Студопедия


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

Немецкая классическая философия




Немецкая классическая философия представляет собой влиятельное течение философской мысли Нового времени. Она подводит итог ее развитию на данном отрезке западноевропейской истории. К этому течению относится философское учение И.Канта, И.Фихте, Г.Гегеля, Ф.Шеллинга, Л.Фейербаха. Они по-новому поставили многие философские и мировоззренческие проблемы, которые не в состоянии были решить ни рационализм, ни эмпиризм, ни просвещение. Этих мыслителей сближают общие идейно-теоретические корни, преемственность в постановке и разрешении проблем. Под «классической» понимается высочайший уровень ее представителей и значи­мость решаемых этой философией проблем.

Ста­новление классической формы философии в одном из учебников рассматривается, начиная с Декарта, и в этом есть своя логика. Авторами учебника выделяются следующие направления в классической философской традиции

I. Философия Просвещения (XVII - XVIII в.)

1. Рационализм: Р. Декарт, Б. Спиноза, Г.В. Лейбниц.

2. Эмпиризм: Т. Гоббс, Дж. Локк и др.

3. Французское Просвещение: Ф.М. Вольтер, Ш. Монтескье, Ж.Ж. Руссо, Ж.О. Ламетри, П. Гольбах, К. Гельвеций, Д. Дидро и др.

II. Немецкий идеализм (XVIII - XIX в.): И. Кант, И.Г. Фихте, Ф.В. Шеллинг, Г.В.Ф. Гегель и др.

Здесь как мы видим философия ХVII века, т.е. эпоха становления философии Нового времени отнесена авторами к философии Просвещения. Авторы, безусловно, правы и здесь нет противоречия, поскольку рационалистическая философия и философия эмпиризма эпохи Нового времени имели своего рода просвещенческий характер. Более того, на протяжении XVII-XIX столетий при всем разнообразии философских концеп­ций господствует модель философского подхода к миру, которую можно было бы обозначить как «рационализм и просвещение». Но что касается классической немецкой философии, то только с нее начинается смещение акцентов с анализа природы на исследование человека, человеческого мира и истории. Впервые представители немецкой классики осознают, что человек живет не в мире природы, а в мире культуры. Далее, в постклассический период, гносеологический и онтологический вектор в большей мере перемещается на проблему сущности и бытийности человека.

Характерными особенностями классической философии являются: во-первых, рационально-теоретическое сознание, с помощью которого можно объяснить самые разнообраз­ные явления духа и действительности; во-вторых, систематическое и целостное объяснение мира, которое основывается на естественной упорядоченности и гармонии мира (доступных ра­циональному пониманию); в третьих, поскольку в мире господствует естественный по­рядок, обусловленный взаимозависимыми процессами, (познанием которых и должен заниматься человек), то весь историко-философский процесс также есть определенная целостность.




По этому поводу Гегель писал, «история философии показывает... Что кажущиеся различными философские учения представляют собой лишь одну философию на различных ступенях ее развития...». Естественная (заданная бытием) упорядоченность мира высту­пала предметом и целью познания. С точки зрения классической филосо­фии человек несоизмеримо выше мира и бытия, ибо способен на рациональное познание. К удивлению многих, мир, в самом деле, оказывался таким, каким его создавала человеческая мысль по предзаданному плану (в чем человек уподоблен Богу). Это дало возможность утверждать, что философские выводы в отношении устройства мира обладают та­кой же степенью точности, как выводы геометрии или математики. Не случайно в философию была введена математическая терминология: «геометрический метод» Спинозы, методы точных наук Локка, математический метод Декарта, математическое естествознание и априорные схемы Канта, интеллектуальная инту­иция Фихте и пр.

Роль разума (разума познающего субъекта) в классической фи­лософии столь высока, что реальность (как нечто независимое от человека) и ее конструирование умом совпадают. В классическую эпоху был раз­работан категориальный аппарат и техника философского мышле­ния, особые способы аргументации и доказательства, отличные от конкретно-научного и характеризующие именно философский подход к опыту. Особенностью рациональных философских систем является их стремление к всеобъемлемости. В большей мере это проявилось в философской системе Гегеля.



Вершиной развития мировой философской мысли считаются достижения немецкой класси­ческой философии конца XVIII - первой поло­вины XIX вв. Немецкая классическая филосо­фия создала универсальную и всеобъемлющую картину мира, систематизировала основные знания человечества о природе, обществе, о процессе познания. Наивысшие достиже­ния философской классики относятся к творчеству Иммануила Канта (1724 - 1804) и Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770-1831).

Характерные черты немецкой классической философии:

1. Особое понимание роли философии в истории человечества, в развитии мировой культуры. Классические не­мецкие философы полагали, что философия призвана быть критической совестью культуры, «душой» культуры.

2. Исследовались не только человеческая история, но и человеческая сущность.

3. Все представители классической немецкой философии от­носились к философии как к специальнойсистеме философ­ских идей.

4. Классическая немецкая философия разрабатывает целост­ную концепцию диалектики.

5. Классическая немецкая философия подчеркивала роль фи­лософии в разработке проблемгуманизма и предприняла по­пытки осмыслить человеческую жизнедеятельность[3].

Можно утверждать, что представители классичес­кой немецкой философии пошли вслед за просветителями XVIII века и прежде всего французскими просветителями, провозгла­сив человека господином природы и духа, утверждая могущество разума. Одновременно они явились и выразителями той социаль­но-экономической, политической и духовной атмосферы, которая их окружала: феодальная раздробленность Германии, отсутст­вие национального единства, ориентация развивающейся бур­жуазии на различные компромиссы, (т.к. она после Великой французской революции испытывала страх перед любым револю­ционным развитием); желание иметь сильную монархическую власть и военную мощь.

Иммануила Канта

И. Кант - основоположник классической немецкой философии, совер­шил переворот в философии, суть которого состоит в рассмотрении познания как деятельности, протекаю­щей по своим законам. Главными произведениями являются - "Критика чистого разума" (теория познания), "Критика Практи­ческого разума (этическое учение), "Критика способ­ности суждения (эстетика).

Творчество Канта делится на два периода: докритический (с 1746 г. до 1770-х гг.) и критический (с 1770-х гг. до его смерти). В докритический период Кант занимался, главным образом, космологической проблематикой, т.е. вопросами происхождения и развития Вселенной. В своем труде «Всеобщая естественная история и теория неба» Кант обосновывает идею самообразова­ния Вселенной из «первоначальной туманности». Кант дал объяснение возникновения солнечной системы, опи­раясь на законы Ньютона. По Канту, Космос (природа) не является неизменным, внеисторичным об­разованием, а находится в постоянном движении, развитии. Космологическая концепция Канта в дальнейшем была развита Лапласом и вошла в историю под назва­нием «гипотезы Канта - Лапласа».

Второй, важнейший, период деятельности Канта связан с пе­реходом от онтологической, космологической проблематики к вопросам гносеологического и этического порядка. Этот период называется «критическим», т.к. он связан с выходом двух важ­нейших работ Канта - «Критика чистого разума», в которой он подверг критике познавательные возможности человека и «Кри­тика практического разума», в которой разбирается природа че­ловеческой нравственности. В этих работах Кант сформулиро­вал свои основные вопросы: «Что я могу знать?», «Что я должен делать?» и «На что я могу надеяться?» В ответах на эти вопросы раскры­вается сущность его философской системы.

В «Критике чистого разума» Кант дает определение метафизики как науки об абсолютном, но в границах человеческого разума. Знания по Канту основаны на опыте и чувственном восприятии. Кант подверг сомнению истинность всех знаний человечест­ва о мире, считая, что человек пытается проникнуть в суть вещей, познает ее с искажениями, которые исходят от его органов чувств. Он полагал, что вначале следует исследовать границы познавательных способностей че­ловека. Кант утверждал, что все наши знания о предметах – это знания не об их сущности (для обозначения которой философ ввел понятие «вещь в себе»), а лишь знание явлений вещей, т.е. о том, как вещи являют, обнаруживают себя нам. «Вещь в себе», по мнению философа, оказывается неуловимой и непознаваемой. В историко-философской лите­ратуре гносеологическую позицию Канта часто называют агно­стицизмом.

Теория познания Канта основана на признании су­ществования доопытного знания или апри­орного знания, являющегося врожденным. Первыми доопытными формами сознания являются пространство и время. Все, что познает человек, он познает в формах пространства и времени, но самим «вещам в себе» они не присущи. От чувств процесс познания переходит к рассудку, а от него к разуму. Рассудок, переходящий за свои границы, т.е. границы опыта – это уже разум. Роль разума, по Канту, выше других познавательных способностей человека. Способность к сверх­чувственному познанию, онназывал трансценден­тальной апперцепцией. Это значило, что человеку уже при рождении дана спо­собность ориентировки в пространстве и времени. И даже животные обладают врожденными инстинктами (например, маленькие утята идут к воде и начинают плавать без всякого обучения). Благодаря трансцендентальной апперцепции в человеческом сознании возможно постепенное накопление знаний, переход от врожденных идей к идеям разумного позна­ния.

Философская система Канта носит также название критического, или трансцендентального идеализма. Трансценденталиями (от лат. transcendere - переступать) называют доопытные, сверхчувственные понятия, которые познаются только интуитивно.

На этапе познания мира через практический разум человек, по И. Канту, использует знания, полученные с«помощью чис­того» или теоретического разума. Практический разум ори­ентирует человека на его поведение в обществе, в жизни вооб­ще. Основой поведения субъекта является «автономная воля» и правила, или максимы, вырабатываемые в обществе. Авто­номная воля побуждает человека к поступкам - добрым или злым. Самым существенным регулятором поведения людей, ограничивающим их волю, оказывается моральный закон, по Канту категорический императив.

Для Канта поведение человека должно основываться на трех максимумах:

1. Поступай согласно правилам, которые могут стать всеобщим законом.

2. В поступках исходи из того, что человек наивысшая ценность.

3. Все поступки должны делаться на благо обществу.

Этическое учение Канта имеет огромное теоретическое и практическое значение, оно ориентирует человека и общество на ценности моральных норм и недопустимость пренебрежения ими ради эгоистических интересов.

Таким образом, вся мораль в обществе должна основы­ваться на соблюдении чувства долга: человек должен по отно­шению к другим людям проявлять себя как разумное, ответст­венное и неукоснительно соблюдающее моральные правила существо.

И. Кант предлагал также, опираясь на категорический импе­ратив, изменить жизнь людей в обществе, создать новый «эти­ческий общественный строй».

Он считал, что люди живут как бы в двух измерениях:

1) среди регламентации и установлении, в государстве;

2) в процессе своей жизнедеятельности в обще­стве, в мире морали.

Мир, официально регламентируемый го­сударством и церковью, И. Кант не считал истинно человече­ским миром, так как такой мир, по его мнению, основывается на суевериях, обманах и пережитках животных влечений в че­ловеке.

Только общество, в котором поведение людей будет ре­гулироваться добровольным исполнением моральных законов, и прежде всего категорического императива, может дать истин­ную свободу человеку. Кант, сформулировав моральный закон - нравст­венный императив «поступай так, чтобы твое пове­дение могло стать всеобщим правилом», выдви­нул так же и идею о «вечном мире», основанном на экономической невыгодности и правовом запрете войны.

Идеи Канта продолжал и развивал философ Иоган Готлиб Фихте (1762-1814). Его концепция называлась «Наукоучение». Он считал, что философия - это основополагающая наука, по­могающая выработать единый метод познания. Главное в фи­лософском познании - это интеллектуальная интуиция. В про­цессе познания субъект взаимодействует с объектом, его созна­ние выступает как активное и творческое начало.

Процесс по­знания, по Фихте, проходит три этапа:

1) «Я» утверждает себя само, создает само себя;

2) «Я» противопоставляет себя «Не-Я», или объекту;

1) «Я» и «Не-Я», ограничивая друг друга, образуют синтез.

На естественный вопрос: «Существует ли объект без субъ­екта или нет?» - философия Фихте отвечает, что без субъекта нет и объекта. То есть только активное «Я», или воля субъекта, через взаимодействие с объектом, способна изменить мир и ут­вердить себя в нем.

Георга Вильгельма Фридриха Гегеля

Г. Гегель - один из самых выдающихся философов своего времени представи­тель немецкого классического идеализма. Философия Гегеля считается - завершением всей западной истории философии, завершением фило­софии Нового времени и классического немецкого идеализма.

Основные философские произведения. Гегеля: "Философия духа", "Наука логики", "Энциклопедия философских наук". Соответственно философская система состоит из трех частей: логика, философия природы и филосо­фия духа. По Гегелю, логика - важнейшая часть системы, это область "чистой мысли", существующей до субъекта и объекта. Логика предшествует истории и природе, она их творит. Логика делится на три части: учение о бытие, о сущности и понятии. По Гегелю, субъектив­ной логике (учению о человеческом мышлении) должна предшествовать логика объективная - учение о диалектическом саморазвитии Абсолютной идеи (Мирового Духа, Бога). Главное в философии Гегеля - дока­зать, что сознание, жизнь духа и мышления опреде­ляют законы природы и общества. Дух на своем выс­шем этапе развития (в искусстве, религии, филосо­фии) лишь воплощает то, что заложено в мышлении.

Гегель считает, что благодаря мышлению человек обнаруживает тождественность субъекта и объекта. Эту тождественность Гегель называет идеей. Обна­ружение идей, понимание человеком их достоинств вынуждает начинать философствовать не с субъекта, а с самих идей. Философия - это постижение мира в идеях. Для того чтобы возвысить философию до уровня нау­ки, Гегель строит систему идей и старается вывести из одной идеи последующую. Философия у Гегеля становится наукой идей, логикой движения идей, диалектической логикой.

Причиной движения идей являются противоречия. Противоречия неискоренимы и присущи каждой идее, именно они вынуждают идти человека от одной идеи к другой более совершенной, не абстрактной, а конкретной. От логики Гегель переходит к философии приро­ды. Созидательницей природы является идея, она порождает природу. Природа развивалась поэтапно: механизм, химизм, организм. Благодаря глубине и силе диалектической мысли Гегель в «Философии природы» высказал ряд ценных догадок о взаимной связи между отдельными ступенями органической и неорганической природы и закономерности всех явлений в мире.

Величайшая заслуга Гегеля - в разработке про­блем диалектики. Он вывел учения о диалектическом развитии как качественном изменении, переходе ста­рого в новое, движении от высших форм к низшим. Он открыл взаимосвязь между всеми процессами в мире. Гегель создал непревзойдённую систему кате­горий диалектики и открыл связь между ними: сущ­ность, содержание, общее, необходимое, закон, яв­ление, форма, единичное, случайное, - эти категории органично переходят друг в друга. Суть диалектического метода Гегеля выражена в схеме, которая на­зывается триадой (поскольку в ней три основных элемента).

Основные законы диалектики:

1) закона перехода количественных изменений в качественные;

2) закон единства и борьбы противоположностей;

3) закон отрицание отрицания.

В сфере социально - философских концепций Гегель высказал ряд ценных идей: о смысле истории, о понимании исторической закономерности, о роли личности в истории. Наибольшее влияние Гегель оказал на области философии государства и философии истории. Общая ми­ровая история рассматривается им как процесс само­сознания мирового духа и вместе с тем как «прогресс в сознании свободы». Свобода состоит в том, что че­ловек познает свое тождество с абсолю­том и отождествляет себя с образованием объектив­ного духа (государством и правом).

Последователи Гегеля, взявшие на вооружение его диалек­тический метод, стали называться младогегельянцами. Они же­лали изменения государственного строя, желали государствен­ных реформ. Сторонники сохранения старых форм жиз­ни - старогегельянцы - оправдывали разумностью действитель­ность феодально-сословного государства. В 30-е - 40-е годы XIX века в Германии, как и в других странах Европы, шла теоретическая борьба между двумя этими ветвями послегегелевской философии. В ней отражались и сила воздействия гегелев­ских идей на общество, и общественная потребность в реализа­ции прогрессивных идеалов.

К школе младогегельянцев в первоначальный период своей философской деятельности принадлежал Людвиг Фейербах (1803-1872).

Л. Фейербах в ряду немецких философов является представителем материалистического направления. Подвергнув критике идеализм, он выдвинул целост­ную и последовательную материалистическую карти­ну мира. Он рассматривает материю как природное объективное начало мира, глубоко анализирует такие свойства материи, как движение, пространство и время. Он разработал теорию познания, в которой выступает как сенсуалист, высоко оценивая роль чувств в познании. Он полагал, что человек познает мир через свои ощущения, которые рассматривал как проявление природы. Фейрбах обосновал с высокой оценкой роли чувств в познании. Фейербах обосновал объективную ценность человека в системе мира, критикуя религиозные представления о человеке как творении Бога; разработал ос­новные принципы гуманизма, исходя из представлений о том, что человек совершенная часть природы.

Фейербах является родоначальником ан­тропологического материализма, но в то же время он ос­тавался идеалистом в понимании общества. Он утверждал, что исторические эпохи различаются переменами в религиозном сознании. Христианство провозглашает любовь как главную творческую духовную силу, изменяющую мораль, отношение человека к человеку. По Фейербаху, любовь к богу выражает и любовь к человеку, так как бог есть отчужденная сущность че­ловека. Через религию человек выражает свое чувство любви, устремленное к бессмертию. В этом духовном стремлении вы­ражены и родовая сущность человека, и его идущая от родовой сущности идеальная сущность. Нравственное перерождение людей для Фейербаха становится движителем общественного развития. Его философия завершила классический этап немецкой философии и заложила основы не­мецкого материализма.

Вопросы для самопроверки

(первый уровень воспроизведения материала)

1. Назвать исторические рамки и основные черты немецкой классической философии.

2. Каковы особенности философии Канта докритического и критического периодов?

3. В чем суть основных законов диалектики, сформулированных Гегелем?





Дата добавления: 2015-05-12; просмотров: 45418; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Увлечёшься девушкой-вырастут хвосты, займёшься учебой-вырастут рога 9727 - | 7634 - или читать все...

Читайте также:

 

3.209.80.87 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.007 сек.