Классификация методов управления качеством продукции

Методы управления качеством представляют собой способы и приемы осуществления управленческой деятельности и воздействия на управляемые объекты для достижения поставленных целей в области качества продукции[17].

В практике управления качеством выделяют четыре категории методов управления:

1. экономические;

2. организационно- распорядительные;

3. научно-технические или инженерно-технологические[18];

4. социально-психологические;

Экономические методы управления качеством реализуются путем создания экономических условий, побуждающих работников и коллективы подразделений и организаций систематически повышать и обеспечивать необходимый уровень качества продукции.

В группу экономических методов включены следующие:

· финансирование деятельности в области управления качеством. Например, кредитование для разработок новаций, новых, модернизируемых видов продукции;

· хозяйственный расчет в подразделениях системы управления качеством;

· экономическое стимулирование производства, распределение и предоставление потребителям продукции, соответствующих их требованиям;

· бизнес-планирование создания новых и модернизированных видов продукции;

· ценообразование на продукцию с учетом их качества;

· применение системы оплаты труда и материального поощрения;

· использование экономических мер воздействия на поставщиков.

Примером использования экономического метода выступает материальное стимулирование - в ответ на предварительно авансированное повышение зарплаты можно ожидать более ответственного отношения работника к качеству своего труда, большего энтузиазма и как результат – более высокого качества выпускаемой продукции. Такой подход можно сформулировать следующим образом: «более высокая зарплата – более высокое качество продукции».

Организационно-распорядительные методы управления осуществляются посредством обязательных для исполнения директив, приказов и других предписаний, направленных на повышение и обеспечение необходимого уровня качества продукции. В группу организационно-распорядительных методов управления качеством следует включить следующие:

· регламентирование (функциональное, должностное, структурное, общеорганизационное);

· стандартизацию;

· нормирование;

· инструктирование (объяснение, разъяснение);

· распорядительное воздействие (на основе приказов, распоряжений, указаний, постановлений и др.).

Научно-технические (или инженерно-технологические) методы управления качеством продукции. Современное состояние науки и техники позволяет осуществлять управление качеством продукции научно-техническими методами. При этом объектом управления является непосредственно процесс, продукт, техническая проблема. Научно-технические методы можно классифицировать следующим образом:

· технологические (автоматические методы настройки и регулирования, автоматизированные, механизированные, ручные);

· статистические (выборочный контроль, статистический анализ, статистическое регулирование, семь простых методов);

· комплексные (FMEA, QFD, ФСА);

· экспертные (метод сопоставления, метод рангов);

· исследовательские (бенчмаркинг, анализ портфеля заказов, оценка привлекательности бизнеса);

· методы сродства (матричная диаграмма, граф связей, блок-схема процессов).

Из технологических методов наиболее приемлем автоматический метод управления качеством, когда отклонения процессов от заданных параметров и управляющие меры определяются, вырабатываются и воздействуют на объект автоматически с помощью технических устройств.

Наряду с ними в практике управления качеством широко используются статистические методы. Они представляют собой взаимосвязанный комплекс способов отслеживания качества и включают статистическое регулирование, статистический приемочный контроль, статистический анализ, статистическую оценку качества. Часто при анализе проблемы используются графические методы, в том числе метод контрольных карт. При использовании метода статистического анализа применяются также диаграммы Парето. Они дают возможность объективно показать фактическое состояние производства на отдельных участках и решать комплекс вопросов, связанных с качеством.

В решении многих управленческих задач, в том числе и при управлении качеством, наиболее часто используются экспертные методы.

Социально-психологические методы основаны на использовании группы факторов, влияющих на управление социально-психологическими процессами, протекающими в трудовых коллективах, для достижения целей в области качества. Среди социально-психологических методов можно отметить следующие:

· способы повышения дисциплины, ответственности, инициативы и творческой активности каждого члена коллектива;

· формы морального стимулирования высокого качества результатов труда;

· приемы улучшения в коллективе психологического климата, включающие способы ликвидации конфликтов, подбора и обеспечения психологической совместимости сотрудников;

· способы учета психологических особенностей членов трудовых коллективов при обеспечении качества;

· приемы формирования мотивов трудовой деятельности членов коллективов, направленных на достижение требуемого качества;

· способы сохранения и развития традиций предприятия по обеспечению необходимого качества.

Таблица 2.1[19]

Классификация методов управления качеством

 

Признак Экономический Организационно-распорядительный Научно-технический Социально-психологический
Мотивы поведения Материальный интерес Соблюдение требований к качеству Профилактика качества и проблем качества Моральный интерес
Объект управления Стоимость Лицо или подразделение Процесс, продукт, деятельность Рабочий или коллектив
Проблема управления Экономическая Организационная Техническая Социальная
Основа выбора методов Технико-экономический анализ Организационный анализ Статистический анализ Социально психологические исследования

 

Все вышеперечисленные методы управления качеством так или иначе ориентированы на обеспечение высокого уровня качества продукции. Объектом управления научно-технических методов выступают непосредственно продукт, процесс, деятельность (таблица 2.1). Остальные же методы направлены на управление другими объектами, такими как стоимость, персонал. Цена продукции является показателем ее качества, соответственно изменение цены может повлиять на представления потребителей о качестве продукта. Поэтому, влияя на стоимость, можно влиять и на качество продукции. Управляя персоналом, стимулируя его, создавая благоприятные условия, также можно повышать качество продукции, например, сокращать брак или разрабатывать какую-то совершенно новую удовлетворяющую максимальному числу требований потребителей продукцию.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: