Глава 4. Организация работы учащихся в кабинете английского

          языка во внеурочное время на основе личного опыта

    В своей практической работе я использую следующие формы внеклассной работы. Для наглядности можно представить их в виде схемы (схема № 1).  

   Приобщать учащихся к работе в кабинете начинаю с начальных классов. Как и все учителя английского языка понимаю, что если нет по программе школы обучения языку до пятого класса, надо готовить детей самой.

      Я организовала факультативные занятия с учащимися, начиная со второго класса. Специально для проведения таких занятий приобрела два компакт – диска «Sing and learn English». Это сборники английских и американских народных песен. Я занималась с детьми по этим дискам, используя компьютер. На этих дисках предложена интересная обучающая программа: заучивание лексики, воспроизведение, повторение материала. Дети проявляли большой интерес, ходили на занятия с удовольствием, а я в полной мере использовала ресурсы кабинета для их обучения.

 

Схема № 1

 

 

 


          

 

 

   Для учащихся среднего и старшего звена я также стараюсь полно использовать оборудование кабинета и много времени уделяю внеклассной работе.

    Мною были организованы факультативные занятия с учащимися 7 – 9-х классов. Для этого был приобретен учебно-методический комплект «New Hotline» Tom Hutchinson, Oxford University Press. На этих занятиях учащиеся совершенствуют свои знания, умения и навыки по английскому языку. Я занимаюсь с ними не только по учебникам, но и использую также ТСО – магнитофон, видеомагнитофон, компьютер. Мы прослушиваем и разучиваем песни, путешествуем по Великобритании с помощью видеофильма. Кроме того, учащиеся занимаются проектной деятельностью. Так, ребята 8б класса начали оформлять большую карту – схему города Волжска. А учащиеся 10а класса работали над проектом «Йошкар – Ола – столица Республики Марий Эл» с видами и описанием достопримечательностей города (прилож. № 5). В перспективе – работа над картой – схемой города Йошкар – Ола.

    Пользуясь оснащением кабинета, учащиеся пишут рефераты, оформляют стенные газеты и журналы на английском языке по разным темам, изучаемым на уроках. Так, в подборе материала и оформлении стенных газет участвовали учащиеся 8 – 10-х классов. Очень интересными получились стенные газеты учащихся 9а класса Степановой Нади, Максимовой Ольги, Выборновой Юли, Ефимовой Лены и Ульяновой Маши (2003 – 2004 учебный год), посвященные музеям Великобритании. Замечательные газеты, посвященные американским праздникам, получились у учащихся 8-х классов: Рябченюк Лизы, Садриевой Ильмиры в 2004 – 2005 учебном году (8г класс), Чумаковой Ольги, Чубаровой Ольги в 2003 – 2004 учебном году (8б класс). А учащиеся 9-х классов выполнили замечательные проектные работы по теме «Еда – Typical American and British Food» (Родионова Ольга, Бурнашевская Таня, Ефимов Стас, Егоров Сергей – 9а класс, Котенков Костя, Рябченюк Аня – 9г класс) – приложение № 6.

    Я веду работу в кабинете не только с группами учащихся, но и индивидуально. Учащиеся обращаются с просьбами помочь подобрать необходимую литературу и информацию для написания рефератов и выполнения индивидуальных проектных работ, в том числе и по другим предметам обучения, таким как история, география.

    В кабинете готовится и самое популярное внеклассное мероприятие по иностранному языку– неделя иностранного языка в школе (приложение № 1).

    В рамках Недели языка с учащимися 5а класса проводился открытый урок по теме «Праздник алфавита – The ABC Fun» (приложение № 2). Для того, чтобы урок получился интересным и показательным, привлекла учащихся данного класса к изготовлению наглядного материала по теме урока, а также разучила с ними песню об алфавите на английском языке. Кроме того готовила детей к работе с буквами английского алфавита, используя различные нестандартные формы, такие как «Шифровка», «Вспомни слово с этой буквой». Для закрепления содержания уроков использую разрезной материал из раздела «Cut Out» рабочей тетради для составления слов и предложений, устраиваю игры в лото, а также дидактические игры «Моя комната», «Мой дом», «Моя квартира» и другие. Для проведения этой работы использую время перемен, а также время после уроков.

    Учащиеся 6-х и 7-х классов под руководством учителей английского языка (в школе два учителя) готовились к вечеру английской и американской народной песни и стихотворения. Был выбран девиз вечера: «Speak English if you speak at all», а также общешкольная песня на английском языке «I have a dream» из репертуара группы АББА. Дети разучивали стихи и песни, тренировались говорить и петь через микрофон, рисовали картины и писали девиз для оформления сцены. Для выполнения этой работы привлекались не только учащиеся 6-х и 7-х классов, для которых готовилось это мероприятие, но также и те ребята, которые посещают факультативные занятия. Так, восьмиклассники Шитихина Ксюша и Проскуряков Артем готовились к роли ведущих на вечере, а Чумакова Оля и Чубарова Оля из 9б класса изготавливали оформление сцены. Большую помощь в подготовке и проведении Вечера оказали учитель музыки Чурилова Елена Анатольевна, организаторы Караганова Раиса Геннадьевна, Алексеева Ольга Александровна, Шакиров Рамис Рафизович. В проведении вечера активно участвовали также учащиеся начальной школы. Вечер прошел интересно, увлекательно, весело (приложение № 3).

    Учащиеся 8-х, 9-х, 10-х и 11-х классов участвовали в конкурсе стенных газет. Образцы конкурсных стенгазет приведены в приложении № 4. 

    Учащиеся 10-х и 11-х классов были участниками школьной олимпиады по английскому языку.

    Широко использую также следующие формы внеклассной работы:

1. Видео-экскурсия по Лондону для учащихся 6-х классов. С этой целью использую видеофильм о достопримечательностях Лондона. После знакомства с достопримечательностями я предложила учащимся «познакомиться с королевой Великобритании Елизаветой II и побывать на ее коронации в Вестминстерском Аббатстве». После просмотра видео-сюжетов, которые вызвали живой интерес у детей, я предложила им поучаствовать в викторине «What do you know about the capital of Great Britain?» Данная форма помогает учащимся хорошо закрепить лексический и страноведческий материал по теме «Sightseeing in London».

2. Просмотр художественных фильмов, таких как «The sounds of music» и «My fair lady». При просмотре обращаю внимание учащихся на интонацию в английской речи, на проявление эмоций, а также на исполнение песен, которыми богаты эти фильмы. Всегда советую учащимся при просмотре по телевизору английских и американских фильмов, а также популярных фильмов компании ВВС обращать внимание на английскую речь, повторять и запоминать полезные фразы.

3. Тематические вечера, в ходе которых учащиеся знакомятся с традициями народов англо-говорящих стран. Например, в канун празднования католического Рождества я рассказала учащимся об истории этого праздника, предложила им послушать песню «Silent Night» в исполнении Элвиса Пресли, прочитать стихи о Рождестве на английском языке, познакомила ребят со знаменитой шотландской песней «Auld Lang Syne», которую написал Роберт Бернс. Далее я предложила учащимся выполнить дидактические игры: «Christmas around the world», «Christmas vowel puzzle», «Tag trouble» и решить кроссворд «Very merry Crossword». Затем познакомила учащихся, что пишут английские дети Санта Клаусу «A letter to Santa». Примерно по такому же сценарию готовлю и провожу тематические вечера, посвящённые таким праздникам, как «Halloween», «St. Valentine’s Day».

4. Подготовка к ставшим уже традиционным городским конкурсам английской песни. Для подбора репертуара и исполнителей пользуюсь помощью учителя музыки. Мы вместе ищем подходящие песни, используя для этого аудио-, видеоаппаратуру и компьютер, записываем фонограммы и готовим исполнителей.

          В своей практике использую также нетрадиционные формы проведения уроков, таких как «Урок – чаепитие – Meeting of a Foreign Friend» (приложение № 7), «В универсальном магазине - AT a Department Store» (приложение № 8). Для того чтобы такие уроки проходили интересно, во внеурочное время готовлю их проведение вместе с учащимися. Ребята рисуют необходимые картинки, изготавливают макеты товаров и другие материалы по теме урока, дома готовят печенье по английскому рецепту. А в кабинете расставляем мебель для чаепития или создаем интерьер универсального магазина.

         Планы – сценарии подобных нестандартных уроков у меня имеются для всех параллелей классов.

           Считаю, что успех в обучении учащихся английскому языку во многом зависит от разнообразия форм и методов внеклассной работы. А привлечение учащихся к внеурочной работе обеспечивает у них интерес к изучению языка, вырабатывает навыки в письме и говорении, формирует обще учебные умения (само- и взаимоконтроль, планирование своей учебной деятельности и так далее). А кабинет, как информационно – образовательная среда иностранного языка в школе своим оформлением и оснащением ТСО должен помогать учащимся в достижении таких задач.

 

 


Заключение.

Исследовав большое количество литературы, я пришла к выводу, что для успешного процесса обучения иностранному языку важным условием является правильно оформленный кабинет, который сейчас называют информационно – образовательной средой. Учитель же в свою очередь должен правильно организовать учебный процесс в кабинете с использованием технических средств, наглядных пособий и дополнительного материала. Опыт работы других учителей и мой собственный опыт убедил меня в том, что в условиях технически оснащенного кабинета расширяются возможности для усиления мотивации обучения, формирования прочных навыков и умений.

Отвечая на поставленный вопрос, каким должен быть кабинет иностранного языка, я также обращалась к опыту других учителей и специальной литературе по организации работы в кабинете. В результате анализа информации, я определила для себя следующие требования к кабинету иностранного языка:

1. Главным условием для нормального функционирования кабинета является простор и уют. Неправильно отводить для кабинета иностранного языка маленькое помещение. Стоит учитывать не только количество учащихся одной группы, но и состав целого класса. Не стоит забывать и о самостоятельной работе учащихся, которая может проходить после уроков, и в составе не только одного класса. Это и есть внеклассная работа.

2. Что касается оборудования кабинета, то важным является следующее:

· обязательно должно присутствовать ТСО – оформление должно быть хорошо спланировано (стенды и экспозиции необходимо периодически менять);

· информация по новым темам должна располагаться у доски для того, чтобы учащиеся могли свободно ею пользоваться;

· желательно, чтобы в кабинете присутствовала библиотека, аудиотека и видеотека;

· необходимо наличие географических карт, флага, символов той страны, которая является носителем изучаемого языка.

3. Столы учащихся можно размещать в три ряда или, пользуясь опытом других учителей – в виде буквы «П», а также вообще отказаться от них при решении задач отдельных уроков. Такое расположение обеспечивает полный обзор учащихся, в результате чего создается обстановка свободного общения. Такое расположение имеет также положительную сторону при просмотре кинофильма, диафильма или инсценировки диалогов учащимися.

4. Немаловажным для организации работы кабинета является создание актива, в состав которого будут входить сами учащиеся. Они будут чувствовать свою ответственность за его состояние. Также необходимо их научить пользоваться техническими средствами, чтобы они смогли, в свою очередь, научить каждого кто пожелает работать с данными средствами.

На мой взгляд, в кабинете нужно создавать благоприятные условия, чтобы учитель чувствовал себя как дома, а ученики – гостями, окруженные заботой и доброжелательностью. Чтобы добиться этого, учителю не стоит останавливаться только на учебном процессе: учащихся следует вовлекать и во внеклассные мероприятия.

Основными отличиями внеклассной работы от учебной деятельности являются:

· добровольный характер участия учащихся во внеклассной работе, в отличие от обязательности учебных занятий;

· отсутствие строго урочной регламентации, касающейся времени, места и формы поведения мероприятий;

· большая самостоятельность и инициативность учащихся в выполнении внеурочных поручений.

Таким образом, в преподавании иностранных языков, внеклассная работа занимает важное место и проводится в соответствии со спецификой предмета. Она решает две главные задачи: во-первых, развитие интереса, углубления знаний, совершенствование навыков и умений по данному предмету; во-вторых, организация свободного времени учащихся с целью их общего развития, нравственного и эстетического воспитания. Внеурочная работа по иностранному языку решает эти задачи средствами иностранного языка и в соответствии с практическими, общеобразовательными и воспитательными целями и задачами обучения ему в школе. Она способствует развитию и углублению интереса учащихся к иностранному языку, совершенствованию их практических навыков и умений в нем, расширению их культурного кругозора и общеобразовательного уровня.

 

Литература.

 

1. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (иностранные языки). Пояснительная записка. // Иностранные языки в школе. – 2004. - № 4.

2. Маслыко Е.А. Бабинская Г.К. Настольная книга преподавателей иностранного языка. – Минск, изд. «Вышэйшая школа», 2004.

3. Школьный кабинет иностранного языка./ Под ред Е.С. Полат. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.

4. Merry Christmas. Сценарий внеклассного мериприятия/ Сост. Аникина Л.В., Гасникова Н.А. – Йошкар-Ола: Редакция журнала «Марий Эл учитель»: Приложение к журналу. 2002.

5. Белов Л.А. Подготовка классного помещения под кабинет иностранного языка.//Иностранные языки в школе. – 1981. – № 1.

6. Бибиков В.Г. Об использовании дополнительных материалов при обучении английскому языку в старших классах. //Иностранные языки в школе. – 1981. – № 1.

7. Давиденко Г.Ф. Роль учебного кабинета в повышении качества учебно-воспитательного процесса. /Иностранные языки в школе. – 1987. - №2.

8. Карпова А.М. Об использовании кабинета и другого учебного оборудования на уроках иностранного языка. //Иностранные языки в школе. – 1986. – № 3.

9. Куликова Р.А. Использование Интернета на уроке немецкого языка. /Иностранные языки в школе. – 2001. – № 5.

10. Решетникова З.Б. Как я поддерживаю интерес школьника в обучении английскому языку. /Иностранные языки в школе. – 2003. – №2.

11. Соловова Е.Н. Современные требования к научно – методическому и учебно – методическому обеспечению учебного процесса.//Иностранные языки в школе. – 2004. – № 7.

12. Спичко Н.А. Образовательная среда в обучении иностранным языкам.//Иностранные языки в школе. – 2004. – № 5.

13. Шамыгина М.И. Возможности кабинета иностранного языка для оптимизации процесса обучения. //Иностранные языки в школе. – 1984. - №6.

14. Шепелева В.И. Принципы организации внеклассной работы. //Иностранные языки в школе. – 1975. - №5.

15. Харламов И.Ф. «Педагогика», изд-во «Юрист», - М., 1997.

 

Рецензия на реферат

 

«Использование кабинета как информационно – образовательной среды для внеклассной работы по английскому языку в средней школе» учителя английского языка средней школы № 10

Проскуряковой Людмилы Алексеевны

 

 

           Как известно, организация учебного процесса по иностранному языку, как и по любому другому учебному предмету, требует создания информационно – образовательной среды. И кабинет иностранного языка является первичной базовой основой этой информационно – образовательной среды.

           Почти во всех школах нашей страны существуют кабинеты иностранного языка. Они должны быть оснащены всеми необходимыми для преподавателя средствами обучения в соответствии с требованиями: мебелью, учебно – методическими пособиями, техническими средствами обучения.

           Кабинет иностранного языка является учебным центром организации обучения и внеклассной работы учащихся по данному предмету. В нём проводятся уроки, организуются работы кружков, различные мероприятия в рамках внеклассной работы. Но создать современный кабинет иностранного языка не просто. В связи с этим очевидна актуальность темы данного реферата.

           В своём реферате Людмила Алексеевна чётко и последовательно рассматривает принципы организации внеклассной работы по иностранному языку. В реферате затронуты и психолого – педагогические аспекты этой работы. Учительница грамотно и умело оперирует специальными терминами, творчески использует новые публикации. Реферат соответствует плану, написан ясным чётким языком. Людмила Алексеевна приводит чёткую классификацию форм внеклассной работы, рассказывает о мероприятиях:

§ соревновательного характера (конкурс, игра, викторина);

§ культурно – масснового характера (вечер – праздник, вечер – портрет, вечер – встреча, вечера – хроники);

§ политико – массового характера (форум, фестиваль, ярмарка солидарности, телемост).

           Большое внимание в реферате уделено объединяющим формам внеклассной работы (детские и юношеские клубы по интересам, школьные музеи, киностудии, клуб весёлых и находчивых) и такой форме внеклассной работы как неделя иностранного языка в школе.

           Огромную помощь в организации различных внеклассных мероприятий Людмиле Алексеевне оказывает кабинет. Она грамотно и творчески подошла к его оформлению, о чём говорят фотографии элементов его оформления. Он соответствует всем эстетическим и гигиеническим требованиям. Она начинает приобщать учащихся к работе в кабинете ещё в начальных классах, старается полностью использовать его ресурсы в среднем и старшем звене.

           Реферат основан на личном опыте учителя. Большой интерес вызывает практическая часть реферата. Людмила Алексеевна детально описывает, как кабинет помогает ей в проведении различных внеклассных мероприятий. Используя оснащение кабинета, учащиеся пишут рефераты, оформляют стенгазеты и журналы. Широко используются такие ТСО, как магнитофон, видеомагнитофон, компьютер. Дети прослушивают и разучивают песни, с помощью видеомагнитофона путешествуют по Великобритании, просматривают художественные фильмы.

           В начальной школе используются компьютерная обучающая программа «Sing and Learn English», заучивание, воспроизведение, повторение материала через песни и стихотворения.

           Следует отметить, что Людмила Алексеевна накопила определённый методический и педагогический потенциал, хорошо владеет языком, работает творчески и даёт уроки на современном уровне, широко используя различные нестандартные формы.           Большой интерес представляют планы – сценарии нестандартных уроков: «Урок – чаепитие», «В универсальном магазине», «Экскурсия по достопримечательностям Лондона», «Праздник алфавита», «Телемост Москва – Лондон», «Урок – игра «Счастливый случай» и другие. При проведении уроков также широко используется разнообразный наглядный материал кабинета: рисунки, картины, карты, схемы, таблицы, фотографии.

           Считаю, что данный реферат интересен, соответствует требованиям и заявленной категории и может быть использован другими учителями для совершенствования своей педагогической деятельности.

 

 

           Рецензия составлена Салминой Мариной Юрьевной, учителем     

           английского языка I категории средней школы № 4 г. Волжска.

 

 

                 

 

 


[1] Здесь и далее - Иностранный язык



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: