Анализа исходного текста

Методические рекомендации

по выполнению задания:

Учебно-методическое пособие

М.: изд-во «Экзамен», 2008.

Серия «ЕГЭ. 100 баллов»

(стр. 38)

Формулировка и комментарий основной

Проблемы текста

        Любой анализ текста, после его внимательного прочтения, следует начинать с определения темы и проблемы, их чёткой и лаконичной формулировки.

         Чаще всего учащиеся путают понятия «тема» и «проблема», заменяя формулировку проблемы формулировкой темы, либо вообще просто пересказывают текст. Очевидно, что причина появления таких ошибок кроется в непонимании ими того, что такое проблема текста. Необходимо сформировать умение находить основной вопрос, который исследует автор, т.к. неверно сформулированная проблема (следовательно, потерянные баллы по критерию 1) приведёт к фактическим ошибкам в комментарии (критерий 2).

         Опыт прошедших экзаменов показывает, что очень часто комментарий заменяется пересказом фрагментов текста либо пространным цитированием, а иногда он вообще отсутствует.

Примерный схематический вариант

анализа исходного текста

Проблема (их может быть несколько)
ТЕКСТ

     
 

 


Тема
взаимосвязаны

 

 

 

 

 


                                                                          

 

 

     
 
Автором проблема может быть · поставлена · изложена · рассмотрена · выдвинута · затронута · поднята · сформулирована · исследована · проанализирована  

 

 


                                                                                                      

 

 

         Ниже перечислены некоторые проблемы текстов, предлагаемых для анализа выпускникам на ЕГЭ по русскому языку

Проблемы семьи:

· проблема памяти о своих истоках, о своём детстве (Почему, повзрослев, человек ощущает связь с домом своего детства, с миром своего детства?);

· проблема роли детства в жизни человека (Почему детство- важнейший этап жизни человека?);

· проблема исторической памяти (зачем человеку хранить память о прошлом? Что значит любить свою семью, свою Родину?);

· проблема отчего дома (Почему нельзя забывать отчий дом?);

· проблема оценки такого периода жизни человека, как детство (Действительно ли детство – «золотой» период жизни человека? Какова роль детства в становлении личности?);

· проблема нравственной прочности человека (Почему именно в обыденных житейских ситуациях зачастую проявляется нравственная сущность человека?) и др.

Проблемы экологии:

· проблема сохранения и развития русского языка (Обогащается или портится русский язык благодаря заимствованиям?);

· проблема влияния человека на природу (Какова степень влияния человека на природу и в чём заключаются возможные последствия этого влияния?);

· проблема восприятия человеком природы как живой материи (Должен ли человек воспринимать природу как нечто живое, заботиться о ней?); и др.

 

Человек и общество:

· проблема несправедливости социального устройства общества (Естественно ли деление людей на богатых и нищих? Правильно ли устроено общество?);

· проблема отчуждённости мира богатых и сильных от мира бедных и голодных (Думают ли богатые и сытые о тех, кто не может позволить себе есть досыта?);

· проблема внутреннего противостояния искушению изобилием (Могут ли дети из бедной семьи противостоять искушению изобилием и не озлобиться?);

· проблема выбора профессии с учётом личных и общественных интересов (Могут ли при выборе профессии совпадать личные и общественные интересы?);

· проблема нравственной прочности человека (Почему именно в обыденных житейских ситуациях зачастую проявляется нравственная сущность человека?);

· ответственность человека перед самим собой и обществом в целом за реализацию своих способностей. (Должен ли человек отвечать перед обществом за реализацию своих способностей?);

· проблема свободы личности и ответственности человека перед обществом. (Может ли человек быть свободным от общества, других людей? Ограничивает ли общество свободу человека?);

· проблема создания общества с таким устройством, чтобы эгоист или жестокий человек были вынуждены проявлять сострадание и великодушие (Возможно ли создание идеального общества?);

· проблема коммерциализации культуры (Что недопустимо в процессе коммерциализации культуры?);

 





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: