В настоящее время дополнительное образование детей по праву
рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, сложившегося в российском обществе.
Дополнительное образование детей социально востребовано как образование, органично сочетающее в себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка, что нашло отражение в Национальной доктрине образования в Российской Федерации, Федеральной программе развития образования. В Концепции модернизации российского образования подчеркнута важнейшая роль учреждений дополнительного образования детей, как одного из определяющих факторов развития склонностей и интересов, социального и профессионального самоопределения детей.
Основополагающая идея дополнительного образований детей:
- идея свободного времени как пространства разностороннего развития личности, реализуемая в учреждениях дополнительного образования детей через формирование положительных значимых интересов обучающихся;
- создание условий для удовлетворения и дальнейшего развития личностных потребностей в образовании; целенаправленное обучение детей, занимающихся в творческих объединениях по различным направлениям системы дополнительного образования детей, рациональному и творческому использованию свободного времени.
|
|
В связи с этим в МОУ ДОД СЮТ создана гибкая, открытая и развивающаяся система - методическая служба.
Методическая деятельность - важнейшее звено системы непрерывного образования членов педагогического коллектива.
Цели, задачи и содержание деятельности методической службы станции юных техников обеспечены широким спектром организационных форм - разнообразных занятий (заседаний), которые определяются структурой методической службы, взаимосвязью всех ее звеньев, хотя и обладают некоторой самостоятельностью. Такие организационные формы способствуют успешной реализации проблемы: «Качественное совершенствование образовательно-воспитательной системы на основевнедрения инновационных технологий» и программы методической службы станции юных техников, авторских и модифицированных программ педагогов дополнительного образования.
Цели методической службы:
· совершенствование содержания, форм и методов дополнительного
образования, направленного на формирование общей культуры личности, ее адаптации к реалиям жизни, на формирование интеллектуальной, духовной и профессиональной элиты российского общества;
· повышение профессионального мастерства педагогических работников за счет постоянного расширения их знаний о методике, формирование у них научного подхода к осуществлению дополнительного образования как целостного воспитательного процесса, освоение ими современного опыта построения образовательного процесса в УДОД, развитие их творческого потенциала.
|
|
Задачи:
развитие инновационной системы сопровождения деятельности
педагога во всех его аспектах, повышения его компетентности и
квалификации путем обновления содержания и форм обучения;
организация методической деятельности, направленной на модификацию,
модернизацию и оптимизацию образовательного процесса в учреждении дополнительного образования детей;
методическое обеспечение функционирования образовательно-воспитательного процесса объединений, досуговых мероприятий и т.д.
оказание методической помощи педагогам дополнительного образования, учителям школ в разработке и реализации программ дополнительного образования технической направленности, в использовании инновационных педагогических технологий.
Содержание работы методической службы станции юных техников определяется Программой развития МОУ ДОД СЮТ на 2006-2011 г.г., планом работы станции на учебный год, анализом образовательных потребностей педагогов в повышении квалификации.
Основными направлениями работыметодической службы являются:
Ø Планирование и организация повышения квалификации педагогических и руководящих работников;
Ø Обобщение, распространение передового педагогического опыта;
Ø Выявление, изучение и оценка результативности внедрения передового педагогического опыта в работу педагогов СЮТ;
Ø Информирование педагогов об особенностях новых педагогических технологий, образовательных программах;
Ø Информирование педагогов об особенностях новых педагогических технологий, образовательных программах;
Ø Взаимодействие с городской методической службой (ГОМК);
Ø Организация деятельности по формированию привлекательного имиджа СЮТ.
Принципы работы методической службы:
актуальность – практическая реализация «Закона об образовании», учет проблем конкретного педагогического коллектива, ориентацияна социальное и профессиональное самоопределение обучающихся в современных сложных условиях жизни;
научность - соответствие содержания результатов
методической работы современному уровню психологии, педагогики, социологии, культурологи, других отраслей науки;
системность - обеспечивание единства цели, задач, содержания, форм и методов работы педагогов;
преемственность - непрерывность и массовость методической работы в течение учебного года с учетом интересов и запросов педагогов;
конкретность - результатов и сроков исполнительской деятельности методистов и педагогов;
единство теории и практики - в деятельности педагогов, методистов и руководителя учреждения;
оперативность, гибкость, мобильность - способность к быстрому освоению образовательной информации на основе современных информационно-коммуникативных и инновационных технологий;
благоприятные условия работы - создание моральных и материальных стимулов повышения эффективности творческой работы методиста и педагога;
совершенствование знаний, умений и навыков - на основе самообучения, самовоспитания и саморазвития и других форм повышения квалификации и компетентности педагогов.
Деятельность педагога дополнительного образования станции юных техников немыслима без методического обеспечения.
Содержание методического обеспечения - это необходимая информация, учебно-методические комплексы, т.е. разнообразные методические средства, оснащающие и способствующие более эффективной реализации программно-методической, воспитательной, организационно-массовой, досугово - развлекательной деятельности педагогов дополнительного образования.
|
|
Как вид деятельности методическое обеспечение - это процесс, направленный на создание разнообразных видов методической продукции, на оказание методической помощи различным категориям педагогических работников, на выявление, изучение, обобщение, формирование и распространение инновационного опыта работы педагогов. Методически обеспечить какой-либо вид деятельности педагогов - это означает; вовремя прийти на помощь педагогу, методически грамотно устранить затруднения, предоставить обоснованные ответы на возникающие вопросы, связанные с организацией и осуществлением педагогической, методической, воспитательной, образовательной деятельностью (регулярные консультации для педагогов).
Основные функции деятельности методической службы:
1. Исследовательская:
· проводится регулярно анкетирование педагогов:
- изучение трудностей в организации педагогической деятельности;
- владение исследовательскими умениями;
- подготовка педагогов к инновационной деятельности и др.;
· исследуется состояние учебно-воспитательного процесса, проводится ежегодно 3 мониторинга знаний, умений и навыков обучающихся (вводный, промежуточный и итоговый);
· мониторинг реализации авторских программ;
· изучение педагогического спроса на услуги методической службы;
· проводится мониторинг педагогической и управленческой деятельности учреждения.
2. Аналитическая деятельность:
· теоретическое осмысление проблем учебно-воспитательного процесса;
· анализ профессиональной компетентности и творческой активности
педагогов дополнительного образования.
Технология анализа методической деятельности педагогов СЮТ осуществлялась по методики П.И. Третьякова. Педагогический анализ информации помог выявить факторы и условия, положительно или отрицательно влияющие на образовательный процесс.
В результате были получены ответы на вопросы:
|
|
* является ли результат положительным; если нет, то почему?;
* какие факторы препятствуют достижению более высоких результатов?;
* что нужно изменить в содержании и технологиях учебно-воспитательного процесса, его организации, кадровом потенциале, материально - технической базе и др. условиях, чтобы достигнуть поставленной цели?
Проблемно- ориентированный анализ методической деятельности способствовал выявлению проблем и выбору актуальной темы для нашего педагогического коллектива.
3. Организационно-педагогическая деятельность:
· оказываются регулярно методические услуги педагогам УДОД;
· организованы индивидуальные и групповые консультации, семинары, практикумы, «круглые столы», самообразование, курсы, наставничество.
4. Проектная деятельность.
Проектная деятельность методической службы станции юных техников направлена на разработку содержания и создание различных проектов и программ деятельности методической службы, педагогов и станции юных техников:
· программы развития станции юных техников и другие стратегические документы (Устав и др.);
· программы образовательные, досуговые и технологии их реализации;
· нормативные документы, обеспечивающие функционирование СЮТ;
· методические документы, обеспечивающие образовательный, инновационный, организационный виды деятельности;
· наиболее продуктивные методы деятельности и новые технологии.
5. Информационно-пропагандистская деятельность.
Информационная функция направлена на сбор и обработку информации по проблемам методической работы, на выявления и создания банков данных по актуальным вопросам деятельности станции юных техников. Для лучшего сбора информационного обеспечения методической службой станции юных техников создана и постоянно пополняется медиатека.
6. Контрольно - диагностическая деятельность.
Контрольно - диагностическая деятельность занимает особое место в работе методической службы и реализуется по отношению к педагогам.
Организация контроля позволяет установить соответствие между функционированием и развитием деятельности СЮТ.
Содержание педагогической диагностики включает:
* оперативное изучение и оценку учебно-воспитательного процесса;
* регулирование и коррекцию этих процессов.
Диагностика профессиональной подготовленности педагога включает изучение его:
* научно- теоретической подготовке (знание основ своего предмета и т.п.);
* методической подготовки (владение методиками и приемами обучения и т.п.);
* психолого-педагогической подготовки (знание возрастных особенностей детей и подростков).
В нашей практике среди форм организации деятельности методической службы можно выделить традиционные и инновационные.
Традиционные | Инновационные |
Работа над единой методтемой. Психолого - педагогические проблемные семинары. Теоретические и научно-практические конференции. Педагогические чтения. Методические выставки, газеты, журналы. Наставничество. Открытые мероприятия. Педагогические, методические экспертные советы. Повышение квалификации. | Школа передового опыта. Деловые игры. Ролевые игры. Проблемно- поисковая работа. Методические совещания. Решение ситуативных задач. Конкурс педагогов и методистов. Публикация пособий, проспектов, авторских программ. Создание банка данных методических материалов. |
Формы деятельности методической службы подразделяются на индивидуальные, групповые и коллективные.
К индивидуальным формам деятельности методической службы относятся:
* консультации;
* консультирование;
* самообразование;
* стажировки;
* посещение занятий опытных педагогов;
* наставничество;
* работа над личной методической темой и т.д.
К групповым формам деятельности методической службы относятся:
* заседание методических объединений;
* творческие отчеты педагогов;
* теоретические семинары (доклады, сообщения)
* семинары - практикумы (сообщения с практическим показом);
* диспуты, дискуссии (круглый стол, диалог-спор, дебаты) и дт.
Наибольшего внимания заслуживают коллективные формы деятельности методической службы, среди которых наиболее эффективными являются следующие:
· научно-практические педагогические конференции;
· педагогические чтения;
· конкурсы педагогического мастерства;
· деловые игры, ролевые игры;
· лекции ученых, методистов, психологов ит.д.
· разнообразные выставки, отчеты по самообразованию в виде докладов, разработок занятий, выставок лучших творческих работ и проектов, обсуждение новейших методик, технологий, авторских программ, учебных пособий, работа коллектива над единой методтемой.