Элементы налоговой системы

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

 

 

Кафедра экономической теории и прикладной экономики

 

Допустить к защите

_________________

_________________

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

Тема: НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РФ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

 

СЫКТЫВКАР 2008

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ                                                                                                                          3

1. ПОНЯТИЕ НАЛОГОВой системы                                                                         4 

1.1. Элементы налоговой системы                                                                                 4 

1.2. Принципы построения налоговой системы                                                          14

     2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ НАЛОГОВ                                                                               19

2.1. Сущность и функции налогов                                                                                19 

2.2.Классификация налогов                                                                                           24 

3. ПРОБЛЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ                                                                        30 

3.1. Общие проблемы налогообложения                                                                      30 

3.2. Проблемы, возникающие при исчислении налогооблагаемой базы                  35 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                                                  41 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 43

                                                                                         

     

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В условиях рыночных отношений налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики.

С помощью данного механизма государство решает экономические, социальные, эко­логические, демографические и другие задачи. Важной «кровеносной артерией» финансово-бюджетной системы являются налоги.

Изъятие государством в пользу общества определенной части стоимости валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса и составляет сущность налога.

Налоги – обязательные платежи с физических и юридических лиц, взимаемые государ­ством. Исторически они возникли с разделением общества на антагонистические классы и появлением государства. Основные черты налога: односторонний характер его установления, безвозмездность, принудительный характер платежей.

Цель работы – выявить основные проблемы развития системы налогообложения.

Исходя из цели в работе поставлены следующие задачи:

1) рассмотреть понятие налоговой системы;

2) проанализировать принципы построения налоговой системы;

3) рассмотреть виды и функции налогов РФ;

4) исследовать проблемы налогообложения и пути их решения.

Объектом исследования является налоговая система – совокупность взимаемых в госу­дарстве налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей, а также форм и методов их построения.

Предметом исследования является система налогообложения.

В работе были использованы научные статьи, монографии и аналитический материал.

 

 

ПОНЯТИЕ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ

Элементы налоговой системы

Возможности финансовой стабилизации, во всяком случае – состояние доходной части бюджета, будет зависеть в основном от двух весьма влияющих друг на друга критериев. Первый и основной из них – развитие налоговой базы, т.е. общая ситуация в экономике, осо­бенно в ее базовых отраслях; второй – налоговая система страны. Ибо от того, насколько оп­тимально выбраны объекты налогообложения, установлена величина налоговых ставок, от­лажен механизм взимания налогов и т.д., зависит обратное воздействие налоговой системы на налоговую базу. Есть еще и третий критерий – организация и эффективность налоговой службы государства [14, C.198].

Действующая в России налоговая система имеет относительно короткую историю. Она начала складываться только в 1992 г., а основные законы, регулирующие налогообложение, были приняты Верховным Советом в декабре 1991 г. На протяжении прошедших с этого мо­мента лет российская налоговая система подвергалась множеству изменений, уточнений и модификаций, однако основные элементы и принципы построения этой системы в целом со­хранились и поныне. Наиболее существенные изменения были внесены в налоговую систему России в ходе ее пересмотра в 1999-2001 гг., когда вступили в действие первая часть Налого­вого кодекса РФ 9с 01.01.99) и четыре главы второй части Налогового кодекса РФ (с 01.01.01).

Налоговая система любого государства представляет собой:

· Во-первых, взаимосогласованную совокупность налогов, сборов и иных обязатель­ных платежей, используемых для финансирования государственного бюджета, мест­ных бюджетов и внебюджетных фондов;

· Во-вторых, систему законов, указов и подзаконных нормативных актов, регулирую­щих порядок исчисления и уплаты в бюджет налогов, сборов и иных налоговых пла­тежей;

· В-третьих, систему государственных институтов, обеспечивающих принятие законов и иных нормативных актов, администрирование налогов в соответствии с норматив­ными актами и контроль за своевременностью и правильностью их уплаты.

Условно первый из аспектов может быть назван системой налогов, второй – системой налогового законодательства, а третий – институциональной системой налогообложения. Все они взаимосвязаны, и невозможно рассмотреть систему налогов, не рассматривая законода­тельство и подзаконные нормативные акты, а последние – вне зависимости от институтов, которых их принимают и администрируют.

Поэтому будем рассматривать налоговую систему России через призму системы нало­гов, остальные же взаимосвязанные аспекты будут отодвинуты на второй план [8, C.63].

Объектами налогообложенияявляются доходы (прибыль), стоимость определенных то­варов, отдельные виды деятельности налогоплательщиков, операции с ценными бумагами, пользование природными ресурсами, имущество юридических и физических лиц, объем продаж, передача имущества, добавленная стоимость продукции, работ и услуг и другие объекты [14, C.198].

Налоговая система – совокупность существующих в данный момент в конкретном го­сударстве существенных условий налогообложения. К последним относятся:

· Принципы, формы и методы установления, изменения, отмены, уплаты налогов;

· Виды налогов;

· Права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников на­логовых отношений;

· Формы и методы налогового контроля;

· Ответственность участников налоговых отношений;

· Способы защиты прав и интересов налогоплательщиков.

Порядок установления, изменения и уплаты налогов. Федеральные налоги устанавли­ваются Налоговым кодексом Российской Федерации и зачисляются в федеральный бюджет или федеральные внебюджетные фонды. Норматив распределения федеральных налогов ме­жду федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Федерации и местными бюджетами оп­ределяется в соответствии с законом о федеральном бюджете. Установление новых феде­ральных налогов, отмена действующего налога и внесение изменений в действующие феде­ральные налоги осуществляются исключительно принятием федерального закона о внесении изменений в Налоговый кодекс. Введение в действие региональных и местных налогов, вне­сение изменений в существующие или прекращение действия раннее введенных налогов осуществляются органами законодательной власти субъектов Федерации и представитель­ными органами местного самоуправлению Региональные налоги зачисляются в региональ­ные бюджеты, местные налоги в местные бюджеты [8, C.205].

Законом «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» введена трехуров­невая система налогообложения предприятий, организаций и физических лиц.

· Первый уровень – федеральные налоги России. Они действуют на территории всей страны и регулируются общероссийским законодательством, формируют основу доходной части федерального бюджета и, поскольку это наиболее доходные источники, за счет них поддерживается финансовая стабильность бюджетов субъектов Федерации и местных бюд­жетов.

Как и в других странах, наиболее доходные источники сосредоточиваются в федераль­ном бюджете. К числу федеральных относятся:

1) Налог на добавленную стоимость;

2) Налог на прибыль предприятий и организаций;

3) Акцизы;

4) Подоходный налог с физических лиц;

5) Таможенные пошлины;

Перечисленные пять налогов создают основу финансовой базы государства.

· Второй уровень – налоги республик в составе Российской Федерации и налоги краев, областей, автономной области, автономных округов. Для краткости в дальнейшем бу­дем именовать их региональными налогами. Региональные налоги устанавливаются пред­ставительными органами субъектов Федерации исходя из общероссийского законодатель­ства. Часть региональных налогов относится к общеобязательным на территории РФ. В этом случае региональные власти регулируют только их ставки в определенных пределах, нало­говые льготы и порядок взимания.

Наибольшие доходы региональным бюджетам приносит налог на имущество юридиче­ских лиц. В основном это соответствует мировой практике, с той разницей, что в большин­стве стран не делается различия между налогом на имущество юридических лиц и налогом на имущество физических лиц. Чаще всего это один налог, хотя в некоторых странах имеется и такая практика, как в России. Очень сильно поддерживает финансовую базу региональных бюджетов целевой налог на нужды учреждений народного образования. Именно он дает не­обходимые средства для развития на региональном уровне этой отрасли. В 1999 г. в качестве региональных налогов начали функционировать налог спродаж и налог на временный до­ход.

· Третий уровень – местные налоги, т.е. налоги городов, районов, поселков и т.д. В по­нятие «район» с позиции налогообложения не входит район внутри города. Представи­тельные органы (городские Думы) городов Москвы и Санкт – Петербурга имеют полномочия на установление как региональных, так и местных налогов.

Среди местных налогов крупные поступления обеспечивают:

1) Налог на имущество физических лиц;

2) Земельный налог;

3) Налог на рекламу;

4) Налог на содержание жилищного фонда и социально-культурной сферы;

5) Большая группа прочих местных налогов.

Бюджетное устройство Российской Федерации, как и многих европейских стран, пре­дусматривает, что региональные и местные налоги служат лишь добавкой в доходной части соответствующих бюджетов. Главная часть при их формировании – это отчисления от феде­ральных налогов.

Налоговая система Российской Федерации выполняет важнейшую функцию бюджет­ного регулирования. Расширение самостоятельности и ответственности 89 национально-го­сударственных и административно- территориальных образований России в решении соци­ально-экономических проблем сопровождается укреплением их финансовой базы, осуществ­ляемым путем перераспределения федеральных налогов.

Закрепленные и регулирующие налоги полностью или в твердо фиксированном про­центе на долговременной основе поступают в нижестоящие бюджеты. Такие налоги, как гер­бовый сбор, государственная пошлина, налог с имущества, переходящего в порядке наследо­вания или дарения, имея федеральный статус, обычно полностью зачисляются в местные бюджеты.

Налог на прибыль предприятий и организаций в твердой доле: 11% + 19% делится со­ответственно между федеральным и региональными бюджетами, а из них перечисляется в местные бюджеты.

Акцизы, налог на добавленную стоимость, подоходный налог с физических лиц рас­пределяются между бюджетами, в зависимости от обстоятельств, включая финансовое по­ложение отдельных территорий, проценты отчислений могут меняться. Нормативы утвер­ждаются ежегодно при формировании федерального бюджета.

Хотя налог на имущество юридических лиц является региональным, законодательно установлено, что половина его поступлений направляется в местные бюджеты [14, C.201].

В соответствии с Налоговым кодексом РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы [12, C.290].

Налогоплательщики имеют право:

1) Получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию о дейст­вующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ними нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также получать формы налоговой отчетности и разъяснения о порядке их заполнения;

2) Получать от налоговых органов и других уполномоченных органов письменные разъясне­ния по вопросам применения законодательства о налогах и сборах;

3) Использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, предусмотренном законодательством о налогах и сборах;

4) Получать отсрочку, рассрочку, налоговый кредит и инвестиционный налоговый кредит в порядке и на условиях, установленных Налоговым кодексом;

5) На своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных или излишне взыскан­ных налогов, пени, штрафов;

6) Представлять свои интересы в налоговых правоотношениях лично или через своего пред­ставителя;

7) Представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок;

8) Присутствовать при проведении выездной налоговой проверки;

9) Получать копии акта налоговой проверки и решении налоговых органов, а также налого­вые уведомления и требования об уплате налогов;

10) Требовать от должностных лиц налоговых органов законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков;

11) Не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов, иных уполномочен­ных органов и их должностных лиц, не соответствующие Налоговому кодексу или иным федеральным законам;

12) Обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов уполномоченных органов и действия (бездействие) их должностных лиц

13) Требовать соблюдение налоговой тайны;

14) Требовать в установленном порядке возмещения в полном объеме убытков, причиненных незаконными решениями налоговых органов или незаконными действиями (бездействиями) их должностных лиц [5, C.294].

Налогоплательщики (плательщики сборов) как субъекты налоговых правоотношений имеют не только права, но и несут определенные обязанности.

 Налогоплательщики обязаны:

1) Уплачивать законно установленные налоги;

2) Встать на учет в налоговых органах, если такая обязанность предусмотрена Налоговым кодексом;

3) Вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложе­ния, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах;

4) Представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декла­рации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность преду­смотрена законодательством о налогах и сборах, а также бухгалтерскую отчетность;

5) Представлять налоговым органам и их должностным лицам в случаях предусмотренных Налоговым кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;

6) Выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных наруше­ний законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей;

7) Предоставлять налоговому органу необходимую информацию и документы в случаях и порядке, предусмотренном Налоговым кодексом;

8) В течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, а также документов, подтвер­ждающих полученные доходы (для организаций – также и произведенные расходы) и упла­ченные (удержанные) налоги [5, C.295].

Помимо прав и обязанностей налогоплательщиков содержание налогового правоотно­шения включает в себя права и обязанности иных субъектов правоотношения, в частности налоговых органов.

Налоговые органы вправе:

1) Требовать от налогоплательщика или налогового агента документы по формам, установлен­ным государственными органами и органами местного самоуправления, служа­щие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, а также по­яснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов;

2) Проводить налоговые проверки в порядке, установленным Налоговым кодексом;

3) Производить выемку документов при проведении налоговых проверок у налогоплатель­щика или налогового агента, свидетельствующих о совершении налоговых правонарушений, в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничто­жены, сокрыты, изменены или заменены;

4) Вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщи­ков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах;

5) Приостанавливать операции по счетам налогоплательщиков, плательщиков сборов и нало­говых агентов в банках и налагать арест на имущество налогоплательщиков, платель­щиков сборов и налоговых агентов в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом;

6) Осматривать (обследовать) любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, про­водить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества. Порядок проведе­ния инвентаризации имущества налогоплательщика при налоговой проверке утверждается Министерством финансов РФ;

7) Определять суммы налогов, подлежащие внесению налогоплательщиками в бюджет (вне­бюджетные фонды), расчетным путем на основании имеющейся у них информации о нало­гоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках в случае отказа налогоплательщика допустить должностных лиц налогового органа к осмотру (обследова­нию) производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используе­мых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, непредставления в течение более двух месяцев налоговому органу необ­ходимых дл расчета документов, отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов нало­гообложения или ведения учета с нарушением установленного порядка, приведшего к не­возможности исчислить налоги;

8) Требовать от налогоплательщиков, налоговых агентов, их представителей устранения выяв­ленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение указанных требований;

9) Взыскивать недоимки по налогам и сборам, а также взыскивать пени в порядке, установлен­ном Налоговым кодексом;

10) Контролировать соответствие крупных расходов физических лиц их доходам;

11) Требовать от банков документы, подтверждающие исполнение платежных поручений нало­гоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов и инкассовых поручений (распоряжений) налоговых органов о списании со счетов налогоплательщиков, плательщи­ков сборов и налоговых агентов сумм налогов и пени;

12) Привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов и переводчи­ков;

13) Вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятель­ства, имеющие значение для проведения налогового контроля;

14) Заявлять ходатайства об аннулировании или о приостановлении действия выданных юриди­ческим и физическим лицам лицензий на право осуществления определенных видов деятельности;

15) Создавать налоговые посты в порядке, установленным Налоговым кодексом;

16) Предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски:

- о взыскании налоговых санкций с лиц, допустивших нарушения законодательства о нало­гах и сборах;

- о признании недействительной государственной регистрации юридического лица или го­сударственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринима­теля;

- о ликвидации организации любой организационно-правовой формы по основаниям, ус­тановленным законодательством РФ;

- в иных случаях, предусмотренных Налоговым кодексом [5, C.299].

    Налоговые органы обязаны:

1) Соблюдать законодательство о налогах и сборах;

2) Осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов;

3) Вести в установленном порядке учет организаций и физических лиц;

4) Бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков о дейст­вующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответ­ствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должно­стных лиц, а также предоставлять формы налоговой отчетности и разъяснять порядок их за­полнения;

5) Осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм нало­гов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом.

6) Соблюдать налоговую тайну;

7) Направлять налогоплательщику или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также в случаях, предусмотренным Налоговым кодексом, на­логовое уведомление и требование об уплате налога и сбора [5, C.300].

Налоговыми органами является Министерство РФ по налогам и сборам и его подразде­ления. В определенных случаях полномочиями налоговых органов обладают таможенные органы [13, C.113].

Формы и методы налогового контроля. Налоговый контроль проводится должност­ными лицами налоговых органов. Для проведения налогового контроля используется нало­говая отчетность, одной из форм которой является налоговая декларация.

Налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога.

Основными формами проведения налогового контроля являются:

· Налоговые проверки (камеральные и выездные);

· Получение объяснения налогоплательщиков и других обязательных лиц;

· Проверка данных учета и отчетности;

· Осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода;

· Истребование, а также выемка документов и предметов;

· Экспертиза;

· Другие формы.

Для обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов применяют:

· Залог имущества;

· Поручительство;

· Приостановление операций по счетам налогоплательщика или налогового агента в банке;

· Арест имущества (с санкции прокурора) [7, C. 210].

Ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах. Налоговым правонарушением является противоправное деяние налогоплательщика, налогового агента и их представителей.

Налоговым кодексом предусмотрены следующие виды налоговых правонарушений и ответственность за них:

· Нарушение срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе на срок более 90 дней – штраф в 10 тыс. руб.;

· Ведение деятельность без постановки на учет в налоговом органе более 3 мес. – штраф в размере 20% доходов, полученных в период деятельности без постановки на учет более 90 дней;

· Нарушение срока представления информации об открытии или закрытии счета в банке – штраф 5 тыс. руб.;

· Уклонение от представления информации об открытии счета в банке, если это по­влекло за собой неуплату налогов – штраф 10% суммы всех денежных средств, по­ступивших на счет за период задержки представления сведений;

· Нарушение срока представления налоговой декларации – штраф 5% суммы налога, подлежащего уплате по этой декларации за каждый полный месяц со дня ее пред­ставления, но не более 25% указанной суммы;

· Уклонение от представления налоговой декларации в течение более чем 180 дней по истечении установленного срока – штраф в размере 50% суммы денежных средств, поступивших на счет за период задержки;

· Грубое нарушение правил ведения учета доходов и расходов, объектов налогообложе­ния – штраф 5 тыс. руб. (если такое деяние имело место в течение од­ного налогового периода); если такое деяние имело место повторно, то штраф – 15 тыс. руб.; если эти деяния повлекли занижение дохода, то штраф – в размере 10% суммы неуплаченного налога, но не менее 15 тыс. руб.;

· Нарушение правил составления налоговой декларации – штраф 5 тыс. руб.;

· Неуплата или неполная уплата сумм налога – штраф 20% неуплаченной суммы на­лога если эти же действия совершены умышленно, то штраф – 40% неуплаченной суммы налога;

· Невыполнение налоговым агентом обязанностей по удержанию и перечислению нало­гов – штраф 20% суммы, подлежащей удержанию и перечислению;

· Незаконное воспрепятствование доступу должностного лица налогового органа на тер­риторию налогоплательщика – штраф 5 тыс. руб.;

· Несоблюдение порядка ведения, пользования и распоряжения имуществом, на кото­рое наложен арест – штраф 10 тыс. руб.;

· Непредставление налоговой организации сведений о налогоплательщике – штраф 5 тыс. руб., если эти действия совершены физическим лицом, то штраф – 500 руб.;

· Другие меры ответственности [7, C.212].

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: