· Политико-правовое учение Джереми Бентама
Труды Бентама значительно повлияли на развитие современной политико-правовой идеологии. Ставя Бентаму в заслугу разработку юридической техники, в частности - принципов кодификации права, его даже называли Ньютоном законодательства. Правовая теория Дж. Бентама оказала большое влияние на Дж. Остина - создателя концепции юридического позитивизма.
Его учение оказалось действительно утилитарным и удивительно конструктивным. Будучи весьма острым на язык, он не занимался пустым критиканством: где бы он ни нашел недостаток, он тут же предлагал способ его исправления. Реформа местного управления, открытая конкуренция на поприще гражданской службы, органы научного управления здравоохранением и полицейская служба, самоуправление колоний, административная реформа в Индии - все это ученики Бентама либо непосредственно почерпнули из его трудов, либо разработали по его методу уже после его смерти.
Прямые, ясные демократические лозунги Бентама способствовали складыванию в Англии народно-правового государства. Заслугой ученого было введение в научный оборот понятия учредительной власти, убедительное обоснование представительного правления и ограничения государственной власти необходимыми для существования общества функциями.
|
|
· Правовое учение Джона Остина
Основателем юридического позитивизма был ученик Бентама, испытавший значительное влияние исторической школы права Джон Остин (1790-1859). Книга Остина <Лекции о юриспруденции, или Философия позитивного права>, изданная уже после его смерти Дж.Ст. Миллем, стала настольной для всех многочисленных приверженцев юридического позитивизма.
Джон Остин вошел в историю юридической мысли четким размежеванием права и иных социальных регуляторов. Понимание им права как системы норм, установленных и обеспеченных принудительной силой государства (легистское правопонимание), получило широкое распространение как в науке, так и в системе юридического образования.
Юридический позитивизм Остина стал основой формально-догматической юриспруденции с ее тонкой разработкой правовых феноменов, точностью определений
юридических ситуаций, процедур, способов и средств решения возможных споров, проблем законодательной техники.
В то же время нельзя не видеть и серьезных недостатков юридического позитивизма. Апология позитивистами суверенных велений, вне зависимости от характера содержащихся в них предписаний, в XX в. стала теоретическим инструментом для оправдания антигуманного законодательства тоталитарных государств.
|
|
· Политическое учение Джона Стюарта Милля
Милль стал классическим защитником индивидуальной свободы. Для него она представляла ценность сама по себе. С позиций свободы он защищал народно-представительное правление как наиболее способствующее ей, а вовсе не потому, что демократия эффективнее иной формы правления.
Защищая либеральную демократию Милль в то же время не идеализировал ее. Он верно уловил опасность <массовой демократии>, чреватой нивелированием личности, <усреднением> человека, подавлением индивидуальности.
· Социально-политическое учение Герберта Спенсера
Спенсер по-новому перетолковал известную с античных времен идею органицизма, утверждая, что общество и государство могут развиваться только естественным путем с общей тенденцией от примитивного к промышленному обществу и от деспотического к либеральному государству. Эта идея Спенсера стала теоретической основой концепции индустриального и постиндустриального общества, сложившейся в XX в.
До сих пор актуально звучат трезво-прагматичная оценка Спенсером достоинств и недостатков парламентаризма и социальной функции государства, убедительная критика бюрократизма и социализма.