· Политическое учение Никколо Макиавелли
Понятие и формы государства, выведение политики, как специфической формы человеческой деятельности, за пределы религии и морали логически привело Макиавелли к пониманию государства как структуры, отличной от церкви и созданной не божественным актом, а людьми. Сам процесс становления государственности Макиавелли связывал с потребностью людей в общем благе. Люди объединились, чтобы лучше защищаться. Цель государства - обеспечение каждому безопасности и свободного пользования имуществом.
Именно Макиавелли ввел в оборот сам термин - государство (stato - состояние, стабильное положение). Государство - это политическое состояние общества;это отношение властей и подвластных, опирающееся на страх или любовь последних (а лучше - на то и на другое). Государство отличает наличие соответствующего аппарата и законов. Государство всегда находится в движении.
Никколо Макиавелли по праву называют основателем политической науки Нового времени. Представление о политике как искусстве учета интересов и игры на них прочно вошло в теоретический арсенал современной политологии и современную политическую практику.
|
|
· Учение о государстве Жана Бодена
Мировоззрение Бодена причудливо сочетает мистицизм средневековья и рационализм Нового времени. С одной стороны, он ссылается в своих рассуждениях на божественные законы и даже привлекает в качестве доводов демонологию и астрологию, с другой - его теоретические построения опираются на твердую почву фактов, отмечены диалектичностью и историзмом.
Творчество Жана Бодена логически завершает развитие политической мысли Возрождения. Учение Бодена о государстве как светской публичной власти принадлежит уже Новому времени. Боден заложил основы классической теории государства, которая рассматривает государство как систему признаков. Обращает на себя внимание разграничение Боденом публичной и частной сфер общественной жизни. Его настойчивое утверждение неприкосновенности частной жизни для суверена легло в основу выработанной в Новое время концепции гражданского общества.
Самым важным открытием Жана Бодена стало понятие суверенитета как главного свойства государственной власти. Его содержание и поныне государствоведы
раскрывают через выявленные Боденом полномочия суверена.
· Политическое богословие Мартина Лютера
Мартин Лютер – был основателем протестантизма, идеологом Реформации.
Политико-правовой аспект лютеранства оказался чрезвычайно плодотворным для практики государственного строительства и правотворчества Нового времени. В первую очередь восприняты были идеи о равенстве и равном достоинстве людей, свободе совести, независимости человеческой личности от государства, личностных границах деятельности государственной власти. Немаловажную роль сыграли представления Лютера о политике как разновидности службы Божьей и, одновременно, ремесле (эту идею позднее развил Ж. Кальвин). Мысль Лютера о доступном законе впоследствии была развернута в цельную доктрину деятелями Просвещения и, особенно, Дж.Бентамом.
|
|
· Богословская и политическая доктрина Жана Кальвина
Политико-правовые аспекты учения Кальвина невозможно оценить однозначно. В наши дни его этатизм, фатализм и непреклонность по отношению к инакомыслию вряд ли найдут себе поклонников. И все же кальвинистская идея о мирском призвании оказалась революционной. Основанная на нем трудовая этика стала мощным фактором не только экономического, но и социально-политического развития стран Европы и Америки. Раз от усилий человека что-то зависит в его жизни, то он может что-нибудь изменить и в государстве. Эта простая истина развернулась в учения об общественном договоре и народном суверенитете, столь характерные для Нового времени. Еще более важной оказалась идея оправданного Божьим замыслом восстания против тирана. Не случайно провозвестники и идеологи Английской и Американской революций базировали свои теоретические рассуждения на идеях женевского реформатора.