Коренные изменения на международной арене

Смоленск 2011

План

Введение …………………………………………………………………………..3

1. Коренные изменения на международной арене…………………...…………4

2. СССР в холодной войне…………………………………………………….….9

3. Раскол Европы………………………………………………………….……. 16

4 Международные отношения…………………………………….…………….22

Заключение……………………………………………………………………….26

Литература……………………………………………………………………….28

 

Введение

Международное положение СССР после войны, в которой он победил ценой больших потерь, было в высшей степени парадоксальным. Страна была разорена. В то же время ее лидеры имели законное право претендовать на видную роль в жизни мирового сообщества. Бесспорно, на Советский Союз тогда работал своеобразный "эффект Сталинграда" как в общественном сознании, так и среди элиты стран-союзников. Но все же, соотношение сил было для СССР едва ли не худшим за все время его существования. Да, он извлекал выгоду из оккупации обширнейшей территории большей части Европы, и его армия занимала по численности первое место в мире.

В то же время в области военной технологии и США, и Великобритания далеко обогнали СССР, промышленный потенциал которого в западных регионах к тому же понес огромные потери.

СССР стал мировой державой: ни один важный вопрос международной жизни не решался без его участия. До войны СССР имел дипломатические отношения с 26 государствами, а к концу войны — с 52. СССР, как и США, стал стремиться к расширению сферы своего влияния. В мире сложилась новая геополитическая ситуация.

Растущее влияние СССР обеспокоило лидеров ведущих мировых держав. Их отношение к СССР, вчерашнему союзнику по антигитлеровской коалиции, резко изменилось. Они решили ограничить влияние СССР, используя ядерный фактор. Еще во время второй мировой войны США стали обладателями ядерного оружия. В отношениях между СССР и ведущими западноевропейскими стала проводиться политика "холодной войны".

 

Коренные изменения на международной арене

Вторая мировая война существенно изменила соотношение сил на международной арене. Все великие державы в большей или меньшей степени пострадали от невиданного в мировой истории военного конфликта. Только США вышли из войны, обогатившись и усилившись. Они имели мощные вооружённые силы, крупнейший золотой запас, не пострадали от войны материально. Их и без того значительный производственный потенциал ещё более увеличился. Кроме того, американцы создали невиданное по разрушительным последствиям атомное оружие и продемонстрировали его мощь, применив против своего противника — Японии. США не скрывали своих претензий на роль ведущей мировой державы.

Иным было положение Советского Союза. СССР понёс огромные человеческие и материальные потери в войне, сыграл решающую роль в победе над фашизмом. Он располагал мощной армией и хотел использовать дислокацию своих вооружённых сил в других странах в собственных интересах, не собираясь действовать в русле американской политики.

Что касается других великих держав, то вес Великобритании и Франции после Второй мировой войны значительно уменьшился. Они были озабочены, прежде всего, сохранением своих колониальных империй, где нарастало национально-освободительное движение. Германия, Япония и Италия в результате поражения в войне утратили военную мощь и политическое влияние. Их территории были оккупированы. Экономический потенциал этих стран нуждался в восстановлении. Поэтому решающую роль в мировых делах стали играть США и СССР. Взаимоотношения между ними во многом определяли международный климат послевоенных десятилетий.

После 1945 г. практически ни одна серьезная международная проблема не могла быть решена без участия СССР. Политическое влияние Советского Союза распространялось на Польшу, Чехословакию, Болгарию, Венгрию, Румынию, Югославию, Албанию, Финляндию, оккупированные советскими войсками восточные части Германии и Австрии. Укреплению международных позиций СССР способствовал рост мирового коммунистического движения.

Характерной чертой международной обстановки после окончания войны явился общий сдвиг влево широких народных масс в капиталистических странах. В Западной Европе численно выросли и окрепли коммунистические партии. В годы войны они шли в авангарде борьбы против фашизма. На первых послевоенных выборах в парламенты в таких крупных европейских странах, как Франция и Италия, многие избиратели (около 5,5 мл французов и 4,4 мл итальянцев) отдали голоса кандидатам коммунистических партий. В 1945—1947 гг. коммунисты входили в правительства 13 капиталистических стран Европы, Азии и Латинской Америки.

Коммунистические режимы в первые послевоенные годы установились в целом ряде государств Азии — Северном Вьетнаме (1945 г.), Северной Корее (1948 г.), Китае (1949 г.)

Вместе с тем, положение СССР на международной арене было достаточно сложным. На Ялтинской и Потсдамской конференциях произошел фактический раздел мира на сферы влияния. Западные союзники СССР по антигитлеровской коалиции признали приоритет Советского Союза в странах Восточной Европы. Они вошли в сферу особых интересов СССР. В Москве этот регион рассматривался в первую очередь как пояс безопасности советского государства по западному и юго-западному периметру границ.

Перед СССР встала необходимость четкого определения своего стратегического курса в условиях складывавшегося биполярного мира. Декларируя главное содержание и задачи послевоенной внешней политики Советского Союза, ЦК ВКП(б) подчеркивал необходимость обеспечить благоприятные международные условия для мирового социалистического строительства в СССР, для развития мирного революционного процесса, для сохранения мира на земле. Советское руководство всячески стремилось создать образ СССР как миролюбивого государства, готового к поиску компромиссов в решении актуальных международных проблем совместно с бывшими партнерами по антигитлеровской коалиции. При этом положение в народном хозяйстве заметно ограничивало внешнеполитические возможности СССР.

Послевоенные амбиции Советского Союза иногда оказывались весьма завышенными. Они проявились в требованиях об изменении режима Черноморских проливов путем пересмотра, заключенной в 1936 г. в Монтере конвенции о возвращении СССР Карского и Ардаганского округов, ранее принадлежавших России, но в 1921 г. переданных советским правительством Турции. Предоставлении военно-морской базы в Дедеагаче (Фракия) на Эгейском море, участии СССР в управлении Танжером (Марокко), а также в последовавших заявлениях о заинтересованности в изменениях политических режимов в Сирии и Ливане. О предоставлении протектората под Ливией, бывшей итальянской колонией, для обеспечения присутствия в Средиземном море.

После окончания войны Советский Союз предпринял меры по укреплению своих позиций в Иране. Эта страна в августе 1941 г. была оккупирована советскими и английскими войсками с тем, чтобы исключить возможность использования иранской территории фашистскими агрессорами. 29 января 1942 г. между СССР, Англией и Ираном был подписан союзный договор. Он предусматривал, что советские и английские войска будут выведены из Ирана не позднее шести месяцев после окончания войны. Суверенитет и территориальная неприкосновенность Ирана подтверждались и в принятой в Тегеране союзниками декларации трех держав об Иране. После окончания войны Великобритания вывела свои войска из Ирана. Советские войска остались.

В то же время Советский Союз поддерживал Народную партию Ирана (партию Туде), которая объединяла противников существующего в стране режима и сепаратистские движения курдов и азербайджанцев, преследуя цель ослабить центральную власть в Тегеране. В декабре 1945 г. при советской поддержке в северных провинциях Ирана были провозглашены Автономная Республика Азербайджан и Курдская Народная Республика. Это вызвало разное обострение советско-английских отношений. Великобритания вновь ввела в Иран военные части. В начале 1946 г. США и Великобритания вынуждены были оказать давление на СССР с требованием вывести войска из северного Ирана. В обмен на создание смешанной советско-иранской нефтяной компании Советский Союз согласился вывести свои войска (май 1946 г.). После их ухода Иран в конце 1946 г. денонсировал договор о нефтедобыче, подавил курдских и азербайджанских сепаратистов и восстановил контроль над северной частью своей территории.

В это же время активизировалось партизанское движение в Греции, руководимое коммунистами и подпитываемое поставками из пограничной Болгарии, Югославии и Албании, где у власти находились коммунисты.

На Дальнем Востоке неудачей закончились планы СССР по оккупации северной части остова Хоккайдо. В послании Трумэну от 16 августа 1945 г Сталин предлагал включить эту территорию в район сдачи японских вооруженных сил советским войскам в качестве советской зоны оккупации. Американский президент это предложение советского лидера отклонил. Соединенные Штаты имели план установления единоличного контроля над послевоенной Японией.

После завершения второй мировой войны СССР и США все в большей степени отдаляются друг от друга. Плодотворное сотрудничество в годы войны осталось в прошлом. Политический курс двух великих держав все в большей степени поляризировался. Идеологическое противостояние породило атмосферу враждебности на мировой арене.

В напряженной обстановке начался процесс мирного урегулирования с бывшими союзниками гитлеровской Германии: Италией, Румынией, Болгарией, Венгрией и Финляндией. Решением Потсдамской конференции составление проектов мирных договоров для этих стран было возложено на Совет Министров иностранных дел (СМИД) «в качестве немедленной и важной задачи». 11 сентября 1945 г. в Лондоне открылась первая сессия СМИД. Сразу же обнаружилось, что Советский Союз и западные державы подходят к этой важной задаче послевоенного устройства Европы совершенно с различных позиций. На сессию в Лондоне США и Англия пригласили делегацию Франции и Китая. Это противоречило Потсдамским решениям руководителей трех держав о Совете министров иностранных дел, который должен состоять только из государств, подписавших условия капитуляции с данной страной.

Процесс выработки мирных договоров длился в течение полутора лет. Возникавшие разногласия приходилось урегулировать на Московском совещании министров иностранных дел (декабрь 1945 г.), Парижской (апрель — июль 1946 г.) и Нью-Йоркской (ноябрь — декабрь 1946 г.) сессиях СМИД, на Парижской мирной конференции (июль — октябрь 1946 г.).

10 февраля 1947 г. мирные договоры с Италией, Болгарией, Венгрией, Румынией и Финляндией были подписаны в Париже. Несмотря на компромиссный характер ряда статей, они в целом носили демократический, справедливый характер.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: