Международные отношения

На завершающем этапе войны советское руководство, решая основную для себя задачу создания пояса безопасности на западных границах СССР, должно было обеспечить установление в соседних странах дружественных Советскому Союзу режимов. Несмотря на то, что договоренности великих держав фиксировали переход Польши, Чехословакии, Венгрии, Румынии, Болгарии, Югославии, Албании, Финляндии, а также части Германии и Австрии в сферу влияния Советского Союза, реализация его интересов в этом регионе была совсем не простой, чисто механической задачей. Для ее решения СССР применял широкий арсенал средств как политических, так и силовых. Понимание того, что в странах Восточной Европы существовала разнообразная палитра политических сил и ориентаций, привело Советский Союз к необходимости поддержки коалиционных способов осуществления власти, но с обязательным участием в коалициях коммунистов. Наряду с политическими формами влияния на внутренние процессы в странах Восточной Европы Советский Союз использовал здесь и прямые силовые методы воздействия на общество. Силовые и политические методы тесно переплетались и в зависимости от конкретной ситуации на первом плане оказывались то те, то другие.

В целом же период от окончания войны, примерно до середины 1947 г. характеризовался попыткой советского руководства осуществить переход к социализму в странах Восточной Европы мирным, парламентским путем. Но «холодная война» внесла существенные коррективы в отношения СССР со странами народной демократии.

Ориентировочно с середины 1947 г. Советский Союз перешел к осуществлению нового стратегического курса в Восточной Европе. В результате послевоенная общественная тенденция национально государственного единства, облаченная коммунистами в концепцию «народной демократии» и «национальных путей к социализму» все больше отходит на второй план, уступая место новой тенденции — социально-политической конфронтации и построения классового государства диктатуры пролетариата. На этом этапе единственно приемлемой признается советская модель развития.

Процессы, происходившие в восточноевропейских странах в конце 40х годов, содействовали в конечном итоге превращению стран «народной демократии» в страны «социалистического лагеря» во главе с Советским Союзом. Социалистические страны опирались не только на политическую и военную поддержку СССР, но и на экономическую. В этих целях в январе 1949 г. шесть стран — Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, СССР и Чехословакия создают Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ). В задачу Совета входили: обмен хозяйственным опытом, техническая взаимопомощь, вопросы снабжения сырьем, продовольствием, машинами, оборудованием и др. СЭВ был основным каналом материальной помощи странам «социалистического лагеря». Известно, что только одних долгосрочных льготных кредитов им было предоставлено в 1945—1952 гг. на 15 млрд. рублей (3 млрд. долларов). В ответ СССР требовал строго придерживаться советского опыта при проведении социально-экономических преобразований, советских приоритетов в развитии отраслей народного хозяйства. К концу 50-х г. СССР был связан торговыми соглашениями более чем с 70 государствами.

Позитивные для Советского Союза изменения к концу 40х годов произошли на Дальнем Востоке. Опираясь на советскую поддержку, Коммунистическая партия Китая во главе с Мао Цзэдуном добилась победы над войсками Гоминьдана во вспыхнувшей в 1946 г. гражданской войне. 1 октября 1949 г. была провозглашена Китайская Народная Республика (КНР), 2 октября СССР установил с ней дипломатические отношения, а 14 февраля 1950 г. СССР заключил с КНР договор о дружбе, союзе и взаимной помощи. Сталин, обязался досрочно вернуть порты Дальний (Далянь) и Порт-Артур, передав все имущество китайской стороне. Советско-китайские отношения после образования КНР почти в течение целого десятилетия были самыми дружественными.

В послевоенное время в колониях ослабло влияние Англии и Франции. С середины 50-х гг. целый ряд колониальных стран Азии и Африки обрёл независимость. СССР стал прилагать усилия для вовлечения молодых независимых государств в орбиту своего влияния.

Советское руководство стремилось к расширению взаимоотношений СССР с другими странами. Н.С. Хрущёв предпринял ряд поездок за рубеж с целью установления личных контактов с лидерами дружественных стран. Были восстановлены дипломатические отношения с Австрией и ФРГ. В 1955 г. советскому руководству удалось нормализовать взаимоотношения с Югославией. В 1956 г. было подписано соглашение о прекращении состояния войны между СССР и Японией.

Так, в 1955 г. Н.С. Хрущёв и Н.А. Булганин посетили Индию, Бирму, Афганистан. В обмен на неприсоединение к проамериканским блокам эти страны получили большие кредиты. При участии советских специалистов в Индии сооружался металлургический комбинат в г. Бхилаи, со временем он стал символом советско-индийской дружбы.

 Укреплялись позиции СССР в арабском мире. В 1956 г. СССР оказал дипломатическую помощь независимому Египту во время англо-французской и израильской агрессии. В 1957 г. СССР занял решительную позицию во время военного давления США на Сирию. В 1958 г. под угрозой советского вмешательства Англия и США вывели свои войска из Ливана и Иордании.

В 1955-1958 гг. СССР установил дипломатические отношения с: Ганой, Гвинеей, Ливией, Либерией, Марокко, Суданом, Тунисом.

При финансовой и технической помощи СССР в разных странах было построено около 6000 предприятий.

Вместе с тем в рассматриваемый период возникали сложности во взаимоотношениях СССР и других стран. Так, в 1956 г. в Венгрии антисоциалистические выступления приняли вооружённый характер. 4 ноября 1956 г. начался ввод советских войск в Будапешт. Антисоциалистическое выступление силой оружия было подавлено.

1953 - 1956 гг. вошли в историю как эпоха "великой дружбы" СССР и Китая. Советские специалисты оказывали помощь в сооружении на территории Китая 150 промышленных объектов. До ХХ съезда Китай был основным партнёром СССР в Азии. Но критика "культа личности" И.В. Сталина встретила непонимание китайских властей. Китайскую позицию поддержали Албания, КНДР, Румыния. В 1959 г. во время китайско-индийского пограничного конфликта СССР занял нейтральную позицию. Мао Цзэдун посчитал это оскорблением, так как, на его взгляд, Москва не должна одинаково относиться к пролетарскому Китаю и буржуазной Индии. В Китае была развёрнута шумная антисоветская кампания. В ответ из Китая были отозваны все советские специалисты, Москва потребовала вернуть все кредиты, предоставленные начиная с 1950 г.

Советское руководство предпринимало также меры для того, чтобы добиться сокращения вооружений и прекращения испытаний ядерного оружия. В 1955 - 1960 гг. СССР в одностороннем порядке сократил свои вооружённые силы на 3,3 млн. чел.

Заключение

И так, мы рассмотрели один из периодов в истории нашей родины. Это был не простой период. Война вызвала серьезные геополитические изменения.

Изменилось соотношение сил между ведущими державами. США превратились в сверхдержаву, претендующую на мировое господство. Германия, Япония и Италия потерпели поражение, на их территории были размещены оккупационные войска. Потеряла свое довоенное могущество Франция. Позиции Англии оставались сильными, но это во многом основывалось на былом могуществе. Принципиально новым явлением стал взлет могущества СССР, несмотря на разруху и огромные потери. Советский Союз превратился в главное действующее лицо  международных отношений. Это вызвало коренные изменения в сфере мировой политики. Решающим компонентом в ней теперь становились взаимоотношения СССР и США.

Экономическое превосходство США послужило важной причиной такого явления послевоенной политики, как "холодная война". Политика "холодной войны" включала в себя такие действия, как военно-политическое давление, создание военных баз и военных блоков, идеологическую пропаганду, балансирование на грани войны, массированную гонку вооружений.

Новым явлением мировой политики и международных отношений стал раскол Европы на две группы стран, одна из которых (Албания, Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, Чехословакия, Югославия) ориентировались на СССР, а другая - на США. Изгнание пособников фашистов вместе с приходом Советских войск подтолкнуло процесс радикальных политических и социальных изменений в странах Восточной Европы, которые выбрали путь социалистической ориентации. Советское влияние было обусловлено военным присутствием Советского Союза, его политической ролью в мировых отношениях, а также экономической зависимостью Восточной Европы от СССР.

В странах Восточной Европы были проведены глубокие реформы, которые изменили все социальные и политические структуры. Реформы проводились правительствами, созданными на базе национальных и народных фронтов, в которых коммунисты играли наиболее активную роль. На всех этих реформах, особенно в начальный период их реализации, лежал сильный отпечаток национальной специфики.

Социалистические страны оказывали помощь национально-освободительному движению. Новым существенным фактором мировой политики стал рост влияния коммунистических и социалистических идей и партий.

 



Литература

1.  Богатуров А.Д. Великие державы на Тихом океане. История и теория международных отношений в Восточной Азии после второй мировой войны (1945-1995). – М., 1997.

2. Всемирная история / Гл. ред.: Е. М. Жуков (гл. ред.) и др. Т. ХI
/ Под ред. А. О. Чубарьяна (отв. ред.) и др. - М.: Мысль, 1977.

3. История международных отношений и внешней политики СССР. Том второй. 1945-1975. Редактор тома профессор Г.В.Фокеев. – М., 1987.

4. История России 1945-2007 гг., 11 класс: учебник для учащихся общеобразоват. учреждений/ авт.: А.И. Уткин, А.В. Филиппов, С.В. Алексеев и др.: под ред. А.А. Данилова, А.И. Уткина, А.В. Филиппова. – М.: Просвещение, 2008.

5.  Советская внешняя политика в годы «холодной войны» (1945-1985). Новое прочтение / Отв. ред. Л.Н. Нежинский. - М., 1995.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: