По иностранному языку

 

В методической литературе и в практике школы традиционно различают три формы внеклассной работы:

· индивидуальные,

· групповые;

· массовые.

      В основу такого распределения положен признак количественного охвата участников. Подчеркивая нечеткость понятия "массовости", В.И. Шепелева / 14 / предлагает различать формы внеклассной работы по ИЯ по организационно-структурным признакам. Соответственно она относит групповые формы к организационно-структурным, а индивидуальные и массовые – к неструктурным.

      Индивидуальная внеклассная работа проводится с отдельными учениками, которые готовят сообщение или доклад о стране, язык которой изучается, о знаменательных датах и событиях, выдающихся людях, разучивают стихи, песни, отрывки из литературных произведений на иностранном языке, изготовляют наглядные пособия, оформляют стенгазеты, альбомы, стенды и т.п. Индивидуальная работа может проводиться постоянно или эпизодически.

      Групповая форма внеклассной работы имеет четкую организационную структуру и относительно постоянный состав участников, объединенных общими интересами. К этой форме принадлежат разнообразные кружки: разговорные, вокальные, драматические, переводчиков, филателистов, внеклассного чтения и т.п. Некоторые методисты рекомендуют организовывать для учеников всех классов разговорные и хоровые кружки, для учеников старших классов – литературно-переводческие и страноведческие. Положительно зарекомендовали себя комбинированные кружки, где объединяются разные виды деятельности, например, разучивание песен и подготовка инсценировок, внеклассное чтение и просмотр видеофильмов с дальнейшим обсуждением просмотренного. Занятия в кружках, как правило, проводятся регулярно.

      Массовые формы внеклассной работы не имеют четкой организационной структуры. К ним относят такие мероприятия как вечера художественной самодеятельности, фестивали, конкурсы, карнавалы, тематические вечера и т.п. Эти мероприятия проводятся эпизодически.

    

По смыслу можно выделить такие формы внеклассной работы по ИЯ:

· соревновательные,

· средства массовой информации,

· культурно-массовые,

· политико-массовые.

      Каждая группа указанных форм предусматривает конкретные мероприятия.

      Мероприятия соревновательного характера: конкурс, игра, олимпиада, викторина и прочие.

      Средства массовой информации: стенгазета, объявление, бюллетень, устный журнал, дайджест, выставка-викторина и т.п.        

      Мероприятия культурно-массового характера:

· вечер-праздник, посвященный народным традициям родной страны или страны, язык которой изучается;

· вечер-портрет, посвященный жизни и деятельности известных писателей, поэтов, композиторов, актеров и т.п.;

· вечер-встреча с интересными людьми;

· вечера-хроники в связи со знаменательными событиями.

Мероприятия политико-массового характера: форум, фестиваль, пресс-конференция, ярмарка солидарности, телемост и прочие.

В педагогической литературе есть понятие объединяющие формы внеклассной работы. К нимотносят:

· детские и юношеские клубы по интересам;

· школьные музеи;

· библиотеки;

· киностудии;  

· кинотеатры;

· клубы веселых и находчивых.

      Клубы являются эффективной формой внеклассной работы по ИЯ, так как они объединяют учеников разного возраста и разных интересов, создают широкое пространство для общения, действуют на основах самоуправления и становятся центрами внеклассной работы в школах. Клубы имеют свои названия, эмблемы, положения и уставы. Особой популярностью среди школьников пользуются клубы веселых и находчивых (КВН), которые предусматривают проведение интересных конкурсов, исполнение песен, стихов, разгадывание загадок, кроссвордов, ребусов со зрительной опорой в виде плакатов, картин. Каждая команда, которая принимает участие в КВН, имеет свой девиз, эмблему, песню и форму. Как "домашнее задание" участники клуба готовят инсценировку произведений известных зарубежных писателей и драматургов.

 

Целесообразно выделить такую форму внеклассной работы как Неделя иностранного языка в школе. Эта форма по своему характеру является массовой, так как предусматривает участие в ней широкого контингента учеников, а по своей структуре является комплексной, так как включает комплекс разных по смыслу и форме мероприятий, которые происходят в определенный период времени и направлены на реализацию задач комплексного подхода к воспитанию учеников.

Неделя иностранного языка в школе как комплексная форма должна оказывать содействие целенаправленной организации и систематизации всей внеклассной работы по ИЯ в школе, активизации работы кружков, для которых «Неделя» становится своеобразным творческим отчетом, а также формированию творческих отношений между учениками, учителями и родителями, которые взаимодействуют в процессе подготовки и проведения «Недели». Неделю иностранного языка проводят в определенный период учебного года по предварительно составленной программе, которая определяет цели, содержание и форму любого из его компонентов. Тематика мероприятий в рамках Недели должна быть интересной, познавательной, доступной, связанной с учебным материалом и отвечать возрастным особенностям учеников, уровню их языковой подготовки. Процесс подготовки и проведения Недели иностранного языка проходит в три этапа.

         

I этап – подготовительный. Он начинается с составления программы Недели. На этом этапе создается оргкомитет, в состав которого избираются учителя иностранного языка, завуч, представители учеников и родителей. Члены оргкомитета определяют исполнителей программы, организуют изготовление костюмов, реквизита, оформление помещений, выставок, объявлений, приглашений, а также подготовку необходимых фонограмм, видеофильмов, слайдов. Непосредственную подготовку учеников к выступлениям проводят учителя ИЯ, работая индивидуально с каждым учеником или с группами учеников в кружках. Во время репетиций ученики совершенствуют свое произношение, учатся вести себя на сцене и т.п.

         

 II этап - проведение Недели иностранного языка. Обязательным условием проведения Недели является создание атмосферы праздничности, непринужденности. Ученики должны ощущать удовлетворение и радость от своего участия в празднике. Неделя иностранного языка в школе проводится в соответствии с планом.

Табл. 1

Образец плана проведения Недели иностранного языка в школе

 

День недели Содержание работы Ответственные за подготовку и проведение
Понедельник   Объявление по школьному радио об открытии Недели. Открытие выставки стенгазет. VIII – IX классы  
Вторник   Викторина, посвященная обычаям и традициям страны, язык которой изучается. VIII классы  
Среда   Ролевая игра "Телемост" (между столицами родной страны и страны, язык которой изучается). IX классы  
Четверг   Литературно-музыкальный вечер. X – XI классы  
Пятница   Итоги Недели.   Оргкомитет  

 

      III этап – подведение итогов Недели. Желательно выпустить информационный бюллетень и сообщить о том, как прошла Неделя, каких успехов достигли ее участники, кто из учеников наиболее отличился.

          

      Как отдельную форму внеклассной работы по иностранному языку можно выделить переписку учеников. Она имеет не только большое воспитательное, но и практическое значение, поскольку оказывает содействие развитию речи учеников. Переписка дает возможность ученикам практически использовать иностранный язык как средство общения и получать дополнительную информацию к темам программы. Чтобы переписка оказывала содействие развитию не только письменной, но и устной речи учеников, на заседаниях кружка или секции клуба заслушивается информация на иностранном языке, о которой говорится в письме, устраиваются выставки писем, во время которых комментируется их содержание. Организующим центром этой работы является «Школьный почтамт», который помогает учащимся в переписке, предоставляет информацию о том, как правильно оформить письмо (написать адрес, дату и т.п.), предлагает адреса зарубежных друзей, которые желают состоять в переписке, обеспечивает конвертами, марками, консультирует по поводу употребления языкового материала, характерного для эпистолярной формы общения.

      Как показывает практика, виды внеклассной работы, которые обеспечивают оптимальные результаты, должны иметь следующие характеристики:

· информативность и содержательность, которые оказывают содействие реализации практических и общеобразовательных целей внеклассной работы;

· коммуникативная направленность. Все виды внеклассной работы должны обеспечивать пользование иностранным языком как средством получения и передачи информации в типичных естественных ситуациях общения;

· ситуативность. Подавляющее большинство видов внеклассной работы должно включать "набор" ситуаций, которые    являются предметным фоном и стимулом к целенаправленным языковым поступкам;

· ориентация задач на повышение языковой активности учеников,
эмоциональность форм и способов реализации, которая оказывает содействие повышению интереса учеников к иноязычной деятельности.

 

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: