Состояние цветовосприятия у детей младшего дошкольного возраста

Изобразительное творчество - это особый процесс, поскольку его результат относится к сфере духовного, личностного самовыражения. Строя отношения со специалистом, владеющим языком искусства, ребенок получает новый опыт, который он может нести в жизнь. Главное - это создать пространство безопасности и доверия. Этим пространством для ребенка, на время, становится чистый лист бумаги. Через творчество ребенок адаптируется, "примеряет" себя к окружающему миру.
Творчество открывает путь к выражению бессознательных идей и фантазий, которые проявляются в символической, значимой для ребенка и, возможно, необычайной для всех остальных форме. [20]

Истоки изобразительного творчества ребёнка относятся к раннему возрасту, а к  началу дошкольного детства ребёнок, как правило, уже имеет некоторый (хотя и ограниченный) запас представлений, позволяющих ему создавать отдельные образы. В детский рисунок внедряются разные формы опыта, который ребёнок получает в процессе действий с предметами, их зрительного восприятия, самой графической деятельности и обучения со стороны взрослых.

В ходе развития рисования у ребёнка появляется потребность пользоваться цветом. При этом начинают проявляться две тенденции в использовании цвета. Одна тенденция заключатся в том, что ребёнок использует цвет произвольно, т.е. может раскрашивать предмет или его части любимыми красками, часто не соответствующими реальному цвету предмета. Так, у нарисованного человечка одна рука может оказаться красной, а другая синей; отдельные пряди волос на голове могут быть нарисованы разными цветами. Другая тенденция заключается в том, что ребёнок стремится окрасить изображаемый предмет в соответствии с его действительным цветом. При этом дети используют цвет некоторых предметов в качестве их обязательного признака и закрашивают изображение предмета однотонно, без передачи оттенков. Это объяснятся тем, что дети пользуются знанием цвета предмета, установленным со слов взрослых, минуя собственное восприятие.[21]

В младшем дошкольном возрасте складываются предпосылки для усвоения детьми системы основных цветов и некоторых оттенков. Как и в постижении других свойств предметов, дети первоначально усваивают основные, бессознательно отбрасывая детали.

Характерно, что в этом возрасте в процессе продуктивной деятельности усвоение названий цветов происходит как бы «незаметно», словно без обучения. Но это не так. Окружающие взрослые в процессе общения в повседневной жизни многократно повторяют ребёнку название того или иного цвета и устанавливают взаимные связи между цветами окружающих объектов, цветами изобразительных средств и цветами – определениями. В результате ребёнок запоминает систематичность красок в наборе.

По мнению Е.А. Флериной, к 3-4 годам у детей возникает потребность знать, называть и различать 5-6 различных цветов. Основное внимание дети обращают на передачу формы и строения предмета, а передачу цвета производят лишь в отдельных случаях, когда цвет интенсивен, ярок, пробуждает эмоции, привлекает внимание детей.[22] В этом возрасте отношение к цвету как свойству, присущему данному предмету, неустойчиво: повторяя изображение предмета, ребёнок может изменить окраску по своему вкусу. Так, нередко первое изображение ёлки выполняется зелёным цветом; второе – любым другим цветом: красным, синим и т.д. Лишь постепенно локальный цвет некоторых предметов усваивается детьми как обязательный признак. В то же время дети способны найти подходящий цвет к создаваемому образу и правильно воспринимать основные качества цветов.

Н. П. Сакулина рекомендует знакомить детей с цветами в процессе самой изобразительной деятельности. Знать отвлеченные цвета детям нужно лишь после того, как у них путем наблюдения окружающего накоплен достаточный опыт цветовых представлений. Такого рода опыт накапливается у детей относительно рано, и в 3 - 4 года уже возникает потребность знать названия и различать пять - шесть наиболее отличных друг от друга и насыщенных цветов.[23]

Без обучения могут быть усвоены только часто встречающиеся цвета: красный, зелёный, жёлтый, синий. Названия цветов – серый, голубой, розовый – устанавливаются позднее и обычно после особого к ним внимания. Вследствие небольшого опыта особую трудность для детей представляет то, что не все предметы и их цвета соответствуют представлениям о них детей.

Вступая в дошкольный возраст, ребёнок может владеть действиями восприятия, сложившимися в раннем детстве. Глаз детей приучается вначале к простейшим, а затем к более сложным цветовым сочетаниям. Дети начинают предпочитать одни цветосочетания другим, употребляя выражения: ʺэто красивоʺ, ʺмне нравится этот цветʺ, ʺэто некрасивоʺ, ʺмне не нравится такой цветʺ и т.д.

Считая проблему художественного восприятия цвета наиболее существенной в изобразительной деятельности, Е.А. Флерина отмечала, что дети любят цвет, он доставляет им ʺэстетическое наслаждениеʺ. Рисуя красками, маленький ребёнок не столько занят цветовым отображением предмета, сколько окраской своего рисунка в тот цвет, который его особенно привлекает. Он пользуется цветом как выразительным средством (яркая расцветка того, что особенно нравится, что он любит).[24]

Имея представления о жёлтом и красном цветах, но не зная оранжевого цвета, дети склонны оранжевые предметы воспринимать как красные или жёлтые. Усвоенные эталоны влияют не просто на название, но прежде всего на само восприятие свойств, когда детям предлагают молча подбирать к образцу объекты точно такого же цвета. Трёхлетние дети во многих случаях по жёлтому образцу подбирают только жёлтые объекты, а по красному – красные и оранжевые, по синему образцу они подбирают только синие, а по голубому – и голубые, и синие. Особенно ярко это обнаруживается в случае, если образец сначала показывают детям, потом убирают и выбор надо произвести по памяти. По образцу выбор производится правильно в случае, если цвет знаком, а по образцу малознакомого цвета – ошибочно. Причина в том, что, получая, например, жёлтый образец, дети сразу же соотносят его с имеющимся у них эталоном и узнают как жёлтый. После этого они отбирают жёлтые объекты, а остальные отбрасывают, как ʺне такиеʺ. Оранжевый образец ставит ребёнка в затруднительное положение, так как у него нет представления об оранжевом цвете, и он использует жёлтый. Усложнение продуктивной деятельности ведёт к тому, что ребёнок постепенно усваивает всё новые и новые цвета.[25]

Значительный вклад в развитие у детей чувства цвета внесли работы Е.А. Аркина. Он использовал три метода работы с цветом: метод подбора, метод называния, метод выбора по называнию. Это позволило установить, что уже в 4 года у детей развита способность к цветоощущению.[26]

Следуя методам Е.А. Аркина, нами была обследована группа детей младшего дошкольного возраста (3-4 года).

С целью выявления уровня знаний основных цветов детям были даны три задания. При работе с детьми был использован специально подобранный дидактический материал: игрушки – кубики, колечки от пирамидки, различные мелкие предметы четырёх цветов: красного, жёлтого, синего и зелёного.

Задание 1. Взрослый показывает предмет, ребёнок называет цвет, его обозначающий.

Задание 2. Взрослый называет цвет, ребёнок показывает предметы данного цвета.

Задание 3. Взрослый показывает карточку с изображением цветного круга, ребёнок подбирает предметы того цвета, в который окрашен круг.

 

Имя ребёнка

Возраст

Зелёный

Жёлтый

Красный

Синий

Средний показатель

1 2 3 1 2 3 1 2 3 1 2 3
1 Настя Д. 3.2 + + + + + + + + + + + + 100%
2 Филипп А. 3.6 + + + + + + + + + + + + 100%
3 Соня С. 3.4 + + + + + + + + + + + + 100%
4 Яна З. 3.3 + + + + + + + + + + + + 100%
5 Кирилл Т. 3.7 - + + - + + + + + + + + 83%
6 Никита Б. 3.5 + + + + + + + + + + + + 100%
7 Лиза Т. 3.3 + + + + + + + + + + + + 100%
8 Лиля Ш. 3.6 + + + - - + + + + + + + 83%
9 Саша Ш. 3.4 + + + - - + + + + - - + 67%
10 Максим Т. 3.5 + + + + + + + + + + + + 100%
11 Никита Т. 3.7 + + + + + + + + + + + + 100%
12 Вика К. 3.4 + + + + + + + + + + + + 100%
13 Вероника Б. 3.4 + + + + + + + + + + + + 100%
14 Марина К. 3.2 + + + + + + + + + + + + 100%

 

Общегрупповой средний показатель выполнения заданий – 95%.

Из результатов тестирования можно увидеть, что уровень цветовосприятия у детей младшего возраста достаточно высокий. Только у 3 детей уровень восприятия цвета ниже среднего.

 

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: