Понятие и сущность бенчмаркинга

                                                                                           Конкуренция – кто-то выиграл,

                                                                                           кто-то проиграл. Сотрудничество –

                                                                                           выигрывают все!

                                                                                                                                Эдвард Деминг

Большинство компаний сегодня, как никогда ранее, уделяет огромное внимание процессу совершенствования качества своих товаров или услуг. В настоящее время качество становится единственной силой, способной привести компанию к успеху, как на внутреннем, так и на международном рынках, то есть качество выступает как фактор конкурентоспособности. Соответственно, основной целью предприятия в условиях рыночной экономики является обеспечение конкурентоспособности товаров и оказываемых услуг. Практика показывает, что этой цели наиболее часто достигают предприятия с более высоким конкурентным потенциалом. Конкурентный потенциал предприятия – это потенциальная способность предприятия разрабатывать, производить, сбывать конкурентоспособную продукцию, то есть товары, превосходящие по качественно-ценовым характеристикам аналоги и пользующиеся более приоритетным спросом у потребителей[31].

С целью повышения собственного конкурентного преимущества компания должна ставить перед собой конкретные и измеримые цели и энергично добиваться их выполнения. Одним из методов, с помощью которого организации могут добиваться поставленных целей, совершенствуя собственные бизнес-процессы, повышая эффективность работы, интенсификацию производства и уровень качества, выпускаемой ими продукции, является бенчмаркинг.

Термин «бенчмаркинг» является англоязычным и не имеет однозначного перевода на русский язык. Этот термин произошел от слова «benchmark», которое означает «начало отсчета», «исходный пункт». В наиболее общем смысле benchmark - это нечто, обладающее определенным количеством, качеством и способностью быть использованным как стандарт или эталон при сравнении с другими предметами.

В научной литературе существует множество определений бенчмаркинга. Д.Т. Кернз (исполнительный директор компании Xerox) определяет бенчмаркинг как непрерывный процесс оценки уровня продукции, услуг и методов работы на основе сравнения с самыми сильными конкурентами или теми компаниями, которые признаны лидерами[32]. Американский центр производительности и качества считает, что бенчмаркинг – это процесс постоянного исследования наилучших практик, которые определяют наиболее высокую характеристику конкурентоспособности. Роберт С. Кэмп – специалист по бенчмаркингу времен Xerox – характеризует бенчмаркинг как «непрерывный поиск решений, базирующихся на лучших методах и процессах всей индустрии, которые дают предприятию возможность наивысших достижений»[33]. Бенчмаркинг – это непрерывный процесс, открывающий, изучающий и оценивающий все лучшее в других организациях с целью использования знаний в работе своей организации (Х. Дж. Харрингтон, Дж. С. Харрингтон)[34]. Эванс Р. Джеймс определяет бенчмаркинг как поиск лучших, реально применяемых где-то приемов, ориентация на которые позволяет добиваться выдающейся эффективности[35].

Все эти определения объединяет непрерывность деятельности по сбору и внедрению наилучших практик с одной целью – быть конкурентоспособной компанией на долгие годы. Именно непрерывность процесса развития и совершенствования позволяет предприятию закрепиться на рынке, а не исчезнуть, не выдержав очередных колебаний в экономике.

В этой связи бенчмаркинг выступает как мощный инструмент, с помощью которого организация может проводить сравнительный анализ продуктов, оборудования, персонала и процессов. Он позволяет организации осознать необходимость отрыва от старого образа действия и дает возможность понять, что только путем постоянных изменений к лучшему компания способна выжить.

Бенчмаркинг в том виде, каким он известен сегодня, впервые был разработан в 1972 году для оценки эффективности бизнеса Институтом стратегического планирования в Кембридже (США), но его основные концепции были известны значительно раньше. Исследования научных методов организации труда проводил еще Фредерик Тейлор в конце девятнадцатого века. Позднее – в конце 50-х годов XX в., японские специалисты посещали наиболее известные компании, в основном США и Западной Европы, с целью поглощения идей, которые незамедлительно реализовывались в японских компаниях. Вскоре использование лучших мировых технологий и ноу-хау, как в области производства, так и менеджмента, которыми до недавнего времени владел только Запад, японцы стали считать своими конкурентными преимуществами. Они тщательно исследовали западные товары и услуги с тем, чтобы выявить их сильные и слабые стороны, а затем произвести более конкурентоспособные модификации, предложив их рынку по более низкой цене. При этом японцы успешно переносили технологии и ноу-хау из одной сферы бизнеса в другую. Период интенсивного заимствования западных технологий продолжался до конца 60-х годов. К этому времени японские компании догнали западные. Успех японцев в использовании западных технологий, как базы развития национальной промышленности, очевиден.

Без сомнения бенчмаркинг является одним из наиболее эффективных методов управления, способствующих развитию предприятия. Но следует еще отметить и другие причины, в связи с которыми в настоящее время возрастает популярность бенчмаркинга. Таковыми являются:

· Глобальная конкуренция. В эпоху глобализации бизнеса компании осознают необходимость всестороннего и детального изучения лучших достижений конкурентов и последующего использования полученной информации в целях собственного выживания.

· Необходимость адаптации и использования мировых достижений в области производственных и бизнес технологий. Чтобы не остаться позади своих конкурентов, всем компаниям, независимо от размера и сферы деятельности, необходимо постоянно изучать и применять передовой опыт в области производственных и бизнес-технологий.

· Помимо, необходимость бенчмаркинга состоит в том, что он объясняет не только, насколько успешным может быть бизнес, но и указывает, как изменить способ ведения бизнеса, чтобы достигнуть наибольшей эффективности.

· Бенчмаркинг позволяет организации узнавать свои сильные и слабые стороны.

Важной особенностью бенчмаркинга является то, что он не предполагает абсолютно точного копирования процессов и показателей конкурентов, а позволяет на основе полученной информации провести анализ и адаптировать или доработать данные процессы с ориентацией на особенности предприятия, то есть организация учится на образцах лучших компаний. Кроме того, нужно стремиться превысить показатели, которых добиваются эталонные компании, так как процессы постоянно стремятся к улучшению.

Бенчмаркинг используется для сравнения собственных процессов и показателей с таковыми признанных лидеров отрасли[36]. Исходя из этого, оценивается разрыв в показателях между данной организацией и ее самым успешным конкурентом. В настоящее время особенностью бенчмаркинга является то, что можно сравнивать свои показатели не с конкурентами, а с преуспевающими предприятиями других отраслей. В зависимости от выбранного объекта бенчмаркирования, бенчмаркинг подразделяется на типы. В разных источниках литературы выделяют разное количество типов бенчмаркинга, поэтому остановимся на наиболее известных:

· Конкурентный бенчмаркинг обычно фокусируется на продуктах и производстве конкурентов компании. Зная, что сделал конкурент и чего не хватает рассматриваемой организации, можно скорректировать процессы так, чтобы повысить их эффективность и выпускать лучшую и более дешевую продукцию.

· Внутренний бенчмаркинг предполагает сравнение внутренних подразделений в самой компании. Обычно он представляет интерес для крупных организаций, которые определяют, не выполняют ли какие-то подразделения и отделы те же виды работы более эффективно и действенно, чем другие.

· Процессный бенчмаркинг поиск лучшего в своем классе по определенному процессу – неважно, конкурент это или нет и в какой отрасли он работает. Например, химическая компания может сравнивать свою логистическую деятельность с тем, что делает в этой области производитель электроники.

· Стратегический бенчмаркинг используют, чтобы добиться резкого повышения производительности труда и роста объема производства с целью укрепления своих конкурентных позиций.

Фактически, при бенчмаркинге предприятия сотрудничают с целью обмена необходимой информацией. Сотрудничество предполагает взаимоотношения, основанные на взаимных выгодах. Польза для компании, которая учится на лучших образцах, очевидна. Изучив литературу по данной теме, можно выявить для этих организаций следующие преимущества применения бенчмаркинга:

1. Дает возможность преодолеть застой в руководстве.

2. Открывает новые технологии или методы управления организацией.

3. Концентрирует внимание на основных факторах успеха организации.

4. Помогает выявить силы, которыми располагает организация, а также слабые стороны, которые должны быть преодолены.

5. Помогает организации обучаться на опыте других. Ни у одной организации не может быть достаточно времени и ресурсов, чтобы допустить все ошибки самостоятельно.

6. Помогает определять приоритеты в своей деятельности по улучшению работы.

7. Сводит вместе стратегический план и усилия организации, направленные на ее совершенствование.

8. Предоставляет организации сигналы раннего предупреждения об ее отставании.

9. Определяет отставание уровня работы организации от уровня ее конкурентов.

10.  Выясняет уровень организации по сравнению с лучшими в мире.

11.  Позволяет осуществлять крупномасштабные улучшения, например «прорыв».

12.  Определяет и включает лучшие из применяемых процессов и практик менеджмента.

13.  Создает культуру непрерывного совершенствования.

14. Ведет к быстрому внедрению новых подходов при меньшем риске.

15.  Сокращает затраты на процесс улучшения.

Для передовых компаний, раскрывающих информацию, также можно выделить следующие преимущества от бенчмаркинга:

1. Престиж, известность, имидж, так как компания выступает в роли эталона.

2. Повышение инвестиционной привлекательности.

3. Возможность в процессе обучения других компаний приобретать новые знания.

Но наряду с преимуществами, получаемыми от бенчмаркинга обучающимися компаниями, можно выявить и некоторые трудности, недостатки:

· Возможность получения уже устаревшей информации.

· Возможность получения недостоверной информации, в случае, если ее предоставляет компания-конкурент.

· Длительность процесса бенчмаркинга – в среднем он занимает порядком 6 месяцев.

· Длительность процесса может породить достаточно большие затраты.

Эталонные компании в определенной степени защищены от недостатков применения бенчмаркинга. Дело в том, что фирмы, проводя бенчмаркинг, руководствуются определенными принципами. Например, не публиковать конкурентную информацию, запатентованные и другие данные без согласия партнера. Принципы закреплены в Кодексе поведения при бенчмаркинге.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: