Восцарение и правление Лжедмитрия I

20 июня 1605г самозванец, не встретив никакого сопротивления, вошел в Москву как законный царь. Жители встречали его хлебом, солью, признавая его прирожденным государем. Духовенство – повсеместным колокольным звоном. Его «опознала» также и инокиня Марфа, ставшая монахиней царица Мария Нагая, мать убитого Дмитрия. Он, как почтительный сын прошел с непокрытой головой около кареты царицы-матери. Вскоре после этого «признания» состоялось венчание на царство.

 Однако, как и многие из баловней судьбы, Отрепьев считал, что свалившаяся на него удача — результат его личных качеств, а не исключительное стечение обстоятельств. Вместо того, чтобы вникнуть в государственные дела, понять новую свою роль, он принялся пировать. Пришедшие с ним поляки притесняли и обижали народ.

Самознавец начал собственную политику правления. На место патриарха Иова он назначил рязанского архирея Игнатия, «лукавого и изворотливого грека». Пока же он мог ввести католическую веру, как обещал папскому нуцию, он решил поддерживать связь с иезуитами и даже разредил им жить в Кремле, завести там свою церковь и вести там богослужения по своим канонам. Кроме этого Лжедмитрий решил привлечь на свою сторону бояр, особенно пострадавших от Бориса: Нагие, Романовы и другие были возвращены из ссылки.

В решении государственных вопросов новый царь независимость от бояр, которые, не уставая, дивились его уму и способности решать трудные дела быстро. Лжедмитрий лично дважды в неделю принимал челобитные, ежедневно бывал в Думе и всей своей деятельностью проявлял все большую самостоятельность. Он считал, что необходимо установить более тесные контакты с Западом, приобщиться к культуре более образованных народов и в союзе с европейскими государствами изгнать турок из Европы.

Кроме этого царь проводил политику, направленную на упрочнение собственного авторитета в глазах простого народа. Он лично выслушивал все жалобы и просьбы, отменил казни, пытался облегчить положение служивых людей, сделал суд бесплатным, начал борьбу с лихоимством, принимал меры, направденные на смягчение холопства, дял свободу тем, кто попал в холопство в годы голода, осовободил на 10 лет от налогов жителей Комаринской волости на юго-западе. Но в целом новый царь продолжал крепостническую политику: срок «урочных лет» он увеличил с 5 до 5.5-6 лет, жаловал дворян и польских шляхтичей землями с крестьянами и т.д. Из армии по его приказу «выбили» крестьян, холопов, посадских людей, вчерашних союзников. Он распустил и казачье войско.

Сильное неудовольствие москвичей было вызвано принебрежительным отношением Лжедмитрия к русским обычаям, который порой вел себя легкомысленно, несчитаясь с установившимися при русском дворе порядками. Так, во время царского обеда не по обычаю стала играть музыка, пелись песни. Перед обедом царь не молился, после обеда не умывал рук и не спал. Из дворца часто отлучася без сопровождающих.

Особенно всех горожан возмущало вольное поведение шляхов, пришедших вместе с самозванцем. Они буйствовали в Москве, затевая драки по поводу и без него. Народ быд готов с оружием подняться на поляков по первому зову. Церкви не нравилась опасность усиления католического влияния. За год новый царь опустошил всю казну, которую Годунов так заботливо копил.

Таким образом, царь довольно быстро лишился славы хорошего и доброго государя. Восторги народа скоро сменились недоверием, неудовольствием и скрытой ненавистью.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: