Немецкие философы-просветители

НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ И ЕЁ РОЛЬ В ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКОМ ПРОЦЕССЕ

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. 2

1. Немецкие философы-просветители. 7

2. Философия И.Канта. 9

3. Философия И.Г. Фихте и Ф.Шеллинга. 12

4. Философская система Гегеля. 15

5. Материалистическая концепция Л. Фейербаха. 19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 23

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 26



ВВЕДЕНИЕ

 

Немецкая классическая философия (конец XVIII – начало XIX в.) – одно из самых мощных интеллектуальных течений в истории западной культуры. Ее можно рассматривать как последнюю фазу развития классического европейского философствования. Немецкая классическая философия имеет всемирно-историческое значение в истории философии. Именно с нее в Германии, а во многом и в Европе вообще, получил развитие метод "разумного", теоретического рассмотрения проблем. С этим методом связан поворотный пункт всего новоевропейского стиля мышления: если Средние века характеризовались разрывом мира и сознания на поту и посюсторонность, то философия Нового времени занималась преодолением этого разрыва.

Важную роль в формировании немецкой философии сыграли
достижения естествознания и общественных наук: стали развиваться
физика и химия, продвинулось вперед изучение органической
природы. Открытия в области математики, позволившие понять
процессы в их точном количественном выражении, учение Ламарка
об обусловленности развития организма окружающей средой,
астрономические, геологические, эмбриологические теории, а также
теории развития человеческого общества – все это со всей остротой
и неизбежностью выдвигало на первый план идею развития как
теорию и метод познания действительности[1].

Интерес почти всех основных философских учений направлялся на постижение единства Бога и мира, мышления и бытия. Мышление становилось более независимым от теологии и культа. Восторжествовала установка на свободное и открытое исследование, критическое испытание перед судом непредвзятого разума. Эта установка стала мыслиться как социальная норма, порожденная новой эпохой. Перед окрепшим разумом раскинулся необъятный мир, требующий своего познания, и в лице немецкой классической философии разум попытался объять необъятное.

Было подвергнуто критике и теоретическому исследованию все, начиная от вопросов метафизики и кончая историей, правом, искусством, моралью, наукой и т.д. Немецкая классика, проявляя такую всеядность, стремилась снабдить происшедшие в социальной и духовной сферах изменения своего рода "мандатом общеметафизического процесса", т.е. пыталась и в метафизике произвести революцию, которая уже происходила в общественных отношениях[2].

Необходимо было философию привести в соответствие с жизнью, и жизнь в соответствии с положениями философии. В этой связи в немецкой классике был проявлен универсальный интерес к человеческой активности. Необходимо было новое учение о субъекте, сознательной установкой которого было бы не послушание, но самостоятельная активность: именно такой индивид необходим был развивающемуся капитализму. Таким образом, развитию немецкой классической философии способствовали глубочайшие изменения, которые происходили в экономической, социально-политической и духовно-идеологической жизни всей Европы. Если говорить о последнем факторе, то ему способствовали как борьба просвещенческого свободомыслия с религией, так и перемены и достижения в естествознании (стал отходить в прошлое механицизм, зарождались такие науки как химия и биология, учения о магнетизме и электричестве).

Развитие немецкой классической философии было
одним из важнейших выражений эпохального подъема
духовной культуры, начавшегося в германских государствах с середины XVIII в. Этот подъем был включен в общеевропейское движение общественной мысли, получившее название Просвещения.

Немецкая классическая философия развивалась в эпоху глубочайших изменений, которые происходили в экономической, социально-политической и духовно-идеологической жизни всей Европы, прямо или косвенно затрагивая также немецкие государства и становясь предметом осмысления живших в них философов, чей мировоззренческий кругозор при всей его определенности условиями своей страны не был национально
ограниченным.

Немецкая классическая философия представляет собой единое духовное образование, которое характеризуется следующими общими чертами:

Своеобразным пониманием роли философии в истории человечества, в развитии мировой культуры. Классические немецкие философы полагали, что философия призвана быть критической совестью культуры, «конфронтирующим сознанием», «усмехающимся над действительностью», «душой» культуры.

Исследовались не только человеческая история, но и человеческая сущность. У Канта человек рассматривается как нравственное существо. Фихте подчеркивает активность, действенность сознания и самосознания человека, рассматривает устройство человеческой жизни согласно требованиям разума. Шеллинг ставит задачу показать взаимосвязь объективного и субъективного. Гегель расширяет границы активности самосознания и индивидуального сознания: самосознание индивида у него соотносится не только с внешними предметами, но и с другими самосознаниями, из чего возникают различные общественные формы. Он глубоко исследует различные формы общественного сознания. Фейербах создает новую форму материализма – антропологический материализм, в центре которого стоит реально существующий человек, который является субъектом для себя и объектом для другого человека. Для Фейербаха единственными реальными вещами являются природа и человек как часть природы.

Все представители классической немецкой философии относились к философии как к специальной системе философских дисциплин, категорий, идей. И. Кант, например, выделяет в качестве философских дисциплин, прежде всего, гносеологию и этику. Шеллинг — натурфилософию, онтологию. Фихте, считая философию «наукоучением», видел в ней и такие разделы, как онтологический, гносеологический, социально-политический. Гегель создал широкую систему философских знаний, в которую вошли философия природы, логика, философия истории, история философии, философия права, философия морали, философия религии, философия государства, философия развития индивидуального сознания и др. Фейербах рассматривал онтологические, гносеологические и этические проблемы, а также философские проблемы истории и религии.

Классическая немецкая философия разрабатывает целостную концепцию диалектики.

Кантовская диалектика – это диалектика границ и возможностей человеческого познания: чувств, рассудка и человеческого разума.
Диалектика Фихте сводится к исследованию творческой активности Я, к взаимодействию Я и не-Я как противоположностей, на основе борьбы которых происходит развитие самосознания человека. Шеллинг переносит на природу разработанные Фихте принципы диалектического развития.

Природа у него – становящийся, развивающийся дух.
Великим диалектиком является Гегель, который представил развернутую, всестороннюю теорию идеалистической диалектики. Он впервые представил весь естественный, исторический и духовный мир в виде процесса, т.е. исследовал его в беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии, противоречиях, количественно-качественных и качественно-количественных изменениях, перерывах постепенности, борьбе нового со старым, направленном движении. В логике, философии природы, в истории философии, в эстетике и т.д. – в каждой из этих областей Гегель стремился найти нить развития.

Вся классическая немецкая философия дышит диалектикой. Особо надо сказать о Фейербахе. Сам Фейербах в своих философских исследованиях диалектики не избегает. Он рассматривает связи явлений, их взаимодействия и изменения, единство противоположностей в развитии явлений (дух и тело, сознание человека и материальная природа). Им предпринята попытка найти взаимосвязь индивидуального и социального. Другое дело, что антропологический материализм не выпускал его из своих «объятий», хотя диалектический подход при рассмотрении явлений не был полностью ему чужд.

Классическая немецкая философия подчеркивала роль философии в разработке проблем гуманизма и предприняла попытки осмыслить человеческую жизнедеятельность. Шло это осмысление в разных формах и разными путями, но проблема была поставлена всеми представителями данного направления философской мысли.

К социально значимым следует отнести: исследование Кантом всей жизнедеятельности человека как субъекта нравственного сознания, его гражданской свободы, идеального состояния общества и реального общества с непрекращающимся антагонизмом между людьми и т.д.; идеи Фихте о первенстве народа перед государством, рассмотрение роли нравственного сознания в жизнедеятельности человека, социального мира как мира частной собственности, который охраняет государство; гегелевское учение о гражданском обществе, правовом государстве, частной собственности; упование Шеллинга на разум как средство реализации нравственной цели; стремление Фейербаха создать религию любви и гуманистическую этику.

Таково своеобразное единство гуманистических устремлений представителей классической немецкой философии.

Учет исторических судеб немецкой классической философии с очевидностью показывает высокую актуальность и большую значимость ее научного понимания.

 

 















Немецкие философы-просветители.

 

 

Рассмотрим особенности пестрого и противоречивого философского движения немецких просветителей. В их среде развивался деизм (Штош, Г.С.Реймарус), пантеизм (Лессинг, Гете, Гердер), историзм и стихийная диалектика (Винкельман, Лессинг, Гердер), естественнонаучные идеи (Вольф, Вейкард и "докритический" Кант), моральные проблемы и нравственное истолкование религии (Лессинг и др.), немецкая литература и эстетика (А.Баумгартен, Винкельман, Лессинг, Гете, Шиллер), материалистические учения (К.Л.Кнебель, Г.Форстер) и атеизм (М.Кнутцен, А.Эйнзидель, И.Г.Шульц и К.Кноблаух). Были также интуитивисты и иррационалисты Гаман и Якоби.

Мировоззрение Иоганна Вольфганга Гете (1749-1832) можно охарактеризовать как гилозоистический пантеизм, так как он провозглашал гимны природе и человеку, об этом особенно свидетельствует бессмертный "Фауст". Для Гете мир един и одновременно многообразен, познание целого и общего для него возможно только через особенное и отдельное. Он учил о так называемых "прафеноменах", непосредственном созерцании явлений, которое приводит к открытиям. Гете раскрывает диалектику явления и сущности, практики и теории.

Последняя для него бессмысленна, если оторвана от жизни. Его многое роднит с Шеллингом и Гегелем, однако еще большее отличает. Гете нельзя заставить смотреть на мир через очки той или иной философской рационалистической системы, какой бы изощренной она не была. Столь же своеобразно отношение Гете к религии. "Бог для нас все, – говорил он, – если мы стоим высоко; если мы стоим низко, он есть дополнение нашего убожества". Кто же истинно обладает наукой и искусством, "у того есть и религия; кто ими не обладает, у того пусть будет религия"[3].

Подобно Сократу с ростом познаний Гете осознавал еще глубже его ограниченность и безбрежность, непостижимость как мироздания, так и человека: "С каждым мигом растет мое неведение о самом себе". "Я все меньше понимаю кто я такой и что я должен". От Гете всегда требовали быть чем-то, христианином или атеистом, или-или, или поэтом, или ученым, но его невозможно определить, втиснуть в определенные и предзаданные границы.

Следующим представителем немецкого просвещения, оказавшего также громадное влияние на развитие немецкой культуры и, в особенности, литературы, был Готхольд Эфраим Лессинг (1729-1781). Его размышления и эстетические построения оказали во многом определяющее влияние на немецкое Просвещение и на личность самих немецких философов-классиков (особенно философская драма "Натан мудрый"). Лессинг пытался светским образом перетолковать религиозные тексты. Искусство, с его точки зрения, должно в какой-то мере заменить религию в деле нравственного воспитания и совершенствования человеческого рода. Об этом свидетельствуют его работа "Воспитание человеческого рода"(1780). Беседа Лессинга с Якоби, которая вошла в историю под названием "Спор о спинозизме" (1785-1787), характеризует его мировоззрение как пантеистическое, тяготеющее к материализму. Многие явления он пытался объяснить естественным путем, например, происхождения языка: "Язык не мог быть сообщен первому человеку при помощи чуда". Лесссинг считал весь мир одушевленным, признавая метемпсихоз: "Если природа никогда не совершает скачков, то и душа должна была пройти через все низшие "ступени", прежде чем она достигла уровня, на котором находится сейчас"[4].

Центральной фигурой немецкого Просвещения является Иоанн Готфрид Гердер (1744-1803). Он сыграл огромную роль в становлении национального самосознания и также оказал глубокое влияние на философскую мысль в Германии, особенно на Гегеля. В его работе "Исследование о происхождении языка"(1772) формулируется идея о единстве языка и мышления исходя из их естественного происхождения. Своей работой "Бог. Несколько диалогов" (1787) он принял участие в "споре о спинозизме", где поддерживал сторону Лессинга против Якоби. Нужно сказать, что этот спор велся не столько об аутентичном понимании учения Спинозы, сколько о разных направлениях пантеизма и совместимости с ним христианства.

В "диалогах" Гердер высказывает различные точки зрения, по нему чувствуется, что в немецкой культуре пробудилась мысль, однако в итоге теология побеждает, хотя эта победа не доказана логически, но вводится лишь рядом поверхностных и формальных суждений. По сути же для Гердера бытие каждой вещи покоится на внутренней необходимости и "все несет само себя". В своей наиболее известной работе "Идеи к философии истории человечества" (1784-1791) Гердер рассматривает историю общества как естественное продолжение развития природы. Разные народы представлены как единая цепь восхождения к гуманности[5].

Многие развитые в этой работе идеи и даже термины перекочуют затем в системы немецких философов ("жизнь мирового духа", "мир есть изображение его деятельных сил", "материя оживлена в природе все связано и организовано" и т.д.), особенно Гегеля. Однако в целом мировоззрение Гердера содержит много противоречий, так как он пытался согласовать трансцендентизм христианства с пантеизмом, в результате чего получилось нечто среднее и эклектичное.

 

Философия И.Канта.

 

Родоначальником классической немецкой философии является Иммануил. Кант (1724-1804). Философское творчество Канта делится на два периода: докритический (до начала 70-х годов) и критический. В первый период своей деятельности философ занимался исследованием вопросов естествознания и пытался дать их решение с материалистической позиции. Особенно большое значение для науки и философии имела гипотеза Канта о возникновении Солнечной системы из гигантской газовой туманности. В ней он высказал в самом общем виде диалектическую мысль об историческом возникновении и развитии Солнечной системы. И. Кант высказал предположение о замедлении вращения Земли благодаря действию приливов и отливов в океане.

С 70-х годов начинается критический период деятельности Канта. Он переходит на позиции философского дуализма и на основе критического анализа познавательных способностей человека разрабатывает новый круг проблем. Единство системы взглядов Канта в этот период определяется той связью, которую он придает постановке и решению следующих вопросов: Что я могу знать? Что я могу делать? На что я могу надеяться? Что такое человек? Ответ на первый вопрос ведет к решению проблемы границ познавательных возможностей человека.

Характерными чертами его теории познания являются агностицизм и априоризм. Приступая к анализу процесса познания, Кант исходил из того, что существует независимый от сознания людей внешний мир, мир «вещей в себе», который является источником наших ощущений. Наряду с ним, по Канту, существует мир явлений, который он называет природой, - это тот мир, который мы видим, воспринимаем, в котором мы живём и действуем. Мир явлений, или природа не обладает самостоятельным, независимым от человеческого сознания существованием, а возникает в результате воздействия «вещи в себе» на органы чувств и представляет собой не что иное, как совокупность человеческих представлений.

Мир явлений, создаваемых человеком, согласно учению Канта, совершенно не похож на мир «вещей в себе». Человек же имеет дело лишь с миром явлений. А если это так, то мир «вещей в себе» абсолютно не доступен ему. Человек о нём ничего не знает и не может знать, он не познаваем. Все, что человек знает, по Канту, относится лишь к миру явлений, т.е. к его собственным представлениям.

Мир явлений, согласно Канту, беспорядочен, хаотичен, в нём нет никакой закономерности, необходимости, он существует даже вне пространства и времени. И лишь человек в процессе познания вносит в этот хаос определенный порядок, помещает все явления в пространственные и временные рамки, сообщает им необходимость, закономерность, причинно-следственные связи. Получается, что человек создаёт, творит как мир явлений (поскольку он, по Канту, есть не что иное, как совокупность человеческих ощущений, представлений), так и законы, действующие в этом мире. Здесь отчётливо проявляется идеалистическая позиция Канта в вопросе о взаимоотношении человеческого сознания и природы[6].

И. Кант разработал сложную гносеологическую конструкцию, включив в процесс познания три этапа, три ступени. Первым идет этап чувственного познания. Он характеризуется способностью человека упорядочивать хаос ощущений при помощи их субъективных форм – пространства и времени. Таким путем образуется предмет чувственности, мир явлений. Вторая ступень – это область рассудка. Рассудок выполняет функцию подведения многообразия чувственного материала под единство понятия. Третья ступень – разум, обладающий, по мнению И. Канта, способностью руководить деятельностью рассудка, ставя перед ним определенные цели. Разум в отличие от рассудка порождает «трансцендентальные» идеи, выходящие за пределы опыта. Они выражают стремление разума к постижению «вещей в себе». Однако разум здесь бессилен. Как только он пытается выйти за границы опыта, вещи «бегут от него».

Признавая независимое существование объективной реальности и утверждая невозможность её познания, Кант пытается в одной философской системе объединить материализм и идеализм. Ведущим в этой системе оказывается идеализм.

Учение Канта преследует цель оправдать и обосновать религию. Человек, по мнению Канта, не в состоянии проникнуть в мир «вещей в себе». В этом мире находятся Бог, душа, свободная воля. И поэтому наука не в состоянии и не имеет права судить о Боге, о душе (доказывать отсутствие Бога или смертность души), ибо всё это ей не доступно. Единственно, по Канту, что может проникнуть в мир «вещей в себе», в состоянии оторваться от наблюдаемого мира явлений и заглянуть в потусторонний мир, - это религия, соединяющая человека с Богом, предоставляющая в потустороннем мире свободную волю, освобождая его от всевозможных тягот, которые его угнетают и преследуют в чувственном мире. Ограничив область знания, он дал место вере[7].

Заслугой И. Канта является то, что он первым в философии Нового времени показал сложность и противоречивость процесса познания. Эти его идеи нашли продолжение и более глубокую разработку в философии Г.В.Ф. Гегеля.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: