Политико-правовые учения французского Просвещения

· Политико-правовая философия Вольтера

Политико-правовые идеи Вольтера не канули в Лету вместе с его веком. Его горячая вера в человека, его борьба за приближение государства и права к общечеловеческим идеалам остаются актуальными и сегодня. Отметим понимание Вольтером свободы как подчинения справедливым законам. Оно стало афоризмом на все времена, удачно совместив философское и правовое содержание этой важнейшей составляющей бытия человека.

Нетрудно подметить сходство вольтеровской концепции «просвещенного правления» с идеями Платона. Оба мыслителя фактически отстаивали тезис о необходимости научных основ управления обществом. Однако в отличие от Платона Вольтер не приносил в жертву философскому правлению свободу человека. Напротив, оно было призвано приблизить общество к естественным идеалам добра и справедливости.

· Политико-правовое учение Шарля Луи Монтескье

Учение Монтескье сыграло громадную роль в развитии политической мысли. Монтескье – родоначальник географической школы в социологии; к его идеям обращались представители исторической школы права, сравнительного правоведения, теории насилия и других направлений.

Монтескье хоть и не открыл принцип разделения властей, но именно он убедительно обосновал необходимость его осуществления. Монтескье также определил условия формирования и компетенцию каждой из властей в государстве. Отметим, что он впервые выделил судебную власть в качестве независимой ветви.

Идеи Монтескье воодушевляли современников, а независимая авторская позиция делала их одинаково привлекательными для приверженцев разных, иногда противоположных взглядов. Своего идеолога видели в нем деятели Французской революции, причем не только жирондисты, но и якобинцы. А Екатерина II признавалась, что книга Монтескье <О духе законов> - ее молитвенник.

· Политико-правовое учение Жана Жака Руссо

Руссо оказал огромное воздействие на последующее развитие государственно-правовой мысли и социальнополитической практики. Его доктрина стала одним из основных идейных источников Великой Французской революции, особенно на ее якобинском этапе. По влиянию на умы некоторые ученые сравнивали трактат «Об общественном договоре» с Евангелием.

Идеи Руссо были предметом жарких споров и при его жизни, и многие десятилетия спустя. Если отношение публики к Вольтеру или энциклопедистам было стабильным и ровным, то идеями Руссо либо восхищались, либо поносили их. Его пытались выдать за своего предшественника и духовного учителя и анархисты, и социалисты, и даже марксисты.

Произведения Руссо содержат гениальные догадки относительно генезиса общества и государства. В частности, его представления о стадиях становления общества и государства подтверждены современной наукой (концепция неолитической революции).

Выдающимся открытием Руссо стала теория народного суверенитета и непосредственной демократии, ключевые положения которой вошли в конституционную практику современных государств. Вместе с тем нельзя не видеть и ошибочности многих его положений, в частности, недооценку представительных форм демократии, идеализацию народа, крайний этатизм.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: