Моделирование проблемных ситуаций

 

Вторым блоком игровой деятельности направленной на формирование у детей компетентности в общении, способности находить адекватные способы разрешения конфликтов, выступает моделирование проблемных ситуаций.

Игра может стать вспомогательным средством в развитии у ребёнка умения разрешать проблемные ситуации. Это в первую очередь касается специально разработанных игровых моделей и специально подобранных как игровых ситуаций, так и реальных, имевших место в группе. Метод применяется при работе с группой, подгруппой, парой и индивидуально.

При составлении содержания игровых ситуаций необходимо придерживаться определённых условий.

- Игровые модели должны строиться в соответствии с интересами и возможностями детей, учитывая их социальный опыт, возрастные особенности.

- Выстраивать надо лишь те ситуации, которые отвечают проблемам всей группы.

- Игровые проекты должны включать моменты импровизации, альтернативные варианты разрешения проблем.

Реализация любого игрового проекта требует специальной подготовки, в которой можно выделить три этапа.

I. Подготовительный этап

Цель: привлечение интереса детей, формирование умения действовать от другого лица, передавать ролевую интонацию, развивать умение вести диалог. Включает сообщение темы, рассказ педагога о конкретном событии, в ходе которого даются характеристики героев, выбираются игрушки, предметы-заместители, распределяются роли.

II. Выбор вариантов завершения предложенной ситуации

Цель: конкретизация ситуаций, поиск средств достижения цели, определение границ допустимого поведения, определение этических ограничений, проведение границ между «можно» и «нельзя».

III. Установление причинно-следственных связей.

Цель: развитие выбранной ситуации, поиск причины, обострившей её, а также возможности преобразования этой ситуации для положительного разрешения конфликтов и проблем.

Для выбора темы обсуждения лучше пользоваться ситуациями из жизни детской группы. Решение проблемы – это своего рода творческий процесс, требующий предварительного анализа. Детям предлагается вначале проанализировать ситуацию и разрешить её, объяснив свои действия. Такое умение появляется у ребёнка к старшему дошкольному возрасту.

Стимулирующая помощь взрослого является обязательным условием при использовании метода проблемных ситуаций. Основная цель такой помощи – расширить границы представлений ребёнка о нравственных качествах, социальных ролях, общепринятой практике человеческих отношений.

Кроме социально-значимых ситуаций детям интересны сюжеты со сказочными героями. Можно анализировать поведение сказочных героев: соответствует ли оно нравственным представлениям, какие положительные качества есть у отрицательного героя (и наоборот), всегда ли персонаж ведёт себя одинаково, существуют ли другие возможности достичь желаемого.

В совместной деятельности со взрослыми и сверстниками ребёнок на практике осваивает правила и законы общения. И часто сталкивается с проблемой выбора действия: как лучше и правильнее поступить? Вначале варианты действий предлагает педагог, а ребёнок выбирает наиболее приемлемые для себя. Впоследствии, имея представления о возможных способах решения проблемы, ребёнок сможет найти для себя оптимальный способ.

Игра «Не поделили игрушку» учит детей находить компромиссный выход из проблемной ситуации (с. 186).

Обучая детей общению, педагогу необходимо быть готовым к возникновению трудностей, связанных как с возрастными особенностями развития детей, так и обусловленных внешними причинами трудности:

- Для ребёнка приоритетным остаётся мнение родителей, а оно не всегда соответствует позиции педагогов.

- Дети могут на словах  формулировать своё отношение к ситуации согласно общепринятым человеческим ценностям, однако на практике не поступать должным образом, что может быть обусловлено недостаточным развитием волевой сферы, импульсивностью.

- Стремясь к положительной оценке взрослого, дети способны вести себя социально приемлемым способом. Не факт, что и в другой ситуации (в отсутствие воспитателя) ребёнок будет вести себя подобным образом.

- Привлекательный внешний вид сверстника может быть стимулом для отдачи приоритета в общении.

Обобщая вышесказанное, становится очевидным условием эффективной работы педагогов по развитию у детей навыков общения:

· Единый подход к воспитанию в семье и ДОУ

· Личностно-ориентированное взаимодействие педагогов с детьми

· Выбор оптимальных средств и методов работы (в зависимости от потребностей детей, педагогических целей и возможностей).


Приложение 7



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: