Вероятностная модель безопасности ОМН отображает процессы функционирования и логику взаимодействия систем и элементов магистрального нефтепровода при различного вида авариях. Она включает в свой состав множество деревьев событий, связанных с деревьями отказов или СФЦ систем управления, систем локализации, систем энергообеспечения и т.д., с моделями действий персонала. Модель безопасности разрабатывается исходя из условия, что конечной целью работы данной организационно-технической системы является минимизация выхода нефти в окружающую среду при авариях на МН.
Общий вид вероятностной модели безопасности ОМН можно представить с помощью рисунка Ж.1:
Рисунок Ж.1 – Общий вид логико-вероятностной модели безопасности ОМН
Деревья событий должны разрабатываться для всех групп ИС (причин аварий):
–стихийные явления (оползни, землетрясения, паводки и др.);
–дефекты соединений и узлов, разрывы прокладок запорной арматуры, нарушения герметичности трубопроводов;
|
|
–механические повреждения трубопроводов при производстве работ в охранной зоне ОМН;
–нарушения сплошности металла труб, сварных соединений, вызванные электрохимической, почвенной или внутренней коррозией;
–разрывы или трещины сварных соединений трубопроводов, дефекты металла;
–несанкционированные врезки;
–ошибки эксплуатационного персонала;
–аварии основного и вспомогательного оборудования сооружений ГПС, ПС, НП.
С помощью деревьев отказов или СФЦ моделируют:
–работу локализующей арматуры;
–действия персонала;
–реакцию АСУ ТП на сигналы о разгерметизации участка трубопровода;
–работу насосов, электродвигателей и их вспомогательных систем;
–функционирование резервуаров;
–работу электрических распределительных устройств, трансформаторов;
–функционирование других элементов, влияющих на процесс.
Деревья событий и деревья отказов или СФЦ должны строиться с учетом зависимостей между ИС и функционированием систем и элементов ОМН, отказов по общей причине и т.п.
Для каждой ветви дерева событий (аварийной последовательности) назначается признак успешности или неуспешности данного конечного состояния ОМН. В простейшем случае данный признак должен соответствовать одному из двух случаев:
–авария локализована - ОК
–авария не локализована – CD.
При более глубоком анализе для каждого конечного состояния с повреждением ОМН должен задаваться свой признак, характеризующий степень тяжести аварии и величины ущерба.
Код (ПК) для ВАБ и построенная с его помощью вероятностная модель должны позволять рассчитывать вероятность реализации как каждого КС, каждой АП, так и вероятность реализации КС с одинаковой степенью ущерба, определять вклады и значимости отдельных ИС, АП, систем и элементов МН.
ПРИЛОЖЕНИЕ И
(справочное)