержание деятельности методической службы станции юных техников обеспечены широким спектром  организационных  форм - разнообразных занятий (заседаний), которые определяются структурой методической службы, взаимосвязью всех ее звеньев, хотя и обладают некоторой самостоятельностью. Такие организационные формы способствуют успешной реализации проблемы: «Качественное совершенствование образовательно-воспитательной системы на основевнедрения инновационных технологий» и программы методической службы станции юных техников, авторских и модифицированных программ педагогов дополнительного образования.  

Цели методической службы:

· совершенствование содержания, форм и методов дополнительного

образования, направленного на формирование общей культуры личности, ее адаптации к реалиям жизни, на формирование интеллектуальной, духовной и профессиональной элиты российского общества;

·     повышение профессионального мастерства педагогических работников за счет постоянного расширения их знаний о методике, формирование у них научного подхода к осуществлению дополнительного образования как целостного воспитательного процесса, освоение ими современного опыта построения образовательного процесса в УДОД, развитие их творческого потенциала.

Задачи:

развитие инновационной системы сопровождения деятельности

 педагога во всех его аспектах, повышения его компетентности и

квалификации путем обновления содержания и форм обучения;

организация методической деятельности, направленной на модификацию,

модернизацию и оптимизацию образовательного  процесса в учреждении дополнительного образования детей;

методическое обеспечение функционирования образовательно-воспитательного процесса объединений, досуговых мероприятий и т.д.

оказание методической помощи педагогам дополнительного образования, учителям школ в разработке и реализации программ дополнительного образования технической направленности, в использовании инновационных педагогических технологий.

    Содержание работы методической службы станции юных техников определяется Программой развития МОУ ДОД СЮТ на 2006-2011 г.г., планом работы станции на учебный год, анализом образовательных потребностей педагогов в повышении квалификации.

Основными направлениями работыметодической службы являются:

Ø Планирование и организация повышения квалификации педагогических и руководящих работников;

Ø Обобщение, распространение передового педагогического опыта;

Ø Выявление, изучение и оценка результативности внедрения передового педагогического опыта в работу педагогов СЮТ;

Ø Информирование педагогов об особенностях новых педагогических технологий, образовательных программах;

Ø Информирование педагогов об особенностях новых педагогических технологий, образовательных программах;

Ø Взаимодействие с городской методической службой (ГОМК);

Ø Организация деятельности по формированию привлекательного имиджа СЮТ.

 

Принципы работы методической службы:

  актуальность – практическая реализация «Закона об образовании», учет проблем конкретного педагогического коллектива, ориентацияна социальное и профессиональное самоопределение обучающихся в современных сложных условиях жизни;

  научность  - соответствие содержания результатов

методической работы современному уровню психологии, педагогики, социологии, культурологи, других отраслей науки;

системность - обеспечивание единства цели, задач, содержания, форм и методов работы педагогов;

преемственность - непрерывность и массовость методической работы в течение учебного года с учетом интересов и запросов педагогов;

  конкретность - результатов и сроков исполнительской деятельности методистов и педагогов;

единство теории и практики -  в деятельности педагогов, методистов и руководителя учреждения;

оперативность, гибкость, мобильность - способность к быстрому освоению образовательной информации на основе современных информационно-коммуникативных и инновационных технологий;

благоприятные условия работы - создание моральных и материальных стимулов повышения эффективности творческой работы методиста и педагога;

совершенствование знаний, умений и навыков - на основе самообучения, самовоспитания и саморазвития и других форм повышения квалификации и компетентности педагогов.

          Деятельность педагога дополнительного образования станции юных техников немыслима без методического обеспечения.

Содержание методического обеспечения - это необходимая информация, учебно-методические комплексы, т.е. разнообразные методические средства, оснащающие и способствующие более эффективной реализации программно-методической, воспитательной, организационно-массовой, досугово - развлекательной деятельности педагогов дополнительного образования.

   Как вид деятельности методическое обеспечение - это процесс, направленный на создание разнообразных видов методической продукции, на оказание методической помощи различным категориям педагогических работников, на выявление, изучение, обобщение, формирование и распространение инновационного опыта работы педагогов. Методически обеспечить какой-либо вид деятельности педагогов - это означает; вовремя прийти на помощь педагогу, методически грамотно устранить затруднения, предоставить обоснованные ответы на возникающие вопросы, связанные с организацией и осуществлением педагогической, методической, воспитательной, образовательной деятельностью (регулярные консультации для педагогов).          

Основные функции   деятельности методической службы:

1. Исследовательская:

· проводится регулярно анкетирование педагогов:

- изучение трудностей в организации педагогической деятельности;

- владение исследовательскими умениями;

- подготовка педагогов к инновационной деятельности и др.;

· исследуется состояние учебно-воспитательного процесса, проводится ежегодно 3 мониторинга знаний, умений и навыков обучающихся (вводный, промежуточный и итоговый);

· мониторинг реализации авторских программ;

· изучение педагогического спроса на услуги методической службы;

· проводится мониторинг педагогической и управленческой деятельности учреждения.

2. Аналитическая деятельность:

· теоретическое осмысление проблем учебно-воспитательного процесса;

· анализ профессиональной компетентности и творческой активности

педагогов дополнительного образования.

    Технология анализа методической деятельности педагогов СЮТ осуществлялась по методики П.И. Третьякова. Педагогический анализ информации помог выявить факторы и условия, положительно или отрицательно влияющие на образовательный процесс.

В результате  были получены ответы на вопросы:

*  является ли результат положительным; если нет, то  почему?;

*  какие факторы препятствуют достижению более высоких результатов?;

что нужно изменить в содержании и технологиях учебно-воспитательного процесса, его организации, кадровом потенциале, материально - технической базе и др. условиях, чтобы достигнуть поставленной цели?

Проблемно- ориентированный анализ методической деятельности способствовал выявлению проблем и выбору актуальной темы для нашего педагогического коллектива.

 

3. Организационно-педагогическая деятельность:

· оказываются регулярно методические услуги педагогам УДОД;

· организованы индивидуальные и групповые консультации, семинары, практикумы, «круглые столы», самообразование, курсы, наставничество.

 

4.      Проектная деятельность.

Проектная деятельность методической службы станции юных техников   направлена на разработку содержания и создание различных проектов и программ деятельности методической службы, педагогов  и станции юных техников:

· программы развития станции юных техников и другие      стратегические документы (Устав и др.); 

· программы образовательные,  досуговые и технологии их  реализации;

· нормативные документы, обеспечивающие функционирование СЮТ;

· методические документы, обеспечивающие образовательный, инновационный, организационный виды деятельности;

· наиболее продуктивные методы деятельности и новые технологии.

 

5. Информационно-пропагандистская деятельность.

Информационная функция направлена на сбор и обработку информации по проблемам методической работы, на выявления и создания банков данных по актуальным вопросам деятельности станции юных техников. Для лучшего сбора информационного обеспечения методической службой станции юных техников создана и постоянно пополняется   медиатека.

 

6. Контрольно - диагностическая деятельность.

Контрольно - диагностическая    деятельность занимает особое место в работе методической службы и реализуется по отношению к педагогам.

Организация контроля позволяет установить соответствие между функционированием и развитием деятельности СЮТ.

Содержание педагогической диагностики включает:

* оперативное изучение и оценку учебно-воспитательного процесса;

* регулирование и коррекцию этих процессов.

Диагностика профессиональной подготовленности педагога включает изучение его:

* научно- теоретической подготовке (знание основ своего предмета и т.п.);

* методической подготовки (владение методиками и приемами обучения и т.п.);

* психолого-педагогической подготовки (знание возрастных особенностей детей и подростков).

В нашей практике среди форм организации деятельности методической службы можно выделить  традиционные и инновационные.

                                                          

   Традиционные                Инновационные
Работа над единой методтемой. Психолого - педагогические проблемные семинары. Теоретические и научно-практические конференции. Педагогические чтения. Методические выставки, газеты, журналы. Наставничество. Открытые мероприятия. Педагогические, методические экспертные советы. Повышение квалификации.   Школа передового опыта. Деловые игры. Ролевые игры. Проблемно- поисковая работа. Методические совещания. Решение ситуативных задач. Конкурс педагогов и методистов. Публикация пособий, проспектов, авторских программ. Создание банка данных методических материалов.

  

Формы деятельности методической службы подразделяются на индивидуальные, групповые и коллективные.  

 

К индивидуальным формам деятельности методической службы относятся:

                               * консультации;
                               * консультирование;

                               * самообразование;
                               * стажировки;
                               * посещение занятий опытных педагогов;

                               * наставничество;
                               * работа над личной методической темой и т.д.

 

К групповым формам деятельности методической службы относятся:

* заседание методических объединений;
* творческие отчеты педагогов;

* теоретические семинары (доклады, сообщения)
* семинары - практикумы (сообщения с  практическим показом);
* диспуты, дискуссии (круглый стол, диалог-спор, дебаты) и дт.

 

Наибольшего внимания заслуживают коллективные формы   деятельности методической службы, среди которых наиболее эффективными являются   следующие:

· научно-практические педагогические конференции;

· педагогические чтения;

· конкурсы педагогического мастерства;

· деловые игры, ролевые игры;

· лекции ученых, методистов, психологов ит.д.

· разнообразные выставки, отчеты по самообразованию в виде докладов, разработок занятий, выставок лучших творческих работ и проектов, обсуждение новейших  методик, технологий, авторских программ, учебных пособий, работа коллектива над единой методтемой.  

                     









Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow