В качестве стратегических направлений экономической деятельности в Чукотском автономном округе с учетом специфических особенностей Крайнего Севера определены развитие добывающих отраслей и проведение геологоразведочных работ с целью более полного и эффективного освоения минерально-сырьевой базы. Развитие промышленного производства и производственной инфраструктуры будет сконцентрировано в 2 зонах опережающего экономического роста - Анадырской и Чаун-Билибинской зонах.
В рамках развития Анадырской зоны опережающего экономического роста будет обеспечено освоение месторождений каменного угля Беринговского каменноугольного бассейна (общие суммарные запасы - свыше 4 млрд. тонн), располагающегося на побережье незамерзающего Берингова моря, нефти и газа Анадырского и Хатырского нефтегазоносных бассейнов, нескольких золоторудных месторождений и хромоникелевых объектов, требующих значительных объемов геологоразведочных работ.
Минерально-сырьевая база твердого топлива (угли) Чукотского автономного округа позволяет не только удовлетворить собственные топливные нужды, но и вывозить уголь за пределы округа. "Беринговские" угли по качеству отвечают международным стандартам и могут быть конкурентоспособными на мировом рынке. Необходимо отметить и благоприятное географическое положение района, удобное для торговли и транспортировки грузов в любые районы Дальнего Востока, а также страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Все это позволяет сформировать крупный центр добычи угля, включающий угледобывающее предприятие с объемом добычи до 12 млн. тонн в год и глубоководное причальное сооружение с перегрузочным комплексом, для осуществления круглогодичной работы по отгрузке угля на крупнотоннажные морские суда. Для реализации инвестиционного проекта потребуется строительство угледобывающего предприятия, морского порта Беринговский, а также строительство воздушной линии электропередачи (110 кВ) Анадырь - Беринговский и автомобильной дороги Анадырь - месторождение Верхнее-Телекайское - Беринговский.
|
|
В пределах Чукотского автономного округа и шельфов омывающих его морей выявлено 6 перспективных нефтегазоносных бассейнов со значительными запасами углеводородного сырья. Нефтегазоносные структуры этой зоны мало изучены и требуют значительных инвестиций в геологоразведочные работы. В настоящее время в континентальной части Анадырского нефтегазоносного бассейна введено в эксплуатацию Западно-Озерное месторождение и продолжаются геологоразведочные работы на перспективном Верхне-Телекайском месторождении нефти. Предварительно оцененные запасы на указанных месторождениях позволяют с достаточной уверенностью прогнозировать к 2020 году добычу около 500 тыс. тонн нефти и 70 млн. куб. м газа. Кроме того, на прилегающих к ним нефтегазоносных структурах, на основании поисковых данных, прогнозируются значительные ресурсы углеводородных энергоносителей. Основной целью проекта является обеспечение потребностей округа в нефтепродуктах и энергоресурсах, что позволит значительно сократить бюджетные расходы на северный завоз нефтепродуктов и увеличить налоговую базу регионального бюджета. Для этого в г. Анадыре намечено строительство нефтеперерабатывающего завода мощностью 350 тыс. тонн в год с соответствующей инфраструктурой, включающей подогреваемый нефтепровод, головную перекачивающую станцию, нефтебазу и новый причал в морском порту.
|
|
В Чаун-Билибинскую промышленную зону входят 2 наиболее развитых в промышленном отношении района Чукотского автономного округа - Чаунский район с центром в г. Певеке и Билибинский район с центром в г. Билибино. Ведущей отраслью Чаун-Билибинской промышленной зоны с 30-х годов прошлого столетия является горнодобывающая промышленность, причем со времени освоения территории добывались олово и россыпное золото. В последние годы добыча олова прекращена, запасы россыпного золота иссякают, приоритет отдается коренному золоту. Здесь находятся крупнейшие месторождения золота в России - Майское и Купол, месторождения с богатыми рудами Каральвеем и Двойное, множество перспективных золоторудных полей и узлов. В пределах зоны находятся крупнейшие в России месторождения олова (Пыркакайские штокверки) и меди (Песчанка). Перспективы развития зоны связаны с разработкой месторождений золота, серебра, олова и меди, для освоения которых требуются значительные объемы геологоразведочных работ.
Совокупный ресурсный запас золота на указанных месторождениях составляет более 950 тонн, серебра - свыше 7 тыс. тонн, меди - 24 млн. тонн, олова - 508 тыс. тонн. Прогнозный объем добычи золота к 2020 году составит 30 - 32 тонны в год, серебра 200 - 250 тонн в год.
Формирование Чаун-Билибинской зоны опережающего экономического роста будет происходить путем освоения мелких и средних по запасам золотосеребряных месторождений с богатыми рудами как в пределах и вблизи известных рудных узлов (Купол, Валунистое), так и на перспективных площадях Верхне-Яблонской и Канчалано-Амгуэмской металлогенических зон.
Для освоения месторождений полезных ископаемых необходимо строительство сети автомобильных дорог, возобновление грузоперевозок по Северному морскому пути, а также развитие энергетической инфраструктуры. Наиболее масштабным инфраструктурным проектом в области транспорта, объединяющим Анадырскую и Чаун-Билибинскую зоны опережающего экономического роста, является строительство на территории Чукотского автономного округа участка автомобильной дороги Омолон - Анадырь с подъездами до гг. Билибино, Комсомольского и Эгвекинота автомобильной дороги Колыма - Омсукчан - Омолон - Анадырь.
Формирование опорной сети автомобильных дорог в пределах Чукотского автономного округа является одной из приоритетных задач дальнейшего социально-экономического развития округа, обеспечивающих доступ к месторождениям полезных ископаемых и формированию межрегиональных выходов. В перспективе в рамках реализации стратегических приоритетов развития Дальнего Востока актуальными будут мероприятия, направленные на повышение внутренней связанности наземной транспортной сети. Кроме того, будут объединены транспортные системы Чукотского автономного округа с выходом на Магаданскую область и Республику Саха (Якутия). Развитие внутренней транспортной сети региона будет представлено автомобильными дорогами Анадырь - месторождение Верхнее-Телекайское - Беринговский и Билибино - Анюйск, что позволит создать необходимую транспортную инфраструктуру округа, снизить зависимость от сезонного завоза грузов, минимизировать бюджетные затраты. Формирование опорной сети автомобильных дорог даст возможность обеспечить прямые межрегиональные транспортные связи.
|
|
Планируемое строительство морского порта круглогодичного действия в пос. Беринговский позволит динамично развивать угледобывающую отрасль округа, создаст предпосылки для преодоления социально-экономического отставания территории и условия для улучшения качества жизни населения, окажет содействие инновационному развитию экономики.
Реконструкция аэропорта Анадырь (Угольный) не только позволит в полной мере использовать его для обеспечения авиационных перевозок пассажиров и грузов в дальнемагистральных направлениях, в том числе международных, но и станет основой местных воздушных линий.
Планируется восстановить судоходство по рекам Анадырского бассейна с соответствующим навигационно-гидрографическим обеспечением.
Второй по значимости задачей является формирование энергетической инфраструктуры, включающее строительство новых и реконструкцию существующих линий электропередачи и подстанций в наиболее перспективных зонах освоения минерально-сырьевых ресурсов Чукотского автономного округа.
Для территории Чукотского автономного округа сельское хозяйство исторически и до настоящего времени - главная сфера приложения труда коренных малочисленных народов Севера. Сохранение традиционных отраслей является одной из стратегических целей правительства Чукотского автономного округа, так как численность и репродукция коренных малочисленных народов Севера находятся в прямой зависимости от состояния традиционных отраслей хозяйствования. Только в области оленеводства и морского зверобойного промысла коренное население не испытывает профессиональной конкуренции со стороны приезжего населения.
|
|
Оленеводство является главной отраслью сельского хозяйства Чукотского автономного округа по объему производства и количеству занятых в ней людей. Благодаря стабильному финансированию за прошедшие годы удвоилось поголовье оленей, увеличилось производство мяса в 3 раза и значительно модернизировалась производственно-техническая база отрасли, что позволило полностью обеспечить потребность округа в товарной оленине.
Морской зверобойный промысел - это вторая по значимости сфера жизнедеятельности коренных (береговых) малочисленных народов Севера в Чукотском автономном округе. Предприятия, ведущие промысел морских млекопитающих, способны добывать свыше 1500 тонн пищевой продукции и полностью удовлетворять потребность коренного населения в традиционном виде питания.
Перспективы развития отрасли связаны со значительным увеличением производства мяса, а также с выпуском мясной продукции оленеводства, по качеству соответствующей международным стандартам, дальнейшей модернизацией производственно-технической базы переработки мяса, кожевенно-мехового сырья, производством биостимуляторов и биологически активных веществ на основе уникального эндокринно-ферментного сырья, получаемого в результате развития оленеводства и морского зверобойного промысла.
Стратегическим направлением развития образования округа является превращение сферы образования в отрасль экономики региона, обеспечивающую его социально-экономическое воспроизводство и развитие, с одновременным сохранением культуры коренных малочисленных народов Чукотки.
В целях улучшения качества услуг в области здравоохранения, предоставляемых сельскому населению в национальных селах Чукотского автономного округа, планируется расширить сеть участковых больниц, фельдшерско-акушерских пунктов и амбулаторий.
Важнейшими для Чукотского автономного округа механизмами обеспечения доступности и повышения качества медицинской помощи являются применение выездных форм оказания медицинской помощи населению, развитие телемедицины, совершенствование специализированной, санитарно-авиационной скорой медицинской помощи, в связи с чем потребуется дополнительное приобретение медицинского оборудования, специализированного медицинского транспорта на базе вездеходов высокой проходимости и снегоболотоходов.
Геополитическое положение, природные и культурно-исторические факторы позволяют рассматривать Чукотский автономный округ как один из наиболее перспективных туристско-рекреационных регионов. Это обусловлено повышением интереса у россиян к отдыху внутри страны, в том числе к активному отдыху, популяризацией этнографических и познавательных туров, общемировыми тенденциями в области туризма, направленными на развитие экологического туризма, а также растущим интересом к России со стороны зарубежных туристов.
Для развития туризма в Чукотском автономном округе необходимо провести активную рекламную кампанию, разработать новые туристические маршруты с целью вовлечения коренного населения в процесс организации туров, развивать туристическую инфраструктуру (гостиничное хозяйство, в том числе сеть малых гостиниц в районах округа), а также развивать транспортную инфраструктуру, международные связи и социальный туризм.
В проектах развития жилищно-коммунального хозяйства Чукотского автономного округа будут учитываться особенности функционирования жилищно-коммунального хозяйства малозаселенных регионов, расположенных на Крайнем Севере.
С учетом природно-климатических особенностей округа требуется развивать технологии малоэтажного домостроения в условиях вечной мерзлоты, предусматривая переход на автономное теплоснабжение в целях повышения энергоэффективности, особенно при комплексной застройке в национальных селах.
В округе будет осуществляться реализация программ проведения капитального ремонта многоквартирных домов, в первую очередь панельных и блочных домостроений первых поколений.
Показатели социального и экономического развития Чукотского автономного округа на период до 2025 года приведены соответственно в приложениях № 1 и 2.
Заключение
Формирование региональной инвестиционной стратегии является довольно сложным творческим процессом, требующим высокой квалификации исполнителей. Прежде всего, формирование стратегии базируется на прогнозировании отдельных условий осуществления инвестиционной деятельности (инвестиционного климата) и конъюнктуры инвестиционного рынка как в целом, так и в разрезе отдельных его сегментов.
Правительством Чукотского автономного округа реализуются программы в области развития агропромышленного и жилищно-коммунального комплекса, совершенствования и развития автодорог, оздоровления окружающей среды, образования, здравоохранения, социальной поддержки населения, культуры, спорта, туризма, молодежной политики. В настоящее время выполняется 20 региональных программ с объемом финансирования из средств окружного бюджета - 1,7 млрд. руб.
В Чукотском автономном округе реализуется программа «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2025 г.», цель которой – создание экономических условий для устойчивого развития Дальнего Востока и Забайкалья с учетом геостратегических интересов и обеспечения безопасности Российской Федерации. Основной ожидаемый результат: сокращение отставания Дальнего Востока и Забайкалья от среднероссийского уровня; повышение финансовой самообеспеченности региона и уровня жизни населения; снижение социальной напряженности в регионе. В рамках программы для развития социально-экономической сферы Чукотского автономного округа предусмотрено финансирование капитальных вложений в объекты энергетики, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы, в т.ч. за счет средств федерального и окружного бюджетов.
Список использованных источников
1. Балдина К.В. Инвестиции: Системный анализ и управление/ Под ред. проф. К.В. Балдина. – 2-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2007.
2. Гришина И.В. Региональные особенности инвестирования в современной России: методология и результаты исследования // Финансы и кредит. - 2006. - №6.
3. Дульщиков, Ю. С. Региональная политика и управление/ Ю.С. Дульщиков. – М.: Изд-во РАГС, 2001.
4. Жданов, В. П. Инвестиционные механизмы регионального развития/ В.П. Жданов. – Калининград: БИЭФ, 2001.
5. Корчагин Ю. А. Инвестиционная стратегия - Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 315 с.
6. Лахметкина Н.И. Инвестиционная стратегия предприятия: учебное пособие / Н.И. Лахметкина. - М.: КНОРУС, 2006. - 184 с.
7. Официальный сайт Чукотского АО - http://www.chukotka.org/
8. Фетисов Г.Г., Орешин В.П. Региональная экономика и управление: Учебник. — М.: ИНФРА-М, 2006. — 416 с
9. Чернов В. А. Инвестиционная стратегия: учеб. пособие для студентов вузов - М.- 2003. - 158с.
Приложения
Приложение №1
к Стратегии социально-экономического развития
Дальнего Востока и Байкальского региона
до 2025 года