Расчет экономической эффективности предложенных мероприятий

Чтобы определить рентабельность прелагаемых услуг применяется маржинальный метод анализа «затраты – выручка – прибыль».

Согласно этому методу, затраты разделяются на переменные и постоянные. Переменные затраты – это затраты, которые непосредственно зависят от объема производства, изменяются пропорционально ему, планируются в расчете на единицу продукции. Постоянные затраты в целом не зависят от объема производства. Они зависят от времени и исчисляются по временным нормативам. Маржинальный метод анализа  CVP взаимосвязи «затраты – выручка – прибыль» по фирме производится, опираясь на данные «директ – костинга». Итог – расчет передаточного отношения (операционного рычага) и точки безубыточности предприятия. Анализ использует три показателя:

1. Валовый маржинальный доход;

2. Относительный доход;

3. Передаточное отношение (операционный рычаг) [8].

Для определения влияния новых мероприятий на рентабельность гостиницы ЗАО «Шератон Палас Отель» рассчитываются основные показатели маржинального метода анализа «затраты – выручка – прибыль».

 

Таблица 4

Структура переменных затрат на внедрение новых услуг из расчета на 1 год

Виды затрат Стоимость, руб
Экскурсионное обслуживание 961 840
Скидки на воскресный джаз – бранч 12 550
Скидки на размещение в сезон низкой загрузки 450 200
Специальные цены в праздничные дни 253 625
Реклама 500 000
Подарочные предложения в барах и ресторанах 78 500
Скидки на посещение акватории «Лагуна» 40 025
Скидки на отдых в «Moscow Country Club» 239 985
Итого 2 536 725

 

Рассчитываются основные показатели для проведения анализа «затраты – выручка – прибыль» в базовом периоде (2003 г.) и проектируемом периоде (2004 г.).

 

Таблица 5

Исходные данные для расчета основных показателей в базовом периоде (2003 г.)

Показатели Значения
Переменные затраты 57 063 275
Постоянные затраты 175 750 000
Средняя цена номера в сутки 5106

 

Таблица 6

Исходные данные для расчета основных показателей в проектируемом периоде (2004 г.)

Показатели Значения
Переменные затраты, руб. 59 600 000
Постоянные затраты, руб. 175 750 000
Средняя цена номера в сутки, руб 4910

 

Для определения годового объема реализации услуг, складывается количество проданных в каждом месяце номеров. Годовой объем реализации определяется по формуле:

 

V = М1 + М2 + М3 + М4 + М5 + М6 + М7 + М8 + М9 + М10 + М11 + М12, где

 

V – объем реализации услуг;

М1 – объем реализации услуг в январе;

М2 – объем реализации услуг в феврале;

М3 – объем реализации услуг в марте;

М4 – объем реализации услуг в апреле;

М5 – объем реализации услуг в мае;

М6 – объем реализации услуг в июне;

М7 – объем реализации услуг в июле;

М8 – объем реализации услуг в августе;

М9 – объем реализации услуг в сентябре;

М10 – объем реализации услуг в октябре;

М11 – объем реализации услуг в ноябре;

М12 – объем реализации услуг в декабре.

Годовой объем реализации услуг в базовом периоде (2003 г.) составляет 53 533 гостиничных номера.

Годовой объем реализации услуг в проектируемом периоде (2004 г.) составляет 60 694 гостиничных номера.

Средняя стоимость гостиничного номера в сутки (ADR) в базовом периоде (2003 г.) составляет 5106 руб.

Средняя стоимость гостиничного номера в сутки (ADR) в проектируемом периоде составляет 4910 руб.

Выручка от реализации услуг рассчитывается по формуле:

 

Вр = V * ADR, где

 

Вр – выручка от реализации услуг;

V – объем реализации услуг;

ADR – средняя стоимость гостиничного номера в сутки.

Выручка от реализации услуг в базовом периоде (2003 г.) составляет 273 330 498 руб.

Выручка от реализации услуг в проектируемом периоде (2004 г.) составляет 298 037 887 руб.

Маржинальный доход определяется по формуле:

 

МД = Вр – ПЕР, где

 

МД – валовый маржинальный доход;

Вр – выручка от реализации услуг;

ПЕР – переменные затраты на производство услуг.

Маржинальный доход в базовом периоде (2003 г.) составляет 216 276 223 руб.

Маржинальный доход в проектируемом периоде (2004 г.) составляет 238 037887 руб.

Переменные затраты (ПЕР) на производство услуг в базовом периоде

 (2003 г.) составляют 57 063 275 руб.

Переменные затраты (ПЕР) на производство услуг в проектируемом периоде (2004 г.) составляют 59 600 000 руб.

Постоянные затраты (ПОС) в базовом периоде (2003 г.) и в проектируемом периоде (2004 г.) равны составляют 175 750 000 руб.

Относительный Доход рассчитывается по формуле:

 

ОД = (МД / Вр) * 100%, где

 

ОД – относительный доход;

МД – валовый маржинальный доход;

Вр – выручка от реализации продукции.

Относительный доход в базовом периоде (2003 г.) составляет 79%.

Относительный доход в проектируемом периоде (2004 г.) составляет 80%

Прибыль от реализации услуг рассчитывается по формуле:

 

Пр = Вр – (ПОС + ПЕР), где

 

Пр – прибыль от реализации продукции;

Вр – выручка от реализации продукции;

ПОС – постоянные затраты;

ПЕР – переменные затраты.

Прибыль от реализации услуг в базовом периоде (2003 г.) составляет 40 526 223 руб.

Прибыль от реализации услуг в проектируемом периоде (2004 г.) составляет 62 687 887 руб.

Передаточное отношение (операционный рычаг) рассчитывается по формуле:

 

ПО = МД / Пр, где

 

ПО – передаточное отношение (операционный рычаг);

МД – валовый маржинальный доход;

Пр – прибыль от реализации продукции.

Операционный рычаг в базовом периоде (2003 г.) составляет 5.

Операционный рычаг в проектируемом периоде (2004 г.) составляет 3,8.

 

Таблица 7

Показатели эффективности

Показатели Значения в базовом периоде (2003 г.) Значения в проектируемом периоде (2004 г.)
Объем реализации услуг, номера. Средняя стоимость номера, руб. Выручка от реализации услуг, руб. Переменные затраты на производство, руб. 53 533   5106   273 339 498   57 063 275 60 694   4910   298 037 887   59 600 000
Валовый маржинальный доход, руб. Относительный доход, %. Постоянные затраты на производство, руб. 216 276 223   79 175 500 000 238 438 000   80 175 500 000
Прибыль от реализации услуг, руб. 40 526 223 62 687 887
Передаточное отношение (операционный рычаг), ед. 5 3,8

 

Маржинальный метод предусматривает определение объема реализации, соответствующего уровню нулевой прибыли, при котором у предприятия не будет ни прибыли, ни убытков. Это – точка окупаемости постоянных затрат. Условием уровня нулевой прибыли является ситуация, когда выручка от реализации равна сумме переменных и постоянных затрат.

Рассчитывается маржинальный доход на единицу произведенной услуги.

 

МДед = МД / V, где

 

МДед – маржинальный доход на единицу продукции;

МД – валовый маржинальный доход;

V – объем реализации услуг в отчетном периоде.

Маржинальный доход на единицу произведенной услуги в базовом периоде (2003 г.) составляет 4040 руб.

Маржинальный доход на единицу произведенной услуги в проектируемом периоде составляет 3928 руб.

Объем реализации в натуральном выражении в точке окупаемости рассчитывается по формуле:

ОРнат = ПОС / МДед, где,

 

ОРнат  - объем реализации в натуральном выражении в точке окупаемости;

ПОС – постоянные затраты на производство услуг;

МДед - маржинальный доход на единицу продукции.

Объем реализации в натуральном выражении в точке окупаемости в базовом периоде (2003 г.) составляет 43 440 номеров в год.

Объем реализации в натуральном выражении в точке окупаемости в проектируемом периоде (2004 г.) составляет 44 679 номеров в год.

Этот же показатель в денежном выражении через относительный доход рассчитывается по формуле:

ОРруб = ПОС / ОД, где

 

ОРруб – объем реализации в денежном выражении в точке окупаемости;

ПОС – постоянные затраты на производство услуг;

ОД – относительный доход.

Объем реализации в денежном выражении в точке окупаемости в базовом периоде составляет 22 215 189 руб.

Объем реализации в денежном выражении в точке окупаемости в проектируемом периоде составляет 219 375 000 руб.

Выводы по главе

По данной главе можно сделать следующие выводы. Благодаря внедренным мероприятиям загрузка гостиницы ЗАО «Шератон Палас Отель» увеличилась. Следовательно, внедренные мероприятия положительно повлияли на управление заполняемостью гостиничного предприятия «ЗАО Шератон Палас Отель». Динамика увеличения загрузки гостиницы ЗАО «Шератон Палас Отель» в проектируемом периоде (2004 г.) представлена на рис 8.

Рис 8. Динамика увеличения загрузки гостиницы ЗАО «Шератон Палас Отель» в проектируемом периоде (2004 г.)

Объем реализации в проектируемом периоде в точке окупаемости в натуральном выражении составляет 44 679 номеров в год. Хотя это значение несколько выше значения объема реализации в базовом периоде, предприятие проходит точку безубыточности и является прибыльным.

Объем продаж гостиницы также увеличился. Если в базовом периоде (2003 г.) объем реализации услуг составлял 53 533 номера в год, то в проектируемом периоде он составляет 60 694 номера в год. Прирост годового объема реализации услуг составляет 7 161 номер.

Несмотря на то, переменные затраты в проектируемом периоде увеличились по сравнению с базовым периодом на 2 536 725 руб., выручка от реализации в проектируемом периоде также увеличилась на 24 698 389 руб.

Прибыль в проектируемом периоде увеличилась по сравнению с базовым на 22 161 664 руб.

Маржинальный доход в проектируемом периоде превышает постоянные затраты, следовательно предприятие прибыльно.

 Относительный доход, характеризующий рентабельность производства после того, как будут окуплены постоянные затраты увеличился в проектируемом периоде по сравнению с базовым и составляет 80%.

Передаточное отношение в проектируемом периоде уменьшилось, так как постоянные затраты остались неизменными, а переменные выросли. В данном случае такую тенденцию можно рассматривать как нейтральную, так как загрузка гостиницы, объем реализации, выручка и прибыль увеличились. К тому же следует иметь в виду, что если в силу каких-либо причин произойдет падение объемов производства ниже точки окупаемости, это больше всего скажется на деятельности предприятий с более высоким уровнем постоянных затрат.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В наши дни индустрия гостеприимства динамично развивается. в течение каждых пяти лет количество персонала, занятого в туристском бизнесе увеличивается в среднем в 2 раза. Изменения коснулись и туристского комплекса Москвы. идет строительство новых отелей и реконструкция старых, формируется комплекс отелей высокого класса 4 и 5 звезд. в городе функционирует большое количество туристских фирм, предлагающих туры в самые различные уголки мира. Сегодня индустрия гостеприимства представляет собой мощнейшую систему хозяйства и важную составляющую экономики туризма. Чтобы оставаться конкурентоспособными и удерживать лидирующие позиции на рынке, гостиницам сегодня приходится подстраиваться под желания и потребности клиентов, разрабатывать новые услуги, постоянно повышать качество обслуживания. Другими словами гостиничному предприятию следует научиться приспосабливаться к быстро изменяющимся условиям рынка. Одним из основных показателей эффективности деятельности гостиничного предприятия уровень его заполняемости. Целью дипломной работы является разработка системы мер по совершенствованию управления заполняемостью гостиницы.

В дипломной работе приведены исследования динамики загрузки предприятия в базовом периоде, дан подробный анализ показателей динамики загрузки гостиницы, с помощью которого были выявлены основные факторы, негативно влияющие на загрузку гостиничного предприятия.

На основании проанализированных данных, была разработана система мероприятий, повышающих эффективность управления заполняемостью гостиничного предприятия. Были предложены мероприятия по совершенствованию организационной структуры, по созданию единой системы качества в гостинице, ряд мер по повышению квалификации и стимулированию работников, а также, разработка нового рыночного сегмента и системы мероприятий, повышающих привлекательность гостиницы для нового целевого рынка.

В результате внедрения мероприятий и разработки новых услуг, основные показатели, характеризующие рентабельность предприятия, увеличились в проектируемом периоде.

Загрузка предприятия в проектируемом периоде значительно увеличилась. Увеличился и объем продаж. его прирост составил 7 161 номер. Выручка от реализации услуг увеличилась и составляет 298 037 887 руб. Ее прирост 24 698 389.

Увеличилась прибыль предприятия. В проектируемом периоде она составляет 62 687 887. Ее прирост 22 161 664 руб.

Гостиничное предприятие ЗАО «Шератон Палас Отель» в проектируемом периоде увеличило все основные показатели, характеризующие его рентабельность, следовательно, все предложенные в дипломной работе мероприятия по совершенствованию управления загрузкой гостиницы можно считать эффективными.

 

 

Список литературы

 

1. Ильенкова С.Д., Ильенкова Р.Д., Умнов А.Н. Управление качеством: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2003г.

2. Володоманова Н.Ю., Морозов М.А., Умнов А.Н. Международные стандарты обслуживания для предприятий гостиничной индустрии. – М.: ИПФ «Талер», 2001г.

3. Долматов Г.М. Международный гостиничный бизнес: история, реальность и перспективы. Серия «Учебные пособия». – Ростов – на – Дону: «Феникс», 2001г.

4. Скобкин С.С Маркетинг и продажи в гостиничном бизнесе: Учебно – практич. Пособие. – М.: Юристъ, 2001г.

5. Соловьев Б.Л., Толстова Л.А. Менеджмент гостеприимства: Справочно – методическое пособие. – М., 1997г.

6. Анискин Ю.П. Общий менеджмент: Учебник по общей теории менеджмента. – М.: РМАТ, 1997г.

7. Байгат С. А. Основы менеджмента. М.;1997г.

8. Бондаренко Г.А. Гостиничное и ресторанное хозяйство: Учебно-практическое пособие. - Мн.: БГЭУ, 1999 г.

9. Браймер Р. А. Основы управления в индустрии гостеприимства М.: Аспект пресс, 1999г.

10. Вепренцев В. Ю., Васильев И. В. Правовое регулирование туристического бизнеса в Российской Федерации. – М.: Издательская компания «Триада А. -График». Подготовка «Турбизнес», 2000г.

11. Виханский О. С., Наумов И. Менеджмент. – М.: Гардарика, 1999г.

12.  Гостиничный и туристический бизнес. – М.: Ассоциация авторов и издателей "Тандем", 1998г.

13. Гостиничный и туристический бизнес. Под ред. Чудновского А. Д. М.: ЭКСМОС, 1998г.

14.  Гражданский кодекс РФ. 1-я часть.

15.  Гуляев В.Г. Практика туристского бизнеса. Учебное пособие. – М.: РФСЗ, 1996г.

16. Гуляев В. Г. Организация туристской деятельности/Учебное пособие. – М.: Нолидж, 1996г.

17.  Дехтярь Г. М. Лицензирование, стандартизация и сертификация в туризме.

18.  Дойль П. Менеджмент, стратегия и тактика: Пер. с англ. – СПб., 1999 г.

19.  Журнал: Туризм: практика, проблема, перспектива. М.: №6 2002г.

20.  Закон РФ «О защите прав потребителей» от 7 февраля 1992г. №2300-1.

21.  Закон РФ от 10 июня 1993г. №5154-I «О стандартизации услуг».

22.  Закон РФ от 24 ноября 1996г. №132-ФЗ «Об основах туристической деятельности в РФ».

23. Конституция РФ. 1-я часть.

24.  Котлер Ф., Боуэн Дж., Мейкенз Дж. Маркетинг: гостеприимство, туризм: Учебник / Пер. с англ. Под ред. Р.Б. Ноздрёвой. - М.: ЮНИТИ, 1998 г.

25.  Котлер Лесник А. Л. Организация и управление гостиничным бизнесом» М.: Интел-Универсал, 2000г.

26. Лесник А. Л., Чернышев А. В. Практика маркетинга в гостиничном и ресторанном бизнесе. М.: Агентство рекламы товарищ, 2000г.

27. Папирян Г. А. Менеджмент индустрии гостеприимства М.: Экономика, 2000г.

28.  Папирян Г.А. Менеджмент в индустрии гостеприимства: отели и рестораны. - М.: ЭКОНОМИКА, 2002 г.

29.  Постановление Правительства Москвы № 449 от 28.05.96г. «О программе развития гостиничного – туристского комплекса города Москвы».

30.  Постановление Правительства РФ № 490 от 25.04.1997 г. «Правила предоставления гостиничных услуг в РФ».

31.  Приложение к распоряжению Мэра Москвы от 5 апреля 1999 г. № 292-РМ «Положение об организации профессиональной подготовки переподготовки и повышения квалификации специалистов гостинично – туристского комплекса г. Москвы».

32.  Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник, - М.: ИНФРА-М, 2003 г.

33. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ (с изм. и доп. от 24, 25 июля 2002 г.).

34. Туризм и гостиничное хозяйство: Учебник/Под редакцией А. Д. Чудновского. – М.:2000г.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: