Оценка соответствия тракторных модификаций двигателей УП «ММЗ» стандартам по выбросам вредных веществ

 

Вредные вещества

Нормирование в странах СНГ

Нормирование в Западной Европе

ГОСТ 17.2.2.05-86 1990-1998 гг. ГОСТ 17.2.2.05-87 1999-2003 гг. ГОСТ Р41.96-99 (Правила ЕЭКООН №96) Правила ЕЭКООН №96 с 1995г. Директива 97/68/ЕЕС (1ступень) Правила ЕЭКООН №96-01 Директива 97/68/ЕЕС (2ступень)
Норма РМ Nох СН NМСН+ СО - 22,0 3,5 - 10,0 - 18,0 3,0 - 10,0   0,54 - 9,2 1,3 5,0 0,5 - 9,2 1,3 5,0 0,2 - 6,0 1,0 3,5
Результат РМ Nох СН NМСН+ СО - 14,92 1,94 - 5,67 - 12,31 1,39 - 5,63 0,49 - 6,78 1,17 2,87 0,49 - 6,78 1,17 2,78   Ввод планируется  

 

На основании выше сделанной оценки конкурентоспособности двигателя Д240, и для повышения его конкурентоспособности в области качества: отделу маркетинга совместно с отделом конструктора рекомендуется регулярно изучать и анализировать и сравнивать конструкции лучших зарубежных дизельных двигателей с продукцией УП «ММЗ» для:

- изучения его конкурентоспособности на рынке,

-  детального анализа жизненного цикла продукции давно не модернизированных двигателей и морально устаревших,

-  возможности дальнейшего их снятия с производства.

Отделу конструктора регулярно проводить стендовые испытания и конструкторский анализ закупленных по импорту образцов дизелей, анализировать научно-исследовательские работы и разработки ведущих зарубежных специалистов в этой области. Это позволит создавать новые образцы или делать глубокую модернизацию выпускаемых двигателей, как это делают западные конкуренты.

Для проведения испытания дизелей и контроля вредных выбросов в атмосферу предприятию необходимо создать и оснастить сертификационно-испытательный центр, что позволит проводить работы по подготовке к выпуску дизелей, соответствующих международным нормам экологической безопасности.

Без получения сертификатов на соответствие требованиям международных стандартов по экологической безопасности предприятие потеряет в конкурентоспособности своей продукции на 98%, т.к. УП «ММЗ» является промежуточным в цикле сборки тракторов, комбайнов и автобусов. Ни одно из выпускающих эту продукцию предприятие не станет устанавливать заведомо неконкурентоспособную продукцию своих поставщиков. Бесперебойная работа конвейера УП «ММЗ» обеспечена поддержкой государственной политики через Государственные и отраслевые программы поддержки собственных производителей, Указом Президента РБ от 20 мая 1998г. № 268 «О повышении конкурентоспособности продукции отечественного производства (работ, услуг) и об усилении ответственности изготовителей, поставщиков и продавцов за качество продукции (работ, услуг)».

Благодаря государственным заказам продукция УП «ММЗ» является конкурентоспособной, поэтому предприятию уже сегодня необходимо задумываться о том времени когда оно будет работать самостоятельно.

При создании технологических мощностей по выпуску двигателей соответствующих стандарту ЕВРО-2 наибольшие затраты должны быть вложены на:

- перевооружение испытательных комплексов УП «ММЗ» для технологической обкатки приемо-сдаточных, предъявительских и периодических испытаний дизелей.

- освоение производства измененных конструкторских узлов и деталей двигателей.

Повышению конкурентоспособности продукции в области потребительских (технических) свойств двигателей будет выполнение конструкторских разработок, обеспечивающих требования 2 ступени Директивы 2001/25/ЕС и 2 ступени Правил ЕПА США, а именно:

- поршни с открытой камерой сгорания;

- головка цилиндров с выпускными винтовыми каналами для улучшения процесса смесеобразования и установкой свечей накаливания для обеспечения пуска дизеля;

- цилиндропоршневая группа, обеспечивающая расход масла на угар более 0,2 г/кВтч.;

- топливный насос высокого давления ЯЗДА;

- ввести промежуточное охлаждение наддувочного воздуха;

- взамен безнаддувочных дизелей ввести дизели с наддувом и пониженной частотой вращения.

Для обеспечения требований 3 и 4 ступеней Директив ЕС и Правил ЕПА потребуется применение в конструкции дизелей следующих мероприятий:

 - внедрение в конструкцию дизелей аккумуляторной топливной системы (Common Rail) с давлением впрыска не менее 160 МПа, формированием необходимого закона подачи и обеспечения мультистадийного впрыска;

- повышение степени сжатия 17-18;

- использование регулируемого турбокомпрессора с электронным управлением;

- применение охлаждения наддувочного воздуха с тепловой эффективностью;

- применение цилиндропоршневой группы, обеспечивающей расход масла на угар не более 0,15 г/кВтч.

 Эти внедрения позволят двигателям стать конкурентоспособными даже в Европе.

Таким образом, в связи с возросшей конкуренцией на внешнем рынке и требованиям к качеству дизельных двигателей основной задачей предприятия является: наряду с модернизацией находящихся в производстве двигателей и улучшением мощностно-экономических показателей, еще и доведение этих показателей до соответствия требованиям международным стандартам по выбросам вредных веществ и дымности отработавших газов, а также уровню шума и вибрации.



Заключение

На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы и предложения:

УП «Минский моторный завод» (УП «ММЗ») - крупнейшее предприятие Республики Беларусь по выпуску дизельных двигателей. Почти 40-летний опыт конструирования и производства дизельных двигателей – гарантия их качества и высокой надежности. Техника, оснащенная дизельными двигателями УП «ММЗ», хорошо известна во многих странах мира. Двигатели УП «ММЗ» являются лучшими из своего класса в СНГ и обладают достаточной конкурентоспособностью на международном рынке.

Неприхотливые в эксплуатации, двигатели УП «ММЗ» обладают высокой экономичностью и ремонтопригодностью. Они имеют максимально упрощенный доступ к агрегатам и узлам, а также небольшие габариты и вес, что неоценимо при диагностике и проведении операций технического обслуживания.

Конструкция двигателей отвечает требованиям потребителей, успешно конкурирует с двигателями, изготавливаемыми дизелестроительными фирмами мира. Двигатели в целом и их отдельные узлы выполнены с использованием изобретений.

В настоящее время на УП «ММЗ» выпускает:

4–цилиндровые двигатели семейства Д-243,

4–цилиндровые турбонаддувные двигатели семейства Д-245;

6–цилиндровые двигатели семейства Д-260. Размерность двигателей (произведение диаметра цилиндра на ход поршня) – 110х125 мм.

Стратегия развития Минского моторного завода на 2007 год определена основными целевыми показателями социально-экономического развития и направлена на выпуск конкурентоспособных дизельных двигателей, соответствующих современным требованиям международных стандартов, как по техническим, так и экологическим показателям, финансово-экономическое развитие предприятия: обеспечение роста объема производства на 110 %, увеличение производства товаров народного потребления на 109 %, увеличение объемов экспортных на 110% импортных поставок на 107 %.

Стратегия развития УП "ММЗ" на период 2006 -2008 годы нацелена на выпуск конкурентоспособных дизельных двигателей, соответствующих современным требованиям международных стандартов Правил ЕЭК ООН №96, Правил ЕРА(США), ЕВРО-2 и ГОСТ Р 41.96 (первая ступень экологических стандартов), как по техническим, так и экологическим показателям.

На основании анализа можно сделать вывод, что наблюдается не только увеличение объемов производства, но также рост других показателей: увеличение рентабельности и оборачиваемости, снижение материалоемкости, вырастет экспорт продукции, улучшится качество и повысится доля сертифицированной продукции, увеличится доля новой продукции.

Рынками сбыта продукции УП «ММЗ» является Республика Беларусь, Россия и страны СНГ. На белорусском рынке предприятие является монополистом. Высокая конкурентоспособность дизельного двигателя Д 240 («Минского моторного завода») по отношении к аналогам-конкурентам достигается за счет высоких технико-экономических показателей, низкой цены, близости основного потребителя (Минского тракторного завода), наличия баз сервисного обслуживания.

Основным потребителем экспортной продукции является Российская Федерация. Доля ее потребления в общем объеме экспорта в 2005 году составила 82,89%, в 2006 году ее доля составила 83,04% и в 2007 г. – 82,97%.

В общем объеме импорта удельный вес поставляемых сырья, материалов и комплектующих из России в 2005 году составил 91,6%, в 2006 году –89,3% и в 2007 г. – 89,2%. 

При этом основными факторами, влияющими на конкурентоспособность дизельных двигателей являются:

- цена, которая зависит в первую очередь от высоких цен на энергоносители, комплектующие, сырье и материалы, налоги и инфляционные процессы в стране, а также высокая доля бартерных сделок и взаимозачетов, которые ведут к повышению себестоимости и «вымыванию» оборотных средств;

- качество, т.е. модернизация внедренных и создание новых конкурентоспособных модификаций двигателей современного технического уровня и отвечающих мировым стандартам и уровню экологической безопасности;

- сокращение времени на гарантийное и послегарантийное обслуживание двигателей вышедших из строя;

- применение двигателей, в качестве стационарных насосных и генераторных установок, а также силовых агрегатов для переоборудования автомобилей.

Расчет уровня качества и конкурентоспособности дизельных двигателей показал, что двигатель Д240 имеет высокое качество и уровень конкурентоспособности. Выигрывает же данный двигатель только по цене. Анализируя эксплуатационные затраты двигателя Д240/243 заметно отставание в области рационального использования топлива, но этот показатель является зависимым от эксплуатационной мощности и необходимым для стыковки с тракторами УК 80/82 (Минского тракторного завода).

На основании проведенного исследования необходимо отметить, что основной стратегической задачей для УП «ММЗ» является разработка конструкций и создание мощностей по производству дизельных двигателей, отвечающих современным требованиям по экономичности, экологии, надежности, ресурсу, удовлетворяющих потребительский рынок.

При этом в связи с возросшей конкуренцией на внешнем рынке и требованиям к качеству дизельных двигателей основной задачей УП «Минский моторный завод» наряду с модернизацией находящихся в производстве двигателей, и улучшением мощностно-экономических показателей является и доведение этих показателей до соответствия требованиям международным стандартам по выбросам вредных веществ и дымности отработавших газов, а также уровню шума и вибрации.


Список литературы:

1. Белов В.Н. К вопросу о российской инновационной политике. Зарубежный опыт // Инновационная политика и инновационный бизнес в России. Аналитический вестник, № 5 (146), М.: 2002. С. 16 – 27

2. Волонцевич Е.Ф. Конкурентоспособность фирм: Курс лекций для студ. спец. "Коммерч. деятельность" Мн., 2004. 103с.

3. Гончарова Н.П. Маркетинг инновационного процесса. К.,1998.-264с.

4. Дадалко С.В. Инновационная деятельность в Республике Беларусь. Мн., 2001.88с.

5. Инновационный менеджмент / Под общ ред С.Д. Ильенковой. М.,1997. 327с.

6. Инновационный менеджмент / Под общ ред П.Н. Завлина. М.,1998. 567с.

7. Ковалёв Г.Д. Основы инновационного менеджмента. М.,1999. 208 с.

8. Колонтай М.М. Инновационный менеджмент. Мн.,1997.191с.

9. Кротков А.М. Конкурентоспособность предприятия: подходы к обеспечению, критерии, методы оценки // Маркетинг в России и за рубежом. 2002. 6.С.59-68.

10. Магомедов Ш.Ш. Конкурентоспособность товаров: Учеб.пособие. М, 2004. 293с.

11. Морозов Ю.П. Инновационный менеджмент. М., 2001. 446с.

12. Организация инвестиционной и инновационной деятельности/ Под ред.
И. Мухарь, К. Янковский. Спб.:Питер, 2002. 448с.

13.  Постановление Совета Министров Республики Беларусь 31 июля 2004 г. № 1016 «О Концепции инновационной политики Республики Беларусь на 2004-2008 годы»

14. Суконкина Е.Б Конкурентоспособность и качество продукции// Веснiк Беларускага дзяржаунага эканамiчнага унiверсiтэта. 2003. N5. С.18-21

15. Трубилин А. Конкурентоспособность - главный фактор эффективности производства // АПК: экономика, управление. 2003. N12. С.39-46

16. Управление инновациями / В.Н. Гунин. М.,1999. 301с.

17. Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент. М.,2001. 615с.

18. Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление. М., 2001. 311с.

19. Чеглик Л. Конкурентоспособность и условия ее обеспечения // Финансы, учет, аудит. 2002. N8.С.31-34

20.  Бизнес-план развития УП «ММЗ» 2006-2008 гг.






double arrow
Сейчас читают про: