Художественное пространство - один из важнейших компонентов произведения

1. Определяем, какое пространство описывает автор (бытовое, сказочное,      романтическое, природное).

С какой точки зрения описываются.

2. В каком отношении находятся пространства в произведении (не пересекаются,

противоположны, переплетаются, принадлежат отдельным героям). Почему?

3. Закрытые или открытые эти пространства, почему?

4. Статично или динамично, почему?

5. Наполненное (чем?) или пустое.

6. Соответствует ли тип персонажа пространству и почему?

7. Вывод. Каков образ пространственного мира писателя?

Дорога как пространственная форма

1. Когда движение в пространстве становится направленным, появляется одна их  важнейших пространственных форм - дорога.

2.  Дорога - тип художественного пространства, путь - движение героя в этом     пространстве

3. Принадлежат да герои дороге (устремленные, имеющие цель, движущиеся) или статичны (бесцельны).

4. Какова траектория движения героя (цель мелкая - короткая, или иная).

5. Что символизирует дорога:

а) конкретное реальное пространство,

б) символизирует путь внутреннего развития героя, его судьбы,

в) служит изображению его психологии,

г) выражает концепцию исторического развития страны или народа.

6. Помогает ли раскрытию смысла изображаемых событий и идейного замысла?

7. Автор - человек пути или нет. Его идеал дорога, движение и бесконечность или    нет.

Художественное время

События в произведении могут предшествовать друг другу, следовать друг за    другом и т. д. Читатель должен замечать время, даже если о нем ничего специально не говорится. Где нет событий, там нет времени.

1. Какое время описано в произведении? Настоящее, прошедшее, будущее?         Бытовое, мифологическое, христианское и т. д. Почему?

2. Одно или несколько времен?

3. Каковы отношения между временами, совпадают, переплетаются, следуют одно    за другим и т. д.? Почему?

4.   Авторское отношение ко времени:

а) не поспевает за быстро меняющимися событиями,

б) созерцает,

в) активно включается,

г) останавливает, выключает время из произведения.

(Лев Толстой «Философические рассуждения»)

Мотив

           Мотив - устойчивый смысловой элемент текста, повторяющийся в произведении.

1. Есть ли в произведении повторяющееся слова? Какое из них несет наибольшую

смысловую нагрузку?

2. Как повторение слова  влияет на сюжет? Выражает ли идею произведения.

Если - да, то это - мотив.

3. Как мотив помогает выстроить сюжет и оформить композицию?

4. Традиционный или оригинальный мотив в произведении?

5. Как он связан с судьбой автора?

 

 

План анализа текста

(комплексный)

 

1 Тема. Отметьте средства, позволяющие это сделать:

а) начало;

б) ключевые слова, предложения.

2. Определите тип текста.

3. Укажите синтаксические особенности текста:

          а) количество предложений и преобладающие типы предложений;

          б) способ связи предложений;

          в) средства связи частей текста, способ создания его мыслительной и           грамматической цельности (порядок слов, порядок слов, градация ударений, лексические повторы, местоимения-заместители, союзы).

4. Определите стиль текста:

а) охарактеризуйте влияние речевой ситуации на стиль текста;

б) выясните, к какому стилю принадлежит текст;

в) найдите стилистические средства (фонетические, лексические,   слово- образовательные, морфологические, синтаксические).

5. Орфографический и пунктуационный анализ.

Принципы и приёмы анализа литературного произведения

Содержание:

1. Тема.

а) Конкретно-исторические.

б) Вечные.

2. Проблематика.

а) Мифологическая.

б) Социокультурная.

в) Национальная.

г) Романная.

д) Философская.

Идея.

Формы:

1. Поэтика названия.

а) Прямой.

б) Переносный смысл.

2. Композиция:

-линейная или последовательная.

-обратная.

-рамочная.

-ретроспективная.

-вершинная.

-зеркальная.

-кольцевая.

-челночная.

3. Конфликт:

-семейный,

-любовный,

-философский,

-социально-политический,

-бытовой,

-нравственный.

4. Система персонажей:

-главные,

-второстепенные,

-внесценические или эпизодические.

5. Время и пространство. (Хронотоп)

Основные свойства хронотопа:

-условность.

-дискретность.

-фрагментарность.

-интенсивность.

Виды пространства:

-открытое и замкнутое.

-конкретное и абстрактное.

Время:

-реальное и ирреальное.

-бытовое и бытийное.

-динамичное и статичное.

-событийное и бессобытийное.

-время года, суток. Символичное.

Предметный мир.

а) Портрет:

-описание

-сравнение

-впечатление

б) Пейзаж:

-фон

-психологическое отражение

-один из персонажей

в) Интерьер

Речевая характеристика.

Специфика рода и жанра.

 

АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ.

 

1 История создания.

2. Тематика.

3. Проблематика.

4. Идейная направленность произведения и его эмоциональный пафос.

5. Жанровое своеобразие.

6. Основные художественные образы в их системе и внутренних связях.

7. Центральные персонажи.

8. Сюжет и особенности строения конфликта.

9. Пейзаж, портрет, диалоги и монолога персонажей; интерьер, обстановка действия.

10. Речевой строй произведения (авторское описание, повествование, отступления, рассуждения).

11. Композиция сюжета и отдельных образов, а также общая архитектоника произведения.

12. Место произведения в творчестве писателя.

13. Место произведения в истории русской и мировой литературы.

 

 

ПЛАН ЛЕКСИЧЕСКОГО РАЗБОРА ТЕКСТА

             Найдите в тексте и объясните роль лексических явлений в тексте, их назначение, покажите, что достигается благодаря их использованию:

· Ключевые слова (словосочетания), покажите, как употребляются эти слова в других произведениях писателя.

· Слова, употребленные в переносном значении.

· Синонимы, антонимы (в том числе контекстуальные), омонимы.

· Слова, стилистически окрашенные (высок., книжн., разг., прост., офиц. и др.).

·  Заимствованные слова, архаизмы, неологизмы (в том числе авторские).

· Профессионализмы, диалектизмы, фразеологизмы.

· Уточните (обратившись к словарю) значение ряда слов; если слово многозначное, то определите, в каком значении оно употребляется в тексте.

· Подберите к ряду слов синонимы, составьте синонимический ряд, покажите, чем различаются слова-синонимы, объясните целесообразность выбора автором именно данного слова.

· Проведите наблюдение над использованием в тексте лексического повтора (использование одного и того же слова, однокоренных слов); особенно интересно обратить внимание на те слова, которые, повторяясь, употребляются в разных значениях.

· Покажите, с помощью каких лексических средств обеспечивается в тексте связь между однотематической лексики, лексического повтора, синонимов, антонимов, в том числе контекстуальных.

                                                                                                                              

 Приложение №8

Дыхание земли родимой

                         (устный журнал, посвященный истории

             г. Юрги и творчеству юргинских писателей и поэтов)

 

Учитель:          

Добрый день, ребята, уважаемые гости. Сегодняшняя наша встреча на страницах устного журнала «Дыхание земли родимой» посвящена истории г.Юрги, который является частичкой нашего огромного края, 60летие которого мы празднуем в эти дни, и творчеству наших юргинских писателей и поэтов.

Ведущий 1: У каждого из вас, ребята, есть особенно близкие и дорогие сердцу места, где вы родились, учились, начнете трудиться, а многие из вас и проживут всю жизнь - это наш родной город - Юрга.

Чтец 1:

Здесь глушь была, и тишь была,

Отсюда страшная дорога

Людей на каторгу вела.

Шла от острога до острога.

Шла от креста и до креста.

От плит до новых плит могильных.

Здесь тракта каждая верста

Измерена шагами ссыльных.

 

Ведущий 2:   

Открываем 1-ую страницу нашего журнала «История родного города»

 

Ведущий 3: Первые сведения о Юрге относятся к началу 2-ой половины 17-ого века. В это время на торговых путях по реке Томь возникло небольшое русское поселение Усть-Искитим, как перевалочная база с Сибирского тракта на водные пути. На берегу реки Искитим, невдалеке от места впадения ее в реку Томь, на территории, где сейчас расположен кирпичный завод, селились татары. Название этого селения (Юрга по-татарски значит «Яма») сохранилась до настоящего времени.

 

Ведущий 1: В конце 19-го века, при проведении транссибирской магистрали, Юрга стала железнодорожной станцией, и до 1940-го года была пристанционным поселком, не имевшим промышленного значения.

 

Ведущий 2: Дальнейшее развитие поселка было связано с началом строительства в 1940-ом году машиностроительного завода, который и до последнего времени является крупнейшим предприятием не только города, но и области.

 

Ведущий 3: В 1942-ом году населенный пункт Юрга преобразуется в рабочий поселок, а в 1949-ом году - в город.

 

 

В Сибири много городов

Красивых и больших и малых,

Для нас с сороковых годов

Юрга родной и близкой стала.

Война гремела над страной,

Когда среди таежной шири

Родился город молодой

В краю заснеженной Сибири.

Здесь, в полыхании зарниц,

Ковали над врагом победу,

Сверкая блеском потных лиц

Живущие в легендах деды.

Немало лет прошло с тех пор,

Когда победа совершилась.

Наш город вышел на простор

                                     Юрга теперь преобразилась.

 

Ведущий 1: В настоящее время город Юрга - один из промышленных и культурных центров Кемеровской области, крупный железнодорожный узел.

 

Ведущий 2: Площадь городских земель 4,2 тысячи гектар, в том числе застроенных - 2,2тысячи гектар. Население 88 тысяч человек. Ведущими отраслями являются машиностроение, производство стройматериалов, инструментальная, деревообрабатывающая промышленность.

 

Ведущий З: В городе в настоящее время работают следующие промышленные предпри- ятия.:

-Предприятия машиностроения и металлообработки: АООТ «Юргинский  Машиностроительный Завод»; ОАО «Абразивный завод» (направление деятельности которого производство оборудования для автодорожного строительства).

 

Ведущий 1: - Предприятия лесной деревообрабатывающей промышленности:

     ООО «Юргамебель» (направление деятельности - производство и реализация   мебели, товаров культурно-бытового назначения, продуктов деревообработки, торгово-посредническая деятельность)

 

Ведущий 2: -Предприятия промышленности строительных материалов: АООТ «Железобетон».      Арендное предприятие «Кирпичный завод»

 

Ведущий З: - Предприятия пищевой промышленности ОАО «Юрга-Хлеб»,    АООТ  «Юргинский мясокомбинат», «Юргинский гормолзавод», «Пивзавод» и другие предприятия.

 

Ведущий 1: Неузнаваемо изменился и социально-культурный облик Юрги. Здесь сегодня культурно-спортивный отдых организуется 2-мя кинотеатрами, 2-мя клубами, 2-мя музеями (историко-краеведческий и музей детского изобразительного искусства народов Сибири и Дальнего Востока).

 

Ведущий 2: 9-ю филиалами централизованной библиотечной системы. Работает спорткомплекс с плавательным бассейном (360кв.м), спортивные школы по месту жительства в 15-ти клубах, театр юного зрителя.

 

Ведущий З: В клубных учреждениях города работают народные коллективы: изостудия «Радуга», татарский ансамбль «Дуслык», хор ветеранов, ансамбль «Сибирские самоцветы», духовой оркестр «Драматический театр».

 

Ведущий 1: 3а большие заслуги в развитии культуры в городе Юрге звания «Заслуженный работник культуры» удостоены Басалаева В.Т., Малых М.Н., Черемисина Л.И., Черкасов Н.Н..

 

Ведущий 2: 24 мая 1989 года в городе Юрге была зарегистрирована община русской православной церкви, 1-го июля 1989 года состоялось первое собрание общины, на котором принято решение посвятить православный храм празднику Рождества Иоанна Предтечи. 7-ого июля 1989 года состоялось первое богослужение.

 

Ведущий З: К услугам юргинцев 2 детские школы: музыкальная и художественная. Воспитанники одной из них охотно согласились продемонстрировать нам свое мастерство.

 

Ведущий З: О некоторых из них мы вам сегодня расскажем. (выступление ребят)

 

 

Ведущий 2: Но не только трудовой историей славен наш город. Живут в нем и талантливые художники, чьи работы представлены на выставке, которая работает в здании школы № 6, на 3 этаже, народные мастера и умельцы, музыканты, поэты, писатели.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: