Все главные политические события 2004 года в России случились после 14 марта.
Первое не таило в себе абсолютно никакой интриги: Владимир Владимирович Путин, как и предполагалось, легко и непринужденно переизбрался на второй президентский срок. Отсутствие интриги объяснялось главным образом отсутствие реальной альтернативы действующему главе государства. И вины Путина в этом не было и нет. За кого еще должен был отдать голос уважающий себя избиратель, если помимо президента в бюллетенях значилось два кандидата на букву «М», два на – букву «Х»,а один вообще на «Г»?
Второе событие – назначение нового состава правительства – нового состава правительства – на протяжении последних недель, наоборот, обещало самым интригующим. Хотя бы потому, что назначение Михаила Фрадкова никак не прояснило, что же будут делать всенародно избранный президент и назначенное им правительство в следующие четыре года.
После обнародования персонального состава кабинета стало понятно, что Владимир Путин собирается по полной программе использовать на тот момент формально еще не выданные ему мандат всенародного доверия.
|
|
Новая структура правительства едва ли тянет на полноценную административную реформу, однако очевидно укрепляет влияние президента на правительство. Причем простым и опробованным уже на губернаторах способом. Практически все старые министры – кроме Алексея Кудрина, Германа Грефа и Алексея Гордеева – из первых лиц превращаются во вторых (замов и глав агентств при министерствах). То есть за ними остается оперативное управление отраслями (в том числе отраслевой люббизми даже контроль над внутренними финансовыми потоками), однако «политическую» площадку в виде министерской трибуны и места в зале заседаний правительства (то есть «большой» государственный люббизм и контроль над основными финансовыми потоками) у них отбирают. И отдают малоизвестным и абсолютно контролируемым людям, которые идеально подходят для того, чтобы проводить решения «сверху» и надзирать за их выполнением. Ну и, понятно, «нести персональную ответственность».
Примерно так же из «старого» Совета Федерации выводили губернаторов и глав региональных заксобраний: по одному, без лишнего шума. А на их место приходили тихие и незаметные «представители» регионов. В итоге СФ получился на редкость послушным и скучным. Таким, видимо, вскоре станет и кабинет министров. Показательно, что его первое заседание, посвященное обсуждению президентского указа о реформе правительства, длилось всего 40 мин. Видимо, министры уже поняли: указы, как и приказы, не обсуждают.