- На какие три разряда по значению делятся все сочинительные союзы?
- Рассмотрите рисунки. Как они помогают вам разграничивать значения сочинительных союзов?
(Ответы обучающихся)
(соединительные – имеют значение соединения: И ЭТО, И ТО;
противительные – имеют значение противопоставления: НЕ ЭТО, А ТО;
разделительные – имеют значение разделения: ИЛИ ЭТО, ИЛИ ТО)
(Работа с таблицей)
- Обратите внимание на таблицу, в которой дается перечень сочинительных союзов, их разряды. Запомните условия постановки запятой в составных и повторяющихся союзах: запятая ставится перед второй частью или перед повторяющимся союзом.
Закрепление.
(Работа с раздаточным материалом)
Практическая работа №1.
- Перед вами предложения с сочинительными союзами. Задание: расставьте знаки препинания в записанных на доске схемах, объясните значение союзов, назовите их разряды. К 4 и 5 предложениям составьте схемы самостоятельно.
Практическая работа №2.
- Многие русские художники находили приют в подмосковном имении Абрамцеве – бывшем имении С.Т.Аксакова, писателя, которого называли живописцем слова. Давайте и мы заглянем в творческую мастерскую писателя и на примере текста – отрывка из книги «Детские годы Багрова-внука» попытаемся выявить приемы обращения Аксакова со словом, а также найдем сочинительные союзы и выражаемые ими различные смысловые отношения, которые в своем художественном единстве помогают писателю достичь такого глубокого содержания.
|
|
(Выразительное чтение текста учителем)
- Для работы нам понадобятся три группы, каждая получает задание. Время выполнения - 5 минут.
(см. приложение)
Контроль выполнения работы:
1) Предоставляется слово первой группе.
(Из первого предложения этого текста мы можем узнать, что в нем говорится о весен-нем пробуждении природы. Если тема определена в 1 первом предложении, то основ-ная мысль выражена в последнем: «Я сам почувствовал в себе новую жизнь, сделался частью природы». Пробудившаяся от зимнего сна природа не может оставить равноду-шным человеческое сердце, которое переполняют волнение, ощущение радости жизни.
Текст представляет собой описание природы и внутреннего состояния человека. Мы видим картину таяния снега, которая дополняется лаконичным описанием других предметов (почернели крыши и стены, голые сучья деревьев, серое небо, туман серого воздуха). Ключевыми словами в этом тексте будут: оттепель, таять, чувствовал, волнение, весна, проталины, победа, радость, пробудясь, новая жизнь, движение, часть природы.)
- Почему в тексте так много слов, обозначающих человеческие чувства?
|
|
(Автор не просто наблюдает эти картины: они в нем пробуждают целую гамму чувств, поэтому описание среды дополняется описанием состояния человека. Это придает те-ксту тонкий психологизм, проникновенное лирическое звучание.)
- Что мы можем сказать о лирическом герое?
(Это наблюдательный, чуткий человек, способный увидеть своеобразную прелесть ве-сеннего ненастья, Судя по тому, с каким нетерпением герой ожидает прихода весны, как бурно, открыто выражает свои чувства, можно предположить, что это ребенок. Все вызывает никогда не испытанное волнение, и это душевное состояние Сережи Багрова передается читателям. Вместе с героем мы следим за каждым шагом весны и празд-нуем его как победу, слушаем, смотрим, обмираем от волнения, испытываем неизъ-яснимую радость, чувство единения с природой.)
- Как вы думаете, почему в тексте так много имен прилагательных, глаголов?
(Т.К. это текст-описание, то особую роль играют имена прилагательные (голые, грязные, мутная, серая, сырой, чудная, полная, молодая, торопливая, новая и др.). Движение картине придают глаголы, среди них обращают на себя внимание глаголы, обозначающие состояние (чувствовал, слушал, торжествовался, замирало и др.)
- Какова роль местоимения «я»?
(Связующая роль отводится местоимению «я», которое привносит в текст ярко выра-женное личностное начало.)
2) - Полнота картины, лирическая взволнованность создаются с помощью синтакси-ческих средств языка.
Предоставляется слово 2 группе.
(В тексте много предложений с однородными членами предложения, связанными как перечислительной интонацией, так и соединительным союзом И. Однородные члены предложения не только называют объекты наблюдений, но и подчеркивают множес-твенность, бесконечность примет весны, усиливая наше впечатление. Благодаря им текст приобретает особое эмоциональное звучание. Соединение разделительным сою-зом ТО-ТО делает текст динамичным. В тексте несколько сложных предложений с различными видами связи: бессоюзной, сочинительной, подчинительной (примеры). Последнее предложение с однородными сказуемыми, соединенными соединительным союзом И, содержит мысль о единстве (как раз союз И передает значение соединения, единения) человека и природы. Эта идея и является основной мыслью текста.)
Обобщение учителя:
- Таким образом, в результате проведенной работы мы с вами обнаружили, что сочи-нительные союзы помогают автору передать движение в картине, обилие СП с различ-ными видами связи позволяет автору раскрыть сложность, полноту, богатство изобра-жаемой картины природы и внутреннего состояния человека.
3) – Проверка работы 3 группы (интерактивная доска)
Обобщение.
- Анализ языковых и синтаксических средств языка убеждает нас не только в том, что проза С.Т.Аксакова – образец словесной пейзажной живописи, но и помогает увидеть и понять особенности употребления сочинительных союзов, их роль в организации смысловых отношений. Конечно же, это только часть тех приемов, которые исполь-зует писатель для создания художественных образов природы и внутреннего состоя-ния человека. Но уже это учит нас понимать и любить природу и человека, Родину и родное слово.
5. Итоги урока и Д/З:
- Назовите разряды сочинительных союзов.
- Союзы какого разряда не встретились в тексте С.Т.Аксакова? (противительные) Назовите их.
- Дома составьте или выпишите из художественных произведений 5-6 предложений с сочинительными союзами, используйте союзы всех трех разрядов.
- Большое спасибо за урок. Оценки за работу на уроке.
|
|
Приложение
Карточка № 1
Раскрыть скобки. Определить часть речи.
(В)течении(е,и) месяца; (в)следстви(е,и) (не)погоды; шел по тропинке,
(не)смотря под ноги; узнал (в)последствии(е,и); (не)смотря на жару; (в)виду
болезни; включить (в)следстви(е,и) новые документы; имей это (в)виду;
поговорить (на)счет похода; (в)виде бабочки; (в)продолжении(е,и) дня.
Карточка № 2
Синтаксический разбор сложного предложения. Расставить знаки
препинания.
Снег быстро начал таять и везде показалась вода.
Группа № 1
Каков смысл заглавия? Определите тему, основную мысль текста.
Назовите ключевые слова, которые помогают выполнить данное задание.
Группа № 2
Найдите синтаксические средства языка и определите их роль в тексте.
(инверсия, ряды однородных членов предложения, сложные предложения, их
вид по способу связи)
Группа № 3
В выделенных предложениях расставьте недостающие знаки препинания, объясняя
пунктограммы (подчеркните грамматические основы, однородные члены предложения.
Приложение № 12
ТЕМА: Обобщение и систематизация по теме «Деепричастие»
(урок-викторина с использованием элементов здоровьесберегающих технологий в 7 классе)
ЦЕЛЬ: обобщение и систематизация знаний по пройденной теме, проверка усвоения материала.
ЗАДАЧИ:
образовательная: - закрепить полученные знания;
- развивать умение работать с языковым материалом (разбор и анализ изученных языковых единиц);
- совершенствовать полученные навыки при изучении данной темы;
развивающая: - продолжить работу по формированию навыка правильного упот-
ребления деепричастий, выделения их знаками препинания, прак-
тического умения употреблять правило написания НЕ с деепричас-
|
|
тиями;
- расширить словарный запас обучающихся за счет включения в речь
деепричастий;
воспитательная: - привить навыки работы в группе, усвоить правила работы в кол-
лективе;
- способствовать становлению чувства ответственности в ходе совмест-
ной работы.
ФОРМА УРОКА: урок-викторина
ТИП УРОКА: комбинированный
ПРИЕМЫ: наблюдение, сопоставление, сравнение, слово учителя, работа со схемами, развитие речи
ОБОРУДОВАНИЕ: раздаточный материал; необходимые записи на доске (табло для занесения результатов); сигнальные карточки; музыкальное офор-мление (музыка из передачи «Что? Где? Когда?»); таблички с наз-ванием команд, контрольные листы, чистые листы бумаги, маркеры, опорные схемы.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ
ПОДГОТОВКА: формирование команд (выбор названия, девиза), проведение жеребьевки.
ОБОСНОВАНИЕ
ВЫБОРА ФОРМЫ
УРОКА: данная форма урока позволяет вовлечь учеников в активную деятель-
ность, стимулировать их к действию, создать атмосферу доброжелате-льности, непринужденности общения. Бригадный метод способствует
развитию ответственности, т.к. обучающиеся начинаю контролиро-вать свое поведение, и успех команды зависит от каждого.
ХОД УРОКА:
(звучит музыка)
Слово учителя.
- Добрый день, ребята! Я рада вас приветствовать на интеллектуальной игре-вик-торине. Цель нашего занятия – обобщение и систематизация знание по теме: «Деепричастие».
Для начала познакомимся с правилами викторины.
- В игре участвуют три команды, каждая из которых получает задание. На его выпол нение отводится определенное количество времени. Выбранные ответы записываются на специальных листах бумаги, или работа проводится на раздаточном материале.
- В каждой команде есть «тренер», который наблюдает, помогает, оценивает работу каждого члена своей команды, занося результаты в контрольной лист.
- После выполнения каждого задания – обсуждение и занесение результатов в табло.
- Оценивает работу учитель по 5-балльной системе.
- Сигнальные карточки: зеленый цвет – «готовы отвечать»
красный цвет – «вопрос»
- Итак, игра начинается. Желаю успеха!
2. Викторина.
Учитель: 1 задание – «Представление команд». Давайте познакомимся с участниками нашей викторины.
(команды дружно произносят свои названия, девизы)
Учитель: подводит итог.
Учитель: 2 задание – «Разминка»
(команды получают теоретическое задание-тест)
- Время выполнения – 1 мин. На специальных листах бумаги пометьте номер вы-бранного вами ответа. Готовность к ответу продемонстрируйте сигнальными кар-точками зеленого цвета. А если будут возникать вопросы, тогда можно восполь-зоваться сигнальными карточками красного цвета.
(ответ: 1) – 4; 2) – 3; 3) – 4;)
Учитель: 3 задание – Найдите предложение, где, помимо основного действия, есть еще и до-
бавочное. Время выполнения – 1 мин.
(ребята работают маркерами, занося правильный ответ на специальный лист бумаги)
(ответ: 4)
Учитель: 4 задание – Найдите предложение с деепричастным оборотом. Графически обозначьте его. Расставьте знаки препинания.
(2 мин. Команды работают с раздаточным материалом)
(ответ: 2,5)
Учитель: - Дайте правильный ответ, объясняя свой выбор.
Учитель: 5 задание – Какое предложение подходит к данному деепричастному обороту?
(1 мин. Заносят правильный ответ на лист бумаги)
(ответ: 2)
Учитель: 6 задание – Какой из предложенных деепричастных оборотов правильный?
(1 мин. Ответ заносят на чистый лист бумаги)
(ответ: 4)
Учитель: 7 задание – Постройте схему, соответствующую данному предложению
(1 мин. Ребята работают маркерами на чистом листе бумаги)
Учитель: 8 задание – «Знаешь ли ты стихотворения, сказки, басни?»
- учитель читает начало предложений, ученики заканчивают (дописывают), называя
произведение, автора, обозначая деепричастия.
(работают маркерами на специальном листе бумаги, обозначают деепричастия, называя произведение и его автора. 5 мин.)
1) «Под голубыми небесами, великолепными коврами.. / блестя на солнце, снег ле-
жит» / (А.С.Пушкин «Зимнее утро»)
2) «Раз царевна молодая, милых братьев … / поджидая, пряла, сидя у окна» / (А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне»)
3) «Кто штык точил… / ворча сердито, кусая длинный ус» / (Ю.М.Лермонтов «Бородино»)
4) «Свинья под дубом вековым наелась желудей досыта, до отвала…/ наевшись, вы-
спалась, под ним» / (И.А.Крылов «Свинья под дубом»)
5) «Волк ночью… / думая залезть в овчарню, попал на псарню» / (И.А.Крылов «Волк на псарне»)
Учитель: зачитывает правильные ответы, заносит результаты в табло. При обсуждении за
каждый правильный ответ ставят «+». Оценивается по 5-балльной системе.
Учитель: 9 задание – Раскройте скобки, вставляя пропущенные буквы. Расставьте знаки пре
пинания»
(3 мин. Работают с раздаточным материалом)
Учитель: 10 задание – «Творческий конкурс». Состоит из двух заданий (оценивается каждое):
«Поделись рецептом» и «Допиши»
1) «Поделись рецептом»
- Все вы знаете, что на наше здоровье влияет множество факторов. К одним из са-
мых важных относится здоровая пища. (Работа с опорными схемами) Используя
слова, называющие «правильные» продукты питания, и деепричастия, составьте
рецепт «здорового салата».
2) «Допиши»
- Используя первое и последнее предложения («Наступила зима ….. Пришли весе-
лые деньки»), деепричастия, ключевые слова (мороз, радостно, солнце, деревья,
птица, яркий) допишите предложения так, чтобы у вас получился связный текст.
(музыкальная пауза)
(15 мин. Каждая команда может разделиться на две подгруппы. Учитель в это время
проверяет выполнение 9 задания)
Учитель: чтение и обсуждение выполненных заданий. Занесение результатов в табло.