Сбережений населения в инвестиции

 

 

Основным институтом мобилизации денежных средств населения и трансформации их в инвестиции продолжает оставаться банковская система России, которая пока не играет заметной роли в процессе трансформации сбережений населения в инвестиции. Лишь треть ежегодного прироста сбережений населения, который составляет величину около 20 млрд. долл., поступает в банковскую систему. Основная их часть - 55%, или около 100 млрд. долл., направляется на покупку наличной валюты (доллары и евро) или хранится в рублях на руках у населения, инвестиционный потенциал населения достаточно высок, однако он практически не используется, т.к. сбережения населения не вовлечены в инвестиционный процесс региона.

Активизация операций банков с реальным сектором экономики невозможна без создания устойчивой долгосрочной ресурсной базы.

В связи с этим стратегической задачей развития банковского сектора является создание условий для расширения деятельности банков по привлечению сбережений населения. Предпосылками увеличения сбережений населения в банках являются:

1. укрепление устойчивости кредитных организации и банковского сектора в целом; укрепление правовых основ защиты интересов кредиторов и вкладчиков; повышение уровня доверия экономических субъектов к государству и партнерам по бизнесу, в том числе доверия населения к финансовым посредникам;

2. дальнейшее повышение реальных доходов населения;

3. сохранение института банковской тайны, тайны вклада; расширение состава банковских продуктов для привлечения средств населения.

Фактором увеличения вкладов населения в банках явится создание системы (защиты) гарантирования вкладов. Принципиальным с этой точки зрения является принятие соответствующего федерального закона, который должен стать базой для введения системы гарантирования вкладов.

Создание надежной системы привлечения средств населения в качестве банковских ресурсов, которая гарантировала бы их возврат и стимулировала экономический рост, является одной из ключевых задач современного этапа развития банковской системы.

Конкретные параметры развития указанной системы будут увязаны с реализацией мер по укреплению законодательных основ транспарентности банковского сектора и банковского надзора, механизмов банкротства и ликвидации кредитных организаций, а также с реальными темпами снижения системных рисков банковской деятельности. Практическое введение системы гарантирования возможно только принимая во внимание сроки внедрения международных стандартов бухгалтерского учета и финансовой отчетности.

Основой построения эффективной технологии взаимодействия с клиентами банка в сфере розничных банковских услуг является адекватная система информации о клиентской базе, получаемой путем проведения маркетинговых исследований. Единая база данных о клиентах позволяет определить характер взаимодействия с ними и разработать соответствующую программу маркетинговых мероприятий по привлечению и удержанию клиентов банка. Взаимодействие с клиентами должно складываться как на основе определения ценности клиента для банка, так и ценности банковских услуг и банка для клиентов. При этом оценка эффективности взаимодействия каждой из сторон будет зависеть от уровня определяемой ими фактической ценности. Ценность определяется как разница между ценностью предложения и издержками. Ценность клиента для банка будет

складываться из таких показателей, как история трансакций, кредитная история, настоящая и будущая доходность за вычетом расходов на его привлечение и обслуживание. Ценность банковских услуг для клиента определяется как разница между суммой совокупных выгод и издержками потребления конкретной банковской услуги. С ростом ценности клиента для банка должна осущеcтвляться переоценка потребительской ценности банковских услуг, предлагаемых данному клиенту. Привлечение клиентов на обслуживание в банк является классической функцией маркетинга и включает стандартный набор средств продвижения: рекламу, стимулирование сбыта, связи с общественностью и личные продажи. Конечной целью привлечения клиентов является заключение сделки, осуществление продажи банковской услуги. Сохранение сложившейся банковской клиентуры в сфере розничных услуг основывается на формировании и повышении ее лояльности. Для достижения этих целей, по нашему мнению, банку необходимо проводить следующие мероприятия:

1. Необходим анализ текущего состояния клиентской базы банка. Для определения эффективности работы по удержанию клиентов рассчитывается коэффициент сохранения клиентов в зависимости от количества лояльных клиентов банка или клиентов, прекративших обслуживание в банке. Необходимо устанавливать причины потерь клиентов, а также постоянно осуществлять анализ жалоб и предложений своих клиентов.

2. На основе анализа историй взаимоотношений с клиентами банк сегментирует клиентскую базу, определяет ценности клиентов. Политика удержания клиентов должна быть направлена прежде всего на тех из них, которые представляют наибольшую ценность для банка.

3. Банк должен разработать программу сохранения клиентов (программу лояльности).Средствами формирования лояльности наиболее значимых для банка клиентов в сфере розничных услуг могут быть:

– предложение индивидуальных условий обслуживания;

– разработка специальных предложений, изменение потребительских характеристик услуг;

– накопительные балльные системы;

– программа поощрений в зависимости от срока обслуживания, объема операций и т. д.;

– участие в кобрендинговых программах лояльности.

Переход к клиентоориентированной модели розничного банковского бизнеса подразумевает перестройку всей внутренней деятельности банка, и прежде всего формирование соответствующей стратегии, организации и использования специализированных технологий.

На сегодняшний день принципиальной проблемой остается недоверие населения к банкам и их деятельности. Помимо создания законодательной базы, которая будет защищать интересы вкладчиков и повышения роли банковского сектора необходимо уверить население в надежности банков. Также стабильность в экономике страны будет способствовать трансформации сбережений в инвестиции.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: