Сущность и функции налогов

Государство, выражая интересы общества в различных сферах жизнедеятельности, вы­рабатывает и осуществляет соответствующую политику – экономическую, социальную, эко­логическую, демографическую и др. При этом в качестве средства взаимодействия объекта и субъекта государственного регулирования социально-экономических процессов использу­ются финансово-кредитный и ценовой механизмы.

Финансово-бюджетная система охватывает отношения по поводу формирования и ис­пользования финансовых ресурсов государства – бюджета и внебюджетных фондов. Она призвана обеспечивать эффективную реализую социальной, экономической, оборонной и других функций государства. Важной «кровеносной артерией» финансово-бюджетной сис­темы являются налоги [14, C.37].

Под налогомпонимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взи­маемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образова­ний [1, C.30].

Таким образом, значимыми характеристиками налогового платежа являются следую­щие:

1. Законодательная основа: налогом является только тот платеж, который устанавливается в рамках законодательства.

2. Обязательность: законом однозначно определяется обязанность граждан уплачивать на­логи. Обязательность уплаты налогов основана на возможности принуждения со стороны государства. Так, согласно ст. 57 Конституции РФ, «каждый обязан платить законно уста­новленные налоги и сборы».

3. Индивидуальная безвозмездность налогового платежа означает, что факт уплаты налога налогоплательщиком не порождает встречной обязанности государства совершить какое-либо действие, предоставить товары или услуги конкретному налогоплательщику. В конеч­ном счете, естественно, безвозмездность налоговых отношений возникает, поскольку госу­дарство предоставляет своим гражданам определенный круг государственных услуг. Однако в каждом конкретном случае уплаты налога такой возмездности нет.

4. Налоги взимаются в пользу субъектов публичной власти – в государственный бюджет, местные бюджеты (бюджеты муниципальных образований), государственные внебюджетные фонды. Таким образом, только тот платеж, который поступает в бюджет или государствен­ный внебюджетный фонд (при соблюдении остальных условий), может быть назван налогом. Если платеж, удовлетворяющий приведенным выше трем условиям, поступает не в пользу институтов публичной власти, то таковой считается не налогом, а парафискалитетом.

Парафискалитет – обязательный сбор, устанавливаемый в пользу юридических лиц публичного или частного права, которые не являются органами государственной власти или публичной администрации [8, C.3].

Отдельный налог характеризуется набором типовых признаков, определяющих роль налога в экономическом механизме государства, правила расчета и сбора налога. Разрабаты­вая, применяя или изучая конкретный налог, следует сформулировать его типовые признаки [4, C.24].

К элементам налога относятся:

1) Субъект налога;

2) Объект налога;

3) Источник налога;

4) Ставка налога;

5) Единица налогообложения;

6) Порядок и сроки уплаты налогов;

7) Налоговый период;

8) Налоговая база;

9) Налоговые льготы;

Субъекты налогообложения или плательщики налога – юридические лица, другие кате­гории плательщиков и физические лица, которые обязаны в соответствии с законом уплачи­вать налоги.

Объект налогообложения возникает вследствие юридических фактов (действий, собы­тий, состояний), которые обусловливают обя­занность субъекта заплатить налог: совершение оборота по реализа­ции товаров, работ и услуг, ввоз товаров на территорию России, владение имуществом, совершение сделок купли-продажи ценных бумаг, вступление в права наследо­вания, получение дохода в той или иной форме и др. Законодательством установлен исчер­пывающий перечень объектов налогообложения: прибыль (доходы), стоимость определен­ных товаров, добавленная стоимость продукции, работ, услуг, имущество юридических и физических лиц, передача иму­щества (дарение, наследование), операции с ценными бума­гами, отдельные виды деятельности, другие объекты, установленные законо­дательством. Один и тот же объект может облагаться налогом одного вида только один раз за тот или иной период налогообложения [9, C.12].

Источник налога – это доход или капитал на микроуровне, на макроуровне – нацио­нальный доход.

Ставка налога – величина налоговых отчислений на единицу измерения налоговой базы. Ставки бывают твердые (в руб.) и в процентах  [7, C.203].

Единица налогообложения – это часть объекта налогообложения, на который устанав­ливается ставка налога. Под единицей налогообложения понимают единицу масштаба нало­гообложения, которая используется для количественного выражения налоговой базы (мощ­ность двигателя, тонна нефти, единица денежной суммы, единица земельной площади и проч.).

Срок уплаты налога – срок, в который уплачивается налог. Он оговаривается в законе, за его нарушение автоматически взимается пеня независимо от вины нарушителя срока вне­сения налогового платежа [9, C.19].

Существуют три способа уплаты налога:

1) уплата налога по декларации;

2) уплата налога у источника дохода;

3) кадаст­ровый способ уплаты налога.

Первый способ основывается на том, что налогоплательщик представляет в установ­ленные сроки в налоговый орган по месту своей регистрации официальное заявление о своих налоговых обязательствах. На основе представленной декларации налоговый орган рассчи­тывает налог и вручает налогоплательщику извещение о его уплате.

Уплата налога у источника дохода предполагает, что налогопла­тельщик получает часть дохода за вычетом налога, рассчитанного и удержанного бухгалтерией предприятия или предпринимателем, производящим выплату дохода. Удержанные таким образом налоги на­зываются также авансовыми налогами, поскольку налогоплатель­щик авансирует государ­ство, уплачивая налог раньше, чем реально получает доход. Данный способ уплаты имеет то преимущество, что всякое уклонение от уплаты налога исключено.

При кадастровом способе уплаты налогов ведется кадастр – реестр, устанавливающий классификацию объектов налогообложе­ния по некоторым внешним признакам (доход, имущество), а также определяющий среднюю доходность объекта налогообложения. В ос­нову построения кадастра может быть положена какая-либо характеристика объекта нало­гообложения [9, С.24].

Под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени при­менительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и ис­числяется сумма налога, подлежащая уплате [5, C.287].

Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характери­стики объекта налогообложения. Налоговая база и порядок ее определения по федеральным, региональным и местным налогам устанавливаются НК РФ [8, С.135].

Налоговые льготы – полное или частичное освобождение от налогов субъекта в соот­ветствии с действующим законодательством (скидки, вычеты и др.)  [11, C.113].

Налоговые льготы предоставляются отдельным категориям налогоплательщиков при наличии оснований возможность уплачивать налог в меньшем размере по сравнению с сум­мой налога, которая подлежит уплате другим налогоплательщиками [7, C.204].

Функция налога – это способ выражения сущностных свойств налога. Функция показы­вает, как реализуется общественное назначение данной экономической категории как инст­румента стоимостного распределения и перераспределения доходов [14, C.42].

В современных условиях налоги выполняют три основные функции: фискальную, ре­гулирующую и контрольную, каждая из которых проявляет внутреннее свойство, признаки и черты данной финансовой категории.

·   Фискальная функция– основная функция, характерная для налоговых систем всех госу­дарств. С развитием рыночных отношений значение этой функции возрастает. С ее по­мощью образуются государственные денежные фонды и создаются материальные условия для функционирования государства. Именно данная функция подготавливает реальные воз­можности для перераспределения части стоимости национального дохода. Фискальная функция налогов, с помощью которой происходит огосударствление части национального дохода в денежной форме, создает объективные предпосылки для вмешательства государ­ства в экономику [11, C.107].

Именно фискальный потенциал налогов предопределяет возможность решения госу­дарством задач обороны, правоохранительных, социальных задач, охраны природы и др. Данная функция налогов в известной степени первична по отношению ко всем остальным. Следовательно, она в значительной степени обуславливает регулирующую функцию [8, C.5].

·   Регулирующая (перераспределительная) функция означает, что налоги как активный участник перераспределительных процессов оказывают серьезное влияние на воспроизвод­ство, стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения. Регулирующая функция на­правлена в первую очередь на достижение посредством налоговых механизмов тех или иных задач налоговой политики государства. При этом представляется необходимым выделить стимулирующую, дестимулирующую и воспроизводственную подфункции налогообложе­ния.

ü Стимулирующая подфункция направлена на поддержку развития тех или иных экономических процессов. Она реализуется через систему льгот и освобождений. Нынешняя система налогообложения представляет широкий набор налоговых льгот малым предпри­ятиям, предприятиям инвалидов, сельскохозяйственным производителям, организациям, осуществляющим капитальные вложения в производство и благотворительную деятельность, и т.д.

ü Дестимулирующая подфункция, напротив, направлена на установление через на­логовое бремя препятствий для развития каких-либо экономических процессов, например, через реализацию государством своей протекционистской экономической политики. Это проявляется через введение повышенных ставок налогов (например, для казино установлена ставка налога на прибыль в размере 90%), установление налога на вывоз капитала, повышен­ных таможенных пошлин, налога на имущество, акцизов и др.

ü Можно также назватьвоспроизводственную подфункцию, которая предназна­чена для аккумуляции средств на восстановление используемых ресурсов. Эту подфункцию выполняют отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, плата за воду и т.д.

· Через налоги государство осуществляет контроль за финансово-хозяйственной деятель­ностью организаций и граждан, а также за источниками доходов и расходами. Благо­даря денежной оценке сумм налогов возможно количественное сопоставление показателей доходов с потребностями государства в финансовых ресурсах. Контрольная функция оцени­вает эффективность налоговой системы, обеспечивает контроль за видами деятельности и финансовыми потоками [11, C.108].

В единстве эти функции определяют эффективность финансово-бюджетных отношений и налоговой политики [14, C.43].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: