Политико-правовые учения эпохи раннебуржуазных революций

 

· Политико-правовое учение Гуго Гроция

Гуго Гроций одним из первых в Новое время обосновал договорную теорию происхождения государства и права. Выведение права из социальной природы человека, утверждение его независимости от божественной воли было смелым шагом (неудивительно, что трактат <О праве войны и мира> сразу же попал в индекс запрещенных римским папой книг). Хотя идея незыблемости положений естественного права в наши дни едва ли найдет поддержку, представления Гуго Гроция о соотношении права и закона, тезис о необходимости следовать принципам естественного права при формировании позитивных законов легли в основу современного юридического правопонимания.

Гуго Гроция заслуженно считают одним из основателей современного международного права. Его аргументы в защиту мирного правового существования народов, в пользу необходимости соблюдения международных договоров и сегодня имеют вес.

· Политико-правовое учение Бенедикта Спинозы

Спиноза, вслед за своим соотечественником Гроцием, защищал идею договорного происхождения государства. В развитие этой идеи он выдвинул современную и для наших дней идею договорной сущности государства, когда оно выступает как длящийся, ежечасно исполняемый сторонами общественный договор.

Концепция Спинозы явилась первым в Новое время обоснованием демократии. При всей наивности его представлений о разумности этой формы государства, нельзя не оценить выдвижение им демократического идеала в условиях сплошь монархической Европы. И сегодня вызывают симпатию идеи Спинозы относительно культа закона и законности, установление логической связи между разумом, законом и свободой человека.

· Политико-правовое учение Томаса Гоббса

Гоббс использовал идею общественного договора для апологии государственной власти. Договорная теория происхождения и сущности государства, развитая Гоббсом, не включала, а, наоборот, исключала суверенитет народа. Гоббсово государство-Левиафан - отвратительное, поглощающее человеческую личность, но жизненно необходимое существо, которому необходимо поклоняться как земному богу. Только оно может гарантировать спокойное (хотя и не вполне свободное) существование человека.

Данная концепция, при известной ее реакционности, сыграла и положительную роль в становлении теории конституционного государства. Дело в том, что она беспощадно сорвала романтический покров с государства, она разрушила представление о верности, уважении и любви, на которых, с точки зрения противников Гоббса, покоится абсолютная монархия. Поэтому лорд Кларендой - наиболее яростный критик Гоббса - заявил, что лучше бы Гоббсу вообще не рождаться, чем защищать монархию таким образом.

· Политико-правовое учение Джона Локка

Джон Локк синтезировал достижения естественно-правовой теории государства, сформулированные до него, и по-новому решил некоторые ключевые для Нового времени проблемы в политико-правовом аспекте. Он обосновал сущность частной собственности как необходимой предпосылки всех иных прав и свобод человека. Далее, он интерпретировал общественный договор как договор индивидов о делегировании государству отдельных строго ограниченных правомочий. Он коренным ' образом переосмыслил концепцию естественного права, которое в его интерпретации превратилось в категорию неотъемлемых, неотчуждаемых прав человека. Локка заслуженно называют пионером европейского либерализма. Действительно, он вплотную подошел к концепции минимального государства, государства-<ночного сторожа>. Он сформулировал принципы, ставшие в последующем конституционной основой современного правового государства: приоритет прав личности, законность, разделение властей и система сдержек и противовесов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: