Политико-правовые учения в германии в конце XVIII-XIX вв

· Мораль, право и государство в философии Иммануила Канта

Мировоззрение Канта характеризуют как дуалистическое. Признавая существование объективного материального мира, Кант считал его принципиально непознаваемым.

Казалось бы, общефилософское и этическое наследие Канта более значимо, нежели его политико-правовая доктрина. Однако в реальности открытия Канта в области соотношения морали и права, права и государства не менее важны. В частности, чрезвычайно плодотворным и в высшей степени практичным оказалось представление Канта о естественном праве как правовом идеале, что и легло в основу большинства современных естественно-правовых теорий.

Кант разделял и дальше развил гуманизм идеологов Просвещения, выдвинув идею абсолютной ценности человеческой личности. Подчиняя государственно-правовую сферу интересам нравственной личности, Кант близко подошел к идее правового государства в ее либеральном варианте.

Кант, отвергающий революцию и стоящий на позициях ненасильственного сопротивления неправовой власти, может быть охарактеризован как один из самых ранних идеологов социального реформизма. И, наконец, Кант с его казавшимся современником нереальным проектом «вечного мира» оказался провозвестником процессов глобализации, складывания общемирового правового пространства на основе международных стандартов прав человека и признания неправомерности войны как средства осуществления политики.

· Философия права Георга Гегеля

Философская система Гегеля явила миру идеал этатистского правового государства. Государство, которое является высшим воплощением правовой идеи, поглощает человеческую личность, подобно гоббсовскому Левиафану. Никто из мыслителей Нового времени не пел таких дифирамбов государству, одновременно защищая представление о праве как царстве реализованной свободы.

При всей ее неоднозначности, философия права Гегеля оказала огромное влияние на развитие мировой политико-правовой мысли. Неисчерпаемость Гегеля проявилась в том, что его теория стала как источником размышлений, так и аргументом в спорах мыслителей разных научных направлений и политических убеждений.

Для сторонников либерализма и демократии наиболее привлекательными и убедительными были выводы Гегеля о праве как воплощении идеи свободы, об историческом развитии человечества как неуклонном продвижении к свободе.

Для консерваторов ценными оказались мысли Гегеля о конституционной монархии как идеале государства, о национальном характере государства, его критика общественного договора, демократии и народного суверенитета.

· Учение о праве и государстве Рудольфа Иеринга

Учение Иеринга о праве и государстве имело значительную популярность. Прежде всего, в нем привлекала динамика правового процесса. Если историческая школа была ориентирована на прошлое как правовой идеал, то теория Иеринга звала в будущее, к обновлению права, к решительному отказу от устаревших норм. Он учил, что право может и должно обновляться, только отказываясь от своего прошлого: «Право - это Сатурн, пожирающий собственных детей».

Весьма актуальными являются положения Иеринга о необходимости постоянной борьбы за право и против неправа, хотя, справедливости ради, следует отметить что, помимо воли автора, этот тезис нередко брали на вооружение и асоциальные силы. Достаточно вспомнить, что слова «В борьбе обретешь ты право свое» стали официальным лозунгом российской партии социалистов-революционеров, использовавшей индивидуальный политический террор.

Интересно с практической стороны учение Иеринга о правовом государстве. Выявив ряд правовых и организационных его моментов (народное правосознание, независимый суд), он в то же время обратил внимание на недостижимость это правового идеала.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: