Формирование цветовосприятия у детей

 

Анализ психолого-педагогических исследований, программно-методической литературы и современной практики позволяет нам определить круг положений, направленных на формирование чувства цвета у детей младшего дошкольного возраста:

- Формировать у детей умения различать предметы по цвету, называть цвета, подбирать сходные по цвету предметы и использовать в художественной деятельности такие цвета: красный, синий, зелёный, жёлтый, белый, чёрный и оттенки – голубой, розовый.

- Прежде всего детей следует знакомить с реальным, основным цветом предметов: трава, листья на деревьях, ёлочка зелёного цвета; помидоры красные, одуванчики, лютики и некоторые другие цветы жёлтого цета и т.д.

- Вместе с тем рассматривая, созданные человеком: игрушки, предметы быта (одежду, посуду и др.), транспорт, здания – обращать внимание на их окраску, спрашивая, а что есть ещё такого же цвета. Это способствует образованию у детей ассоциативных связей на основе общности цвета; у них формируется умение объединять предметы по сходству по одному из признаков – цвету.

- Дети 3 лет ещё не могут смешивать краски с целью получения нового цвета или оттенка, однако, чтобы они поняли, как получается новый цвет, им следует показать, как можно получить голубой цвет, розовый.

- Если некоторые дети знают цвета, не обозначенные в программах, необходимо подтверждать правильно названный ребёнком цвет, положительно оценивая знания малыша, спросив при этом, что бывает такого цвета, где видел ребёнок такой цвет. Это будет стимулировать интерес детей к цветовой стороне окружающей жизни.

- В этом возрасте у детей может проявиться предпочтение к какому-то цвету. К этому следует относиться с пониманием, вместе с тем стимулировать использование в рисовании и других цветов.[27]

Решение задач по формированию цветового восприятия подразумевает создание необходимых условий для успешной работы над этой проблемой: системной работы по формированию чувства цвета у детей в процессе изобразительной деятельности; использование в работе с детьми цвета, колорита произведений народного и классического изобразительного искусства; систематических наблюдений в природе; использование в работе дидактических игр; эстетическое оформление среды.[28]

Решая задачи развития у детей цветовосприятия, прежде всего необходимо научить их различать и называть цвета и их оттенки в природе, окружающей жизни, искусстве, эмоционально откликаться на цвет, его сочетания, оценивать их как красивые и некрасивые. Без этих начал невозможно воспитание сознательного использования цвета в рисунках. Однако в практике работы с детьми часто отсутствует система. Можно столкнуться со случайностью и эпизодичностью. Вместе с тем необходимо постоянно развивать у детей осознанное восприятие цветового богатства мира, обращая их внимание на разнообразие цветов и оттенков окружающих предметов и явлений. Особое значение в развитии восприятия цвета имеет изобразительная деятельность.

Поэтому первое, что необходимо включить в систему работы с детьми после наблюдений восприятия цвета, - это занятия по изобразительной деятельности, изобразительному искусству, экскурсии, прогулки на природу. Природа – великий художник. Многие поколения художников учатся у неё. Цвет в природе существует не сам по себе. Он тесно вязан со всеми сезонными изменениями в окружающем мире, состоянием погоды, временем суток. Цвета окружающих предметов воздействуют друг на друга.

Лучше увидеть действительность помогает систематическое знакомство детей с искусством. Искусство – важный фактор формирования чувства цвета у детей. Наиболее доступные виды изобразительного искусства для детей, включающие цветовое богатство мира, - иллюстрации в детских книгах, произведения живописи (репродукции) и народное декоративно – прикладное искусство.[29]

Большое значение имеет в работе с детьми слово воспитателя и речь самих детей. Важно, чтобы ребёнок не только видел цвет, но и слышал от воспитателя его обозначение. Следует чаще пользоваться сравнениями, так как они вызывают в памяти знакомый образ, ярко его характеризует и ребёнок устанавливает ассоциативные связи с ранее имевшимся опытом, что облегчает осознание видимого, проявление эмоционального отношения к нему.

Эстетическому восприятию цвета предметов и явлений способствует использование художественных образов литературы. Художественное слово помогает выделить в наблюдаемом основное, причём не навязчиво, не сужо, дидактично, и это помогает запоминанию.

Важнейшим условием является также среда, которая окружает ребёнка. Необходимо научить его видеть красоту окружающей жизни, и прежде всего в быту: красивое оформление групповой комнаты, приятную по цвету одежду, детей и педагогов. Ребёнка следует постепенно, умело вводить в мир гармонии цвета. Объяснять детям, какие цвета подходят друг другу наглядно на образцах. Очень важно посоветовать, какие лоскутки взять для кукольных платьев, прежде чем шить для их наряд. Ведь сочетание цветов в одежде может воспитывать и вкус, и безвкусицу.

Изобразительная деятельность не может осуществляться без наличия разнообразного материала, литературы, произведений искусства, дидактических игрушек, а также пособий по цвету. Использование пособий с детьми имеет большое значение для формирования у детей чувства цвета. Это является необходимым условием. Большую роль использованию пособий придавали Ф.Фребель, М. Монтессори, Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина и др.[30]

Ведущими средствами в сенсорном воспитании детей являются дидактические игры и игрушки. Это прослеживается от дидактики Фребеля до наших дней.

 Дидактические игры, направленные на сенсорное развитие, в частности на формирование чувства цвета, обладают большими возможностями: позволяют знакомить детей с цветом. В процессе разнообразных дидактических игр дети учатся выделять цвет предметов, называть цвета и оттенки, сравнивать предметы по цвету, группировать их по сходству цвета, дифференцировать по основному цвету и оттенкам. Все эти действия развивают и закрепляют знания и представления детей о цвете, способствуют формированию чувства цвета. Дидактические игры, предшествующие изобразительной деятельности, готовят детей и к более свободному и точному отражению цветов и оттенков в рисовании, аппликации. С другой стороны, то, что ребёнок получил на занятии по изобразительной деятельности, по изобразительному искусству, из наблюдений в природе, уточняется, закрепляется и вновь обогащается в играх, проводимых после занятий.[31]

При работе над цветовосприятием и цветоразличением надо учитывать то, что младшие дошкольники, как правило, связывают цвет с образом предмета: зелёный, как трава, ёлочка; желтый, как солнышко, цыплёнок и т.д. Восприятие цвета отличается от восприятия формы и величины прежде всего тем, что оно может осуществляться только при помощи органов зрения, т.е. цвет обязательно нужно увидеть. Поэтому на начальном этапе обучаем ребёнка таким практическим действиям, как прикладывание предметов друг к другу, выбор и группировка предметов по цветовому признаку. Когда два цвета вплотную прилегают друг к другу, ребёнок видит их одинаковость или неодинаковость. При этом он может еще не владеть восприятием цвета, но видеть, что оба предмета красные или один из них красный, а другой желтый, то есть видеть, что цвета одинаковые или разные. На этом этапе можно использовать следующие игры:

· Игры на подбор нужного цвета:

Собери капельки в стакан

Сложи пирамидку

Собери «цветик-семицветик»

· Игры на сравнение предметов по цвету:

Подбери пару

Какие шарики улетели

Цветная карусель

После освоения практических действий у детей формируются сенсорные эталоны – образцы основных цветов, с которыми он сопоставляет окружающие предметы. В играх у ребёнка формируются образы предметов с характерными для них цветовыми свойствами. На основе практических действий по различению цвета и системы эталонов и цветовых образов предметов ребёнок учится определять цвет предмета в "уме", т.е. мысленно, уже не прибегая к практическим действиям: эти же действия он начинает выполнять в умственном плане и происходит мгновенное различение цвета.[32]

Сенсорные эталоны – это общепринятые образцы внешних свойств предметов. Сенсорными эталонами в области восприятия цвета служат хроматические (цветные) цвета спектра радуги и ахроматические цвета: белый, черный, серый. Хроматические цвета делятся на две группы: тёплые (красный, оранжевый, желтый) и холодные тона (голубой, синий, фиолетовый). Зелёный находится посередине спектра и считается нейтральным. Каждый хроматический цвет имеет определённую светлоту и насыщенность. Светлота – это степень близости данного цвета к белому, а насыщенность – степень его чистоты.[33]

В играх дети знакомятся с основными цветами и их оттенками в определённой последовательности. Сначала дети осваивают контрастные основные цвета (красный, желтый, синий). Затем учатся различать ещё несколько цветов (оранжевый, зелёный, черный), приучаясь подбирать похожий цвет по образцу, не называя его. В начале не надо добиваться запоминания цветов. В более сложных заданиях с чередованием цвета добавляется белый и фиолетовый цвета. Голубой цвет усваивается в последнюю очередь, так как дети часто его путают с синим. Знакомство с голубым цветом переносят на более поздний период, когда дети получат представление об оттенках. При ознакомлении детей с цветовой гаммой

применимы  следующие дидактические игры:

Собери радугу

Цветик - семицетик

Последним этапом цветового восприятия у младших дошкольников формируется умение сопоставлять цвета и их сочетания и оттенки. Когда обозначают оттенки цвета, обычно указывают на их светлоту (тёмно-зелёный, светло-желтый), имея в виду яркость. Младшим дошкольникам вполне достаточно усвоить изменяемость цветовых тонов по светлоте и соответствующие названия оттенков. Здесь следует иметь в виду, что некоторые светлотные оттенки имеют в быту особые названия (светло-красный называется розовым).[34] Дети лучше запоминают оттенки, если получили их самостоятельно (например, получали более бледные оттенки при разведении красок). В работе над оттенками применимы дидактические игры типа:

 Окраска воды

Волшебные краски

Самым сложным и самым интересным этапом в цветовосприятии детей является освоение ими цветового спектра радуги и смешения цветов для получения новых.

Таким образом, дидактические игры, признанные исследователями, педагогами и психологами, эффективным средством формирования цветовосприятия дошкольников, имеют огромное значение для сенсорного развития детей. Они позволяют целенаправленно и ускоренно формировать восприятие цвета, помогают обнаружить пробелы и устранить пробелы в восприятии ребёнка; позволяют в доступной и интересной форме развивать ведущий познавательный процесс дошкольного возраста.

 

 

Заключение

Цвет - главный компонент воспринимаемого предмета тогда, когда он:

• стал сигналом в результате выработанного рефлекса;

• является характерным признаком предмета;

• обозначается словом при восприятии незнакомого предмета;

конкурирует с незнакомой детям геометрической формой.

Цвет выполняет роль основного выразительного языка живописи, с овладения которым начинается приобщение ребёнка к изобразительному искусству. Именно через овладение языком цвета, более доступным для ребёнка, чем язык формы, линии, объёма, величины и т. д. дети открывают многообразие и смысловую наполненность живописных образов. Возможность восприятия и выражения в цвете настроения позволяет ребёнку через красоту увидеть и ощутить ценность и радость добра.

Приобретая опыт видения многоцветья мира, ребенок получает определенный эмоциональный тонус. Он способен радоваться многообразию цветов, восхищаться ими. Благодаря этому, его эстетическое восприятие расширяется, обогащается палитра изобразительных средств, с помощью которых он сможет более тонко выразить свои чувства и отношение в процессе создания изображения.

Значение цветового восприятия в жизни дошкольника очень велико, так как оно создаёт фундамент для развития мышления, способствует развитию речи, памяти, внимания, воображения. Хорошо развитое восприятие цветов может в дальнейшем проявляться у ребёнка в виде наблюдательности, его способности подмечать особенности предметов и явлений. В процессе обучения в школе восприятие будет совершенствоваться и оттачиваться в согласованной работе с мышлением, воображением и речью.

Осознанное, целенаправленное восприятие цвета не является врожденным качеством. Только мы, взрослые, можем помочь детям увидеть мир красок, уловить все разнообразие цветовых тонов и сформировать устойчивый зрительный образ цвета.

 

 

Список литературы

 

1. Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук. - Ярославль: Академия развития, 1997. – 240 с.

2. Бодалев А.А. Восприятия и понимание человеком. - М.: Просвещение, 1982. – 355с.

3.  Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет: Кн. Для воспитателя дет. сада / Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер; Под ред. Л.А. Венгера. - М.: Просвещение, 1988. – 144 с.

4.  Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. - С-Пб.: Союз, 1997. - 322с.

5. Диагностика умственного развития/ Под. ред. Л. А. Венгера В.В. Холмовской – М., 1978. - 187с.

6. Дидактические игры в детском саду/ Под ред. А.К. Бондаренко - М.: Просвещение, 1991- 235 с.

7. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников/ Под ред. Л.А. Венгера - М.: Просвещение, 1987- 226 с.

8. Доронова Т. Развитие детей в изобразительной деятельности // Ребенок в детском саду. - 2005 - №1. – С. 35-43

9. Доронова Т. Развитие детей в изобразительной деятельности // Ребенок в детском саду - 2005 - №2. – С.36 – 45

10. Запорожец А.В. Сенсорное воспитание дошкольников. - М..: Просвещение, 1963 - С.98.

11.  Казакова Т.Г. Развитие у детей творчества - М.: Просвещение, 1987 - 227 с.

12.  Комарова Т.С., Размыслова А.В. Цвет в детском изобразительном творчестве дошкольников. – М.: Педагогическое общество России, 2005. – 144с.

13.  Любина Г. Монтессори - материалы // Ребенок в детском саду. – 2002. - №3. - С. 30 – 40

14.  Любина Г. Монтессори - материалы. Стодневник Монтессори – педагога // Ребенок в детском саду. – 2002. - № 4. - с. 33 – 40

15.  Любина Г. Монтессори - педагогика // Ребенок в детском саду. - 2002. - №2 – С. 44 - 56

16.  З.П. Малева Подготовка детей дошкольного возраста с нарушением зрения к плеопто-ортоптическому лечению. - М.: Парадигма, 2009. – С. 17 – 24

17.  Мир детства: Младший дошкольник. / Под ред. А.Г.Хрипновой; ред. В.В.Давыдов. – М.: Педагогика, 1981. - 400с.

18.  Особенности психического развития детей 4-х летнего возраста / Под.ред. Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера. - М.: Просвещение, 1988. - 345с.

19.  Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию. - М.: Просвещение, 1983. – 210с.

20.  Психическое развитие дошкольников/ Под ред. Дьяченко О.М., Лаврентьева Г. В. - М.: Педагогика, 1984. - 128с.

21.  Педагогическое наследие / И. Г. Песталоцци, Я. А. Каменский, Д. Локк, Ж. Ж. Руссо. - М.: Просвещение, 1987. - 496с.

22.  Пилюгина Э.Г. Сенсорные способности малыша. - М.: Просвещение, 1996 - с.44.

23.  Преганов А. Педагогическая теория и практика Марии Монтессори // Дошкольное воспитание. – 1989. - №10. - С.19 – 27.

24.  Программа воспитания и обучения в детском саду/ Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. - М., Изд.д. «Воспитание дошкольника», 2006. - 319с.

25.  Сенсорное воспитание в детском саду (Методические указания) / Под ред. Н.П. Сакулиной  Н.Н. Поддьякова. - М.: Просвещение, 1969 г. – 242с.

26.  Флерина Е.А. Эстетическое воспитание дошкольника. - М.:, 1961. - 181 с.

27.  Формирование восприятия цвета у дошкольников/ Под ред. А. В. Запорожца и Л. А. Венгера. - М.: Просвещение, 1969. - 196с.

28.  Цвет в детском изобразительном творчестве дошкольников /  Под ред. Т.С. Комаровой А.В. Размысловой. - М.: Просвещение, 2002. - 148с.

29.  Цвет. Форма. Количество / Альтхауз Д. Дум Э. - М..: Просвещение, 1984 - с.145

 

 

Приложение

 

Бегите ко мне!

Цель: упражнять детей в умении сопоставлять цвета, способствовать закреплению знаний и системе цветов.

Ход игры: В вазе стоят синие, красные, жёлтые, зелёные флажки. Дети берут по одному, воспитатель — четыре флажка (всех цветов).

Воспитатель. Посмотрите на флажки, помашите ими. (Далее дети выполняют задание по показу воспитателя.) Положите флажки на колени. Поднимите флажки синего (красного, жёлтого, зелёного) цвета. (Дети, которые держат флажки названного цвета, поднимают их.) Сейчас я буду называть флажки то одного, то другого цвета. Вы сначала посмотрите на мой флажок, потом на свой и, если их цвета совпадают, бегите ко мне.

Дети садятся на стулья. Воспитатель отходит на некоторое расстояние, поднимает один флажок (остальные держит за спиной) и называет его цвет, затем даёт команду: «Красные флажки, бегите ко мне!» Дети подбегают к нему, поднимают флажки, проверяя, правильно ли они выполнили задание, машут ими и садятся на место. Воспитатель последовательно называет флажки всех цветов, а в конце игры поднимает все четыре флажка. Все дети подбегают к нему, машут флажками и танцуют.

Усложнение: воспитатель поднимает два флажка.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: