Производственная практика студентов как вид учебного процесса: цель и задачи

Введение

Создание национальной модели инновационной экономики в Республике Беларусь требует накопления интеллектуального капитала. В современном обществе интеллектуальный капитал становится основой богатства. Способность экономики создать его и эффективно использовать все в большей мере определяет экономическую силу и благосостояние нации.

В решении этой задачи особая роль отводится высшему образованию, как эффективной системе генерации, распространения и использования знаний, их воплощения в новых продуктах, технологиях, услугах во всех сферах жизни общества. Система национального образования, имеющая глубокие кор­ни и сложившиеся прогрессивные традиции, всегда соответствовала этим требованиям.

Тем не менее, современные тенденции мирового развития, характеризующиеся динамичным развитием экономики, ростом конкуренции, сокращением сферы неквалифицированного и малоквалифицированного труда, глубокими структурными изменениями в сфере занятости, определяют потребность в повышении профессиональной квалификации специалистов, росте их коммуникабельности и мобильности.

Создание конкурентоспособной на мировом рынке, наукоемкой системы образования Республики Беларусь, предполагает переход к качественно новому уровню подготовки кадров на основе инновационных изменений в высшей школе.

Образовательные инновации должны иметь место во всех сферах образовательной деятельности, на всех этапах образовательного процесса.

Высшая школа должна чутко и своевременно реагировать на запросы производства, науки и культуры, обеспечивать потребности народного хозяйства в специалистах, сочетающих высокую профессиональную подготовку, идейно-политическую зрелость, навыки организаторской, управленческой деятельности. Миссия региональных вузов состоит в интеграции связей с предприятиями по объединению материально-технической базы и кадрового потенциала для подготовки будущих специалистов, умеющих грамотно решать экономические задачи. Использование уникальных возможностей предприятий позволит уже в процессе обучения адаптировать знания и навыки студентов к условиям конкретных производств.

Основной задачей вузов должна быть подготовка работников для практической деятельности, для производства в широком смысле слова во всех его отраслях. Теоретические знания, практические упражнения, приобретаемые в стенах вуза и работа на предприятии должны быть тесно связаны друг с другом. Практика должна, прежде всего, ввести студента в понимание той среды и тех условий, в которых ему придется работать в будущем.

На решение задач теснейшей интеграции всего учебного процесса с производством, обеспечения качественной теоретической и практиче­ской подготовки специалистов направлена перестройка высшего образования в стране. Сегодняшний специалист должен обладать основа­тельной теоретической подготовкой, современным экономи­ческим мышлением, навыками управленческой и организаторской работы, активными методами использования электронно-вычислитель­ной техники применительно к профилю своей деятельности, высокой общей культурой, знанием иностранного языка. Молодого специалиста должны отличать инициатива и ответственность, потребность в постоянном обновлении и обогащении своих знаний, способность смело принимать новаторские решения и активно проводить их в жизнь. На предприятиях определенных в качестве баз практики должны быть созданы все условия для самораскрытия личности и полной адаптации образовательного процесса к запросам и потребностям общества.

Решение данных задач во многом определяется результативностью прохождения производственной практики, которая, являясь неотъемлемой составной частью всего учебного процесса подготовки специалистов, призвана повысить роль приобретения сту­дентами профессионального мастерства, основ организаторской и воспи­тательной работы в трудовых коллективах.

В процессе организации и проведения практики особую роль приобретают методы взаимодействия преподавателей и специалистов, работающих в реальном секторе экономики. Необходимо устранить существующие противоречия между устаревшим, слабо связанным с производством содержанием учебных дисциплин и требованиями современной практики по освоению новых технологий. Необходимо создавать условия для изучения студентами мировых достижений и тенденций развития. Следовательно, образование должно быть проблемно- и практикоориентированным.

Новые требования к качеству образования определяют необходимость совершенствования законодательных основ и формирования методологической базы по организации и качественному проведению производственной практики студентов высших учебных заведений.

На сегодня вопросы организации производственной практики в высших учебных заведениях законодательно определены Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.11.2000 г. № 1823 (в ред. постановлений Совмина от 02.05.2003 г. № 595, от 30.12.2006 г. № 1778) «Положение о производственной практике студентов высших учебных заведений Республики Беларусь» (см. приложение 1).

Однако создание в вузе системы методического обеспечения выдвигает целый ряд задач, в частности: по подготовке методических пособий, как для преподавателей, так и для студентов; по проведению постоянного мониторинга изменения условий хозяйствования субъектов; по адаптации учебного процесса к новым требованиям производственной деятельности с учетом внедрения современных технологий и т.п.

В настоящем учебно-методическом пособии  обобщен опыт работы вузов и базовых предприятий различных отраслей народного хозяйства по организации и проведению производственной практики как специфической формы подготовки, осуществляемой непосредственно в реальных производственных условиях. Показаны основные методические принципы организации и проведения практики, взаимосвязь с другими формами учебного процесса, даны рекомендации по программно-методическому обеспечению, планированию работы и ведению документации.

В пособии рассматриваются вопросы организации труда руководителей практики от вуза и от предприятия. Рассматривается непрерывная программа практики для специальности «Финансы и кредит».

Расположение материала в пособии соответствует примерной техно­логической последовательности работ, выполняемых в вузах по плани­рованию, организации и проведению производственной практики студентов, и базируется на требованиях нормативных и законодательных актов.

Все предприятия, учреждения и организации различных отраслей народного хозяйства, науки, культуры, здравоохранения, образования, торговли и государственного управления и т.д. в пособии называются предпри­ятиями.

Пособие может быть полезно для работников вузов и предприятий, осуществляющих организацию и руководство практикой студентов вузов.

Авторами пособия являются: д-р экон. наук, профессор Т.В. Сорокина – введение, заключение (глава 5 – совместно с М.Е. Карпицкой), канд. экон. наук, доцент М.Е. Карпицкая – глава 1-4, 6-8 (глава 5 – совместно с Т.В. Сорокиной).

 

 

Производственная практика студентов как вид учебного процесса: цель и задачи

Дальнейшее повышение эффективности общественного производ­ства, определенное Национальной стратегией устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г. и Программой развития национальной системы образования на 2006-2010 гг., предъявляет возра­стающие требования к качеству подготовки специалистов высшей шко­лой, рациональному сочетанию их теоретических знаний с умением ре­шать практические залачи, к ускорению процесса адаптации молодых специалистов в условиях производственной деятельности.

Перестройка высшего образования в стране выдвигает задачу подго­товки специалиста, не только имеющего определенный запас знаний, умений и навыков, но и способного их получать и быстро применять на практике. Одной из задач развития высшего образования в Программе определено расширение участия студентов в научно-исследовательской работе и усиление направленности дипломных работ и проектов на решение практических задач экономики и социальной сферы (не менее 30%) [4, с.45].

Особен­но важно, чтобы участие студентов в решении актуальных задач произ­водства получило максимальное развитие, прежде всего в тех сферах практической деятельности, где предстоит работать будущим специа­листам.

Формирование профессиональных способностей, включающих про­цессы использования усвоенных ранее разнообразных знаний, и является целью практической подготовки специалиста. Данный процесс представляет комплекс различных форм и методов учебной работы, таких, как лабораторные и практичес­кие занятия, курсовое и дипломное проектирование, учебные и произ­водственные практики и т.п. Основой современной практической подго­товки является производительный труд, в процессе которого студентом решаются задачи, выбранные преподавателем в соответствии с требова­ниями учебного процесса.

Элементы практической подготовки студентов присутствуют на протяжении всего учебного периода. Анализ существующих учебных планов показывает, что наибольший удельный вес занимают практические (семинарские) занятия, где студенты под руководством преподавателя решают типовые учебные задачи, направленные на закрепление конкретного лекционного материала. Методическим продолжением этих занятий является самостоятельная работа студентов, а промежуточной формой – консультации. В некото­рых вузах эти формы работы включаются в учебные планы и регулируют объем материала, выносимый на самостоятельную работу по различным дисциплинам. Программа практических занятий полностью соотносится с программой лекционного курса, а рабочие планы каждого занятия опре­деляются преподавателем в зависимости от способностей студентов, трудности усвоения ими отдельных разделов материала и т.п. Методичес­кое обеспечение этого вида подготовки осуществляется с помощью учеб­ников, сборников задач, учебных и методических пособий и т.п.

Немаловажным видом практической подготовки студентов явля­ются лабораторные работы, которые с методической точки зрения мож­но рассматривать как практические занятия, проводимые с использова­нием современных компьютерных технологий. В ходе этих работ студенты обрабаты­вают целые разделы программы определенного лекционного курса, а порой и нескольких близких курсов. Рабочие планы конкретных занятий при этом унифицированы. Вынесение на указанные виды занятий учебных задач, имеющих несколько алгоритмов решений или же неоднозначно формулируемые результаты, позволяет обеспечить творческий поиск студентов, а тактич­ная помощь преподавателя, которому известно полное решение данной учебной задачи, – сократить затрачиваемое учебное время.

Курсовое проектирование (курсовая работа) представляет собой, как правило, самостоятельное выполнение студентом комплексной задачи по отдельной дисциплине. Задачи, выносимые на курсовое проектирова­ние, могут быть учебными или реальными. Естественно, предпочтитель­нее реальные, как наиболее близкие к практике последующей работы, и поэтому в настоящее время вузы изыскивают возможности усиления связи этой формы подготовки с реальными производственными процес­сами, используя научную работу кафедр, возможности филиалов кафедр на производстве и т.п. Важной задачей для преподавателя является постоянный поиск комплексных задач, максимально приближенных к реальной действительности, и создание студентам возможностей для их решения на примере деятельности конкретных предприятий, организаций в сроки, определяемые учебным планом.

По экономическим специальностям учебными планами предусмотрены учебно-ознакомительные и производственные практики. Учебно-ознакомительные практики проводятся на втором курсе и, как правило, представляют собой совокупность экскурсий, организованных на крупных предприятиях. Ввиду сложности проведения массовых экскурсий, их низкой педагогической эффективности (при невозможности проведения большого объема дополнительных занятий) ознакомительные практики играют не столь существенную роль в практической подготовке студентов.

Наиболее сложным видом учебных занятий и методиче­ски наименее разработанным являются производственные практики, представля­ющие собой самостоятельное выполнение студентом в условиях предпри­ятия реальных производственных и общест­венно-политических задач, определенных программой. Этому виду практической подготовки мы уде­лим особое внимание в последующем изложении.

Завершающим этапом в вузовской подготовке является дипломное проектирование: когда студент выполняет комплексную, как правило, реальную задачу, результат решения которой представляется государст­венной экзаменационной комиссии в виде дипломного проекта или дип­ломной работы. По ряду специальностей этот этап включает и сдачу государственного экзамена.

К сожалению, вопросам сочетания практической деятельности студента с теоретическим обучением, который является определяющим при подготовке без отрыва от производства, в настоящее время в педагогической науке уделяется еще недостаточное внима­ние. Для решения этой проблемы нужно серьезное изучение перспективной деятельности специалиста, тщательная методическая проработка имею­щихся форм работы и создание новых методик.

Основными направлениями деятельности вуза по совершенствованию системы практической подготовки следует считать:

· усиление связи практической подготовки с будущей производствен­ной деятельностью молодого специалиста и усиление связи теоретичес­кого обучения с практической деятельностью студента, обучающегося без отрыва от производства;

· рациональное распределение видов практической подготовки по времени обучения и по объемам;

· образование системы методического обеспечения, нацеливающей преподавателей на разработку конкретных рабочих планов проведения того или иного вида практической подготовки и содержащих сформу­лированные преподавателем учебные и реальные задачи;

· увеличение доли реальных задач в курсовом и дипломном проекти­ровании и повышение социальной эффективности производственной практики;

· создание современной учебной лабораторной базы с широким ис­пользованием новых технологий, максимально приближенных к практической деятельности предприятий;

· углубление практической подготовки по развитию организаторских умений и навыков, приобретение конкретного опыта работы с людьми.

Основой успешной деятельности по реализации этих направлениях служат усиле­ние методической работы в вузе, укрепление связи обучения с производством, активизация роли преподавателя в осуществлении практической подготовки студентов.

Эффективность производственной практики как одного из видов учебной деятельности зависит от ее вклада в подготовку специалиста в сово­купности с другими формами обучения. Другими словами, производст­венная деятельность студентов на практике должна нести учебную на­грузку и удовлетворять таким требованиям учебного процесса, как соответствие решаемых задач будущей профессиональной деятельности специалиста, постепенное усложнение выполняемых заданий по мере роста объема получаемых знаний и выполнение предлагаемых производством задач в сроки, определенные учебным планом.

Задачей практики является формирование в условиях производства профессиональных способностей студента на основе использования его теоретических знаний в различных ситуациях, свойственных будущей профессиональной деятель­ности специалиста. Поэтому производственная практика как вид учеб­ных занятий строится в форме самостоятельного выполнения студентом в условиях производства определенных программой реальных производственных и общественно-идеологических задач.

Педагогическая эффективность практики существенно повышается при дополнении самостоятельной работы студентов другими формами учебной работы, такими, как   лекции, семинары, экскурсии, лабораторные работы и т.п., проводимыми непосредственно на предприятии с широким привлечением ведущих специалис­тов.

В свою очередь, результаты практики положительно влияют на курсовое и дипломное проектирование, НИРС и другие виды учебного процесса.

Вместе с тем необходимо отметить, что производственная практика, являясь, по сути, производительным трудом, уже в процессе обучения осуществляет материализацию знаний и сокращает тем самым путь внедрения научных достижений в производство. Поэтому оценивать качество практики нужно по экономической и социальной эффективности труда студентов, а не только по тому, что они изучили.

Целью производственной практики является обучение студентов практическим навыкам и подготовка их к самостоятельной профессиональной деятельности по избранной специальности.

Основными задачами производственной практики является закрепление и расширение полученных в университете знаний, приобретение студентами производственных навыков по специальности и осуществление других видов практической деятельности, предусмотренных программой производственной практики; изучение документации, директивных и инструктивных материалов, получение опыта общественно-политической, организаторской и воспитательной работы в трудовых коллективах, сбор и анализ материалов для подготовки дипломной работы.

Сроки практики определяются учебными планами, а содержание практики устанавливается исходя из квалификационных характеристик с учетом профилизации студентов и в тесной связи с программами изучаемых дисциплин. С этой целью в вузе должны разрабатываться сквозные программы практики, в которых следует определить методические требования к задачам, выносимым на каждую практику, на весь период обучения студентов. Данные программы должны представлять собой единый нормативно-методический документ, который действует вместе с учебным планом и служит в качестве руководства для разработки преподавателем конкретных календарных графиков прохождения практики отдельными студентами, рабочих программ на каждом предприятии.

В соответствии с образовательными стандартами специальности практика подразделяется на учебную и производственную. Задачей проведения учебной практики является подготовка студентов к осознанному и углубленному практическому изучению учебных дисциплин, закрепление теоретических знаний студентов, полученных на первом и втором курсах, привитие им первичных навыков по избранной специальности. Учебная практика  студентов предусмотрена учебным планом на втором курсе и в зависимости от специальности проводится в организациях, на предприятиях и других объектах, соответствующих профилю подготовки специалистов.

Организационно-экономическая практика студентов проводится на третьем курсе обучения. В процессе указанной практики студенты закрепляют знания по профилю специальности, полученные на 2-3 курсах.

Преддипломную практику студенты проходят на выпускном курсе. Её задачей является освоение и закрепление знаний и умений, полученных в высшем учебном заведении по всему курсу обучения, проверка возможностей самостоятельной работы будущего специалиста в условиях конкретного производства, подготовка материалов к дипломному проекту (работе). Преддипломная практика проводится на выпускном курсе.

Студенты, обучающиеся на выпускных курсах вечерних и заочных отделений факультетов высших учебных заведений, проходят преддипломную практику в организациях по профилю специальности.

В программе преддипломной практики должны найти отражение виды деятельности, предусмотренные в разделе «Должностные обязанности» для соответствующей должности (специальности) квалификационного справочника должностей служащих, и содержаться разделы по изучению методов решения технических, экономических, творческих, управленческих и других специфических задач. Содержание преддипломной практики определяется также и темой дипломной работы (проекта).

Одной из особенностей практики студентов, обучающихся без отрыва от производства, является то, что они в отличие от студентов стацио­нара, как правило, не только имеют большой опыт практи­ческой и самостоятельной работы, но и значительно лучше знакомы с особенностями производственной деятельности. Однако ограниченный бюджет времени, сокращенный перечень и объем изучаемых фундаментальных и специаль­ных дисциплин приводит нередко к более низкому уровню их теорети­ческой подготовки по сравнению с подготовкой по дневной форме обучения. Поэтому в зависимости от теоретической и профессиональной подготовки, а также от опыта работы может быть избрана одна их трех форм прохождения преддипломной практики студентами заочной и вечерней форм обучения: 1) практика по месту работы без отрыва от производства; 2) практика по месту работы без отрыва от производства, но с переходом в другое подразде­ление предприятия; 3) практика с отрывом от производства на одном из базовых предприятий или в вузе.

Программа производственной практики студента – это, прежде всего, план его деятельности на производстве. Поэтому в вузе должны быть сформулированы требования учебного процесса к учебным и производственным практикам в виде непрерывных (сквозных) программ. Сроки и содержание производственной практики определяются образовательными стандартами специальности, учебными планами и программами.

Непрерывные программы, в силу того, что в них излагается весь комплекс производственной подготовки и четко формулируются цели, задачи и содержание всех практик, направлены на активизацию процесса обучения студентов в вузе.

Программы производственной практики разрабатываются кафедрами с учетом конкретной специальности, по которой обучаются студенты, и с учетом профиля организаций, на базе которых проводится практика, утверждаются ректором (проректором по учебной работе) высшего учебного заведения.

Структура сквозной программы может включать следующие разделы:

1. Введение.

2. Содержание практики. Программы отдельных видов практик.

3. Базы практики и распределение времени.

4. Охрана труда и техника безопасности.

5. Индивидуальные задания.

6. Требования к отчету.

8. Формы и методы контроля.

9. Подведение итогов практики.

10. Список рекомендуемой литературы.

Во введении сквозной программы целесообразно показать, что практика как составная часть учебного процесса должна быть самым тес­ным образом связана со всем теоретическим обучением студентов в вузе согласно учебному плану. Поэтому в сквозной программе практики должны найти отражение требования квалификационных характеристик к задачам, выносимым на практику, в тесной взаимосвязи с изучаемыми дисциплинами. Кроме того, в сквоз­ной программе должна быть показана преемственность практик на раз­ных курсах и предусмотрено решение возрастающих по сложности теоретических и производственных задач.

Центральное место в сквозной программе занимает раздел «Содержание практики. Программы отдельных видов практик», который составляется кафедрой на основе опыта про­ведения практики на разных курсах и возможностей предприятий-баз практики. Содержание практики должно обеспечивать безусловное и полное достижение целей и задач, которые стоят перед практикой на том или ином курсе.

В качестве базовых вопросов, определяющих содержание практики, следует выделить изучение особенностей организации, планирования и управления финансовыми ресурсами предприятия, организацию учета и контроля на предприятии, поиск резервов производства и повышения производительности труда, научную организации труда, технику безопасности и охрану труда.

Базы практики и распределение времени. На данном этапе проводится организационная работа по выбору баз практик и заключению договоров. В качестве баз практики должны быть определены передовые учебно-научно-производственные объединения, организации и предприятия, оснащенные современным оборудованием, применяющие прогрессивные технологии и соответствующие профилю подготовки специалистов.

С целью рационального распределения времени при прохождении производственной практики Положением о практике предусмотрена разработка календарного графика прохождения практики студентами. Данный график представляет комплекс специально подобранных преподавателем учебных и практических задач, который является основным учебным документом, регламентирующим прохождение практики. В нем определяется, какие лекции и экскурсии должен посетить практикант, на каких рабочих местах и какое время работать, конкретные индивидуальные задания и т.п. В некоторых случаях могут быть разработаны многолетние графики прохождения практики.

Охрана труда и техника безопасности включаетвопросы по изучению нормативных актов по безопасной работе на предприятиях, вопросы охраны труда и документальное оформление инструктажей по технике безопасности.

С целью приобретения студентами навыков самостоятельного решения производственных, научных и общественно-политических задач на время практики обязательно выдаются индивидуальные задания. Содержание индивидуального задания должно учитывать конкретные условия и возможности  предприятия, отвечать потребностям производства и одновременно соответствовать целям и задачам учебного процесса вуза.

Во время прохождения практики уделяется вниманиеизучению вопросов истории предприятия, трудовых традиций, организации деятельности общественных организаций. Студенты-практиканты знакомятся с формами и методами политико-воспитательной работы в производственных коллективах, непосредственно участвуют в общественно-политической жизни этих коллективов.

При определении требований к отчету следует отразить порядок ведения, оформления и использования дневника, примерный перечень основных разделов отчета, объем отчета, особенности оформления.

Формы и методы контроля практики определяются законодательно, закрепляются в приказе о проведении практики и зависят от вида практики. Иногда его могут осуществлять специально выделенные преподаватели, список которых утверждается, в других случаях эти функции могут быть возложены на деканаты или кафедрального руководителя практики.

В качестве текущего контроля используются выездные проверки, формы дистанционного обучения и контроля (телефонная связь и другие способы). В качестве итогового контроля по результатам практики проводится зачет.

Рекомендуемая литература по практике. Список использованных источников должен содержать перечень учебных пособий, технической документации предприятия, нормативных и законодательных актов, ГОСТов, материалы периодических изданий и др.

Подведение итогов практики определяет порядок сдачи зачета и защиты отчета, критерии оценки практики, процедуру повторного прохождения практики.

Остановимся на рассмотрении данных разделов сквозной программы практики более подробно.

Основой учебного плана и построения системы орга­низации учебного процесса в вузе является квалификационная характе­ристика, в которой сформулированы требования к специалисту и пере­числено, что он должен знать и уметь после окончания учебы.

Взаимосвязь теоретических дисциплин учебного плана, имеющих прямое отношение к практической подготовке студентов, с производственными практиками на разных курсах на примере специ­альности 1-25 01 04 «Финансы и кредит» показана на схеме (рис. 1).

 

 

 

Рис.1. Схема непрерывной практической подготовки студентов по специальности «Финансы и кредит»

 

Дисциплины, указанные слева от соответствующего вида практики, уже изучены студентами, и производственная практика способствует закреп­лению знаний, полученных на лекциях, практических и лабораторных занятиях. Одновременно производственная практика готовит студентов к изучению специальных дисциплин (на схеме они приведены справа от соответствующего вида практики). Из схемы также видно, что некоторые дисциплины связаны с несколькими практиками.

Целесообразно рассмотреть тематику каждой из выбранных дисциплин, для того чтобы установить, какие знания, умения и навыки должен приобрести студент на практике. Для удобства анализа можно использовать таблицу (см. табл. 1).

Таблица 1

Взаимосвязь учебного плана с программой практики

Дисциплина учебного плана

Необходимость приобретения на практике

Тема включена в программу практики курса

Курс, на котором она читается Наименование дисциплины Название темы в программе дисциплины Знаний Умений, навыоков        
1 2 3 4 5 6 7 8 9

 

 

Дисциплины, положенные в основу проведения практики на том или ином курсе, целесообразно анализировать в последовательности их представления в учебном плане. Для этого следует в графах 1 и 2 указать соответственно курс и наименование дисциплины, а в графе 3 перечислить название всех тем согласно программе. В результате внимательного рассмотрения каждой темы можно установить, должны ли студенты в период практики по этой теме получить какие-либо зна­ния, умения и навыки. Если такие знания, умения и навыки студентам необходимы, то их нужно включить в программу практики.

Изложенная методика дает возможность системно и обоснованно сформулировать общие цели и задачи практик на весь период обучения студентов в вузе, а также цели и задачи практики на каждом курсе, которые помещаются в соответствующие разделы сквозной программы.

В зависимости от профиля вуза, вида, целей и задач практики и других условий в программе отражаются относящиеся к ней вопросы.

Составление программ практик включается в раздел учебно-методической работы преподавателей, консультации сотрудников предприятий по руководству производственной практикой студентов относится к научно-исследовательской работе. Затраты времени на все виды работ по подготовке и проведению практики отражаются в индивидуальных планах профессорско-преподавательского состава.

 

Функции подразделений высшего учебного заведения по планированию и проведению практики

Организационно-плановая работа по проведению практики в вузе осуществляется в соответст­вии с инструкцией ректора, в котором отражаются все организационные вопросы ее проведения и закрепляются конкретные функции кафедры, деканата и других подразделений вуза согласно их обязанностям. Производственная практика проводится на основании приказа ректора (см. приложение 2).

В преамбуле приказа желательно указать основные задачи, поставленные директивными органами на предстоящий период, вопросы, на которые необходимо обратить особое внимание, а также общие недостатки, имевшие место в прошедший период.

В организации и проведении практики студентов принимают участие многие подразделения вуза: учебная часть, профилирующие кафедры, деканаты, кафед­ры общественных наук, общеуниверситетские отделы (отдел охраны труда и техники безопасности, планово-финансовый отдел) и др. Взаимодействие различных подразделений вуза и баз практики обеспечивается учебной частью, в составе которой в соответствии с типовым штатным расписанием имеет­ся должность руководителя производственной практики.




double arrow
Сейчас читают про: