Объяснение новой темы

- На какие три разряда по значению делятся все сочинительные союзы?

- Рассмотрите рисунки. Как они помогают вам разграничивать значения сочинительных союзов?

(Ответы обучающихся)

(соединительные – имеют значение соединения: И ЭТО, И ТО;

противительные – имеют значение противопоставления: НЕ ЭТО, А ТО;

разделительные – имеют значение разделения: ИЛИ ЭТО, ИЛИ ТО)

(Работа с таблицей)

- Обратите внимание на таблицу, в которой дается перечень сочинительных союзов, их разряды. Запомните условия постановки запятой в составных и повторяющихся союзах: запятая ставится перед второй частью или перед повторяющимся союзом.

Закрепление.

(Работа с раздаточным материалом)

 

Практическая работа №1.

- Перед вами предложения с сочинительными союзами. Задание: расставьте знаки препинания в записанных на доске схемах, объясните значение союзов, назовите их разряды. К 4 и 5 предложениям составьте схемы самостоятельно.

 

Практическая работа №2.

- Многие русские художники находили приют в подмосковном имении Абрамцеве – бывшем имении С.Т.Аксакова, писателя, которого называли живописцем слова. Давайте и мы заглянем в творческую мастерскую писателя и на примере текста – отрывка из книги «Детские годы Багрова-внука» попытаемся выявить приемы обращения Аксакова со словом, а также найдем сочинительные союзы и выражаемые ими различные смысловые отношения, которые в своем художественном единстве помогают писателю достичь такого глубокого содержания.

(Выразительное чтение текста учителем)

- Для работы нам понадобятся три группы, каждая получает задание. Время выполнения - 5 минут.

(см. приложение)

Контроль выполнения работы:

1) Предоставляется слово первой группе.

(Из первого предложения этого текста мы можем узнать, что в нем говорится о весен-нем пробуждении природы. Если тема определена в 1 первом предложении, то основ-ная мысль выражена в последнем: «Я сам почувствовал в себе новую жизнь, сделался частью природы». Пробудившаяся от зимнего сна природа не может оставить равноду-шным человеческое сердце, которое переполняют волнение, ощущение радости жизни.

Текст представляет собой описание природы и внутреннего состояния человека. Мы видим картину таяния снега, которая дополняется лаконичным описанием других предметов (почернели крыши и стены, голые сучья деревьев, серое небо, туман серого воздуха). Ключевыми словами в этом тексте будут: оттепель, таять, чувствовал, волнение, весна, проталины, победа, радость, пробудясь, новая жизнь, движение, часть природы.)

 

- Почему в тексте так много слов, обозначающих человеческие чувства?

(Автор не просто наблюдает эти картины: они в нем пробуждают целую гамму чувств, поэтому описание среды дополняется описанием состояния человека. Это придает те-ксту тонкий психологизм, проникновенное лирическое звучание.)

 

- Что мы можем сказать о лирическом герое?

(Это наблюдательный, чуткий человек, способный увидеть своеобразную прелесть ве-сеннего ненастья, Судя по тому, с каким нетерпением герой ожидает прихода весны, как бурно, открыто выражает свои чувства, можно предположить, что это ребенок. Все вызывает никогда не испытанное волнение, и это душевное состояние Сережи Багрова передается читателям. Вместе с героем мы следим за каждым шагом весны и празд-нуем его как победу, слушаем, смотрим, обмираем от волнения, испытываем неизъ-яснимую радость, чувство единения с природой.)

 

- Как вы думаете, почему в тексте так много имен прилагательных, глаголов?

(Т.К. это текст-описание, то особую роль играют имена прилагательные (голые, грязные, мутная, серая, сырой, чудная, полная, молодая, торопливая, новая и др.). Движение картине придают глаголы, среди них обращают на себя внимание глаголы, обозначающие состояние (чувствовал, слушал, торжествовался, замирало и др.)

 

- Какова роль местоимения «я»?

(Связующая роль отводится местоимению «я», которое привносит в текст ярко выра-женное личностное начало.)

 

2) - Полнота картины, лирическая взволнованность создаются с помощью синтакси-ческих средств языка.

  Предоставляется слово 2 группе.

(В тексте много предложений с однородными членами предложения, связанными как перечислительной интонацией, так и соединительным союзом И. Однородные члены предложения не только называют объекты наблюдений, но и подчеркивают множес-твенность, бесконечность примет весны, усиливая наше впечатление. Благодаря им текст приобретает особое эмоциональное звучание. Соединение разделительным сою-зом ТО-ТО делает текст динамичным. В тексте несколько сложных предложений с различными видами связи: бессоюзной, сочинительной, подчинительной (примеры). Последнее предложение с однородными сказуемыми, соединенными соединительным союзом И, содержит мысль о единстве (как раз союз И передает значение соединения, единения) человека и природы. Эта идея и является основной мыслью текста.)

Обобщение учителя:

- Таким образом, в результате проведенной работы мы с вами обнаружили, что сочи-нительные союзы помогают автору передать движение в картине, обилие СП с различ-ными видами связи позволяет автору раскрыть сложность, полноту, богатство изобра-жаемой картины природы и внутреннего состояния человека.

 

3) – Проверка работы 3 группы (интерактивная доска)

Обобщение.

- Анализ языковых и синтаксических средств языка убеждает нас не только в том, что проза С.Т.Аксакова – образец словесной пейзажной живописи, но и помогает увидеть и понять особенности употребления сочинительных союзов, их роль в организации смысловых отношений. Конечно же, это только часть тех приемов, которые исполь-зует писатель для создания художественных образов природы и внутреннего состоя-ния человека. Но уже это учит нас понимать и любить природу и человека, Родину и родное слово.

 

 

5. Итоги урока и Д/З:

- Назовите разряды сочинительных союзов.

- Союзы какого разряда не встретились в тексте С.Т.Аксакова? (противительные)    Назовите их.

- Дома составьте или выпишите из художественных произведений 5-6 предложений с сочинительными союзами, используйте союзы всех трех разрядов.

- Большое спасибо за урок. Оценки за работу на уроке.

 

                                                                                                                          

 Приложение

 

Карточка № 1

Раскрыть скобки. Определить часть речи.

(В)течении(е,и) месяца; (в)следстви(е,и) (не)погоды; шел по тропинке,

(не)смотря под ноги; узнал (в)последствии(е,и); (не)смотря на жару; (в)виду

болезни; включить (в)следстви(е,и) новые документы; имей это (в)виду;

поговорить (на)счет похода; (в)виде бабочки; (в)продолжении(е,и) дня.

 

Карточка № 2

Синтаксический разбор сложного предложения. Расставить знаки

препинания.

Снег быстро начал таять и везде показалась вода.

 

Группа № 1

Каков смысл заглавия? Определите тему, основную мысль текста.

Назовите ключевые слова, которые помогают выполнить данное задание.

 

Группа № 2

 

Найдите синтаксические средства языка и определите их роль в тексте.

(инверсия, ряды однородных членов предложения, сложные предложения, их

вид по способу связи)

 

Группа № 3

В выделенных предложениях расставьте недостающие знаки препинания, объясняя

пунктограммы (подчеркните грамматические основы, однородные члены предложения.

                                                                                                         

                                                                                                                   

 

 

Приложение № 12

ТЕМА: Обобщение и систематизация по теме «Деепричастие»

(урок-викторина с использованием элементов здоровьесберегающих технологий в 7 классе)

 

 

ЦЕЛЬ: обобщение и систематизация знаний по пройденной теме, проверка усвоения    материала.

 

 

ЗАДАЧИ:

образовательная: - закрепить полученные знания;

- развивать умение работать с языковым материалом (разбор и анализ изученных языковых единиц);

- совершенствовать полученные навыки при изучении данной темы;

развивающая:    - продолжить работу по формированию навыка правильного упот-

                         ребления деепричастий, выделения их знаками препинания, прак-

                         тического умения употреблять правило написания НЕ с деепричас-

                         тиями;

                       - расширить словарный запас обучающихся за счет включения в речь

                         деепричастий;

воспитательная: - привить навыки работы в группе, усвоить правила работы в кол-

                            лективе;

                       - способствовать становлению чувства ответственности в ходе совмест-

                         ной работы.

 

 

ФОРМА УРОКА: урок-викторина

 

ТИП УРОКА:      комбинированный

 

ПРИЕМЫ:          наблюдение, сопоставление, сравнение, слово учителя, работа со    схемами, развитие речи

 

ОБОРУДОВАНИЕ: раздаточный материал; необходимые записи на доске (табло для                      занесения результатов); сигнальные карточки; музыкальное офор-мление (музыка из передачи «Что? Где? Когда?»); таблички с наз-ванием команд, контрольные листы, чистые листы бумаги, маркеры, опорные схемы.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ

ПОДГОТОВКА: формирование команд (выбор названия, девиза), проведение жеребьевки.

ОБОСНОВАНИЕ

ВЫБОРА ФОРМЫ

УРОКА:                 данная форма урока позволяет вовлечь учеников в активную деятель-

                               ность, стимулировать их к действию, создать атмосферу доброжелате-льности, непринужденности общения. Бригадный метод способствует

                                     развитию ответственности, т.к. обучающиеся начинаю контролиро-вать свое поведение, и успех команды зависит от каждого.

 

ХОД УРОКА:

(звучит музыка)

Слово учителя.

       - Добрый день, ребята! Я рада вас приветствовать на интеллектуальной игре-вик-торине. Цель нашего занятия – обобщение и систематизация знание по теме: «Деепричастие».

          Для начала познакомимся с правилами викторины.

           - В игре участвуют три команды, каждая из которых получает задание. На его выпол нение отводится определенное количество времени. Выбранные ответы записываются на специальных листах бумаги, или работа проводится на раздаточном материале.

          - В каждой команде есть «тренер», который наблюдает, помогает, оценивает работу каждого члена своей команды, занося результаты в контрольной лист.

         - После выполнения каждого задания – обсуждение и занесение результатов в табло.

         - Оценивает работу учитель по 5-балльной системе.

         - Сигнальные карточки: зеленый цвет – «готовы отвечать»

                                                    красный цвет – «вопрос»

       - Итак, игра начинается. Желаю успеха!

 

2. Викторина.

Учитель: 1 задание – «Представление команд». Давайте познакомимся с участниками нашей викторины.

(команды дружно произносят свои названия, девизы)

 

Учитель: подводит итог.

 

Учитель: 2 задание – «Разминка»

(команды получают теоретическое задание-тест)

            - Время выполнения – 1 мин. На специальных листах бумаги пометьте номер вы-бранного вами ответа. Готовность к ответу продемонстрируйте сигнальными кар-точками зеленого цвета. А если будут возникать вопросы, тогда можно восполь-зоваться сигнальными карточками красного цвета.

(ответ: 1) – 4; 2) – 3; 3) – 4;)

 

Учитель: 3 задание – Найдите предложение, где, помимо основного действия, есть еще и до-

            бавочное. Время выполнения – 1 мин.

(ребята работают маркерами, занося правильный ответ на специальный лист бумаги)

(ответ: 4)

 

Учитель: 4 задание – Найдите предложение с деепричастным оборотом. Графически        обозначьте его. Расставьте знаки препинания.

(2 мин. Команды работают с раздаточным материалом)

(ответ: 2,5)

 

Учитель: - Дайте правильный ответ, объясняя свой выбор.

 

Учитель: 5 задание – Какое предложение подходит к данному деепричастному обороту?

(1 мин. Заносят правильный ответ на лист бумаги)

(ответ: 2)

 

Учитель: 6 задание – Какой из предложенных деепричастных оборотов правильный?

(1 мин. Ответ заносят на чистый лист бумаги)

(ответ: 4)

 

Учитель: 7 задание – Постройте схему, соответствующую данному предложению

(1 мин. Ребята работают маркерами на чистом листе бумаги)

 

Учитель: 8 задание – «Знаешь ли ты стихотворения, сказки, басни?»

            - учитель читает начало предложений, ученики заканчивают (дописывают), называя

            произведение, автора, обозначая деепричастия.

(работают маркерами на специальном листе бумаги, обозначают деепричастия, называя произведение и его автора. 5 мин.)

1) «Под голубыми небесами, великолепными коврами.. / блестя на солнце, снег ле-

жит» / (А.С.Пушкин «Зимнее утро»)

2) «Раз царевна молодая, милых братьев … / поджидая, пряла, сидя у окна» / (А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне»)

3) «Кто штык точил… / ворча сердито, кусая длинный ус» / (Ю.М.Лермонтов «Бородино»)

4) «Свинья под дубом вековым наелась желудей досыта, до отвала…/ наевшись, вы-

спалась, под ним» / (И.А.Крылов «Свинья под дубом»)

5) «Волк ночью… / думая залезть в овчарню, попал на псарню» / (И.А.Крылов «Волк на псарне»)

 

Учитель:  зачитывает правильные ответы, заносит результаты в табло. При обсуждении за

      каждый правильный ответ ставят «+». Оценивается по 5-балльной системе.

 

Учитель: 9 задание – Раскройте скобки, вставляя пропущенные буквы. Расставьте знаки пре

               пинания»

(3 мин. Работают с раздаточным материалом)

 

Учитель: 10 задание – «Творческий конкурс». Состоит из двух заданий (оценивается каждое):

             «Поделись рецептом» и «Допиши»

1) «Поделись рецептом»

- Все вы знаете, что на наше здоровье влияет множество факторов. К одним из са-

мых важных относится здоровая пища. (Работа с опорными схемами) Используя

слова, называющие «правильные» продукты питания, и деепричастия, составьте

рецепт «здорового салата».

2) «Допиши»

- Используя первое и последнее предложения («Наступила зима ….. Пришли весе-

лые деньки»), деепричастия, ключевые слова (мороз, радостно, солнце, деревья,

птица, яркий) допишите предложения так, чтобы у вас получился связный текст.

       (музыкальная пауза)

(15 мин. Каждая команда может разделиться на две подгруппы. Учитель в это время

проверяет выполнение 9 задания)

Учитель: чтение и обсуждение выполненных заданий. Занесение результатов в табло.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: