Репертуар военной музыки

Репертуар В. о. складывается из пьес служебно-строевого назначения (походные, встречные, похоронные марши, музыка воинского церемониала - вечерняя заря, развод караулов), конц. пьес и развлекательной музыки (танцы, пьесы лёгкой, т.н. садовой, музыки - фантазии, рапсодии, попурри, увертюры).

Многие марши, вальсы, польки, мазурки и др. пьесы посвящались конкретным боевым эпизодам военной истории, отражали в обобщённо-героических или лирических образах патриотические идеи и имели условные названия - девизы, русские марши: «Вступление в Париж», «Бой под Ляояном», «Мукден», «Геок-Тепе» (крепость, завоёванная М. Д. Скобелевым), «Герой», «Триумф победителей», «Тоска по родине», «Товарищи по оружию», «Прощание славянки»; вальсы: «На сопках Маньчжурии», «Амурские волны», мазурка «Уланы» и т.д. Ряд маршей носит название воинских частей или родов войск, которым они посвящены: Преображенский марш, марш Печорского полка, Колонный марш 14-го Гренадерского (Грузинского) полка, Егерский марш. Концертная В. м., менее богатая оригинальными пьесами для духового ансамбля, ассимилирует произведения симфонической, оперной, хоровой и вокальной музыки, особенно военно-героического батального характера. Развивая прогрессивные национальные традиции русской В. м. и наполняя их новым содержанием, советский композиторы активно работают в области В. м. Обогащению В. м. музыкальными композициями, специально написанными для духовых оркестров, способствовали такие крупные музыканты, как Р. М. Глиэр («Марш Красной Армии», 1924), С. Н. Василенко («Походный марш Красной Армии», 1929), M. M. Ипполитов-Иванов, Н. Я. Мясковский («Походный торжественный марш» и «Драматический марш», 1931), Д. Д. Шостакович («Торжественный марш», 1940), С. С. Прокофьев (Марш ор. 99) и др. Наряду с маршевыми композициями концертного характера создавались строевые марши (сочинения Н. П. Иванова-Радкевича, Ю. А. Хайта, В. С. Рунова, С. А. Чернецкого и др.). Многие марши написаны на национальные темы народов СССР (марши А. И. Хачатуряна, А. В. Затаевича, А. М. Сатяна, Н. К. Чемберджи, Д. Ф. Салиман-Владимирова и др.). Советские композиторы создали значительное количество произведений крупной формы для духовых оркестров (19-я симфония и Драматическая увертюра Мясковского, 5-я симфония Иванова-Радкевича, 4 симфонии Кожевникова, Пассакалия и фуга Макарова, «Поэма о Сталинградской битве» и симфония «Мужество» Дзегеленка, красноармейские сюиты Кручинина, концертные увертюры, рапсодии, фантазии, сюиты разл. композиторов). Значительное развитие получила концертная литература для отдельных духовых инструментов. В репертуар современных военных духовых оркестров входят переложения симфоний и симфонических произведений Д. Д. Шостаковича, С. С. Прокофьева, А. И. Хачатуряна, Д. Б. Кабалевского и других, а также фрагментов из классических и современных опер и балетов. Современный военный духовой оркестр среднего состава в армии обеспечивает подлинно художественное раскрытие крупных произведений. Сложность репертуара современных военных оркестров, высокие требования, предъявляемые к его исполнению, вызвали необходимость подготовки военных дирижёров на базе высшего музыкального образования (Воен. ф-т при Московской консерватории), а также специальной подготовки военных музыкантов.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: