Результаты эксперимента

Результаты анализа работ учащихся отражены в следующих таблицах:

(см. Приложение. Таблица. Время выполнения задания)

 (см. Приложение. Таблица 2. Правильность выполнения заданий).

Исходя из анализа результатов работ, можно сделать определенные выводы относительно эффективности различных способов организации учебной деятельности школьников на уроке.

Работы, выполненные ребятами совместно с учителем, то есть при использовании фронтальной формы организации учебной деятельности, практически также успешны, как и работы, выполненные при групповой форме организации. Но, несмотря на это, есть определённые отличия. Работы учащихся из класса с групповой работой были намного более интересными. Очевидно, работая в команде, дети значительно лучше слушают и слышат ответы друг друга, нежели при фронтальной организации. Письменные работы учащихся этой группы отличаются большим творчеством, характеризуются большей продуманностью, в них практически не наблюдается случаев дублирования ответов. Вероятно, это происходит потому, что при обсуждении в группе учащиеся имели возможность озвучить свой вариант, быть услышанными и оцененными, в меньшей степени рискуя быть осмеянными за свои ошибки. Не секрет, что очень многие учащиеся при фронтальной работе предпочитают именно по этой причине отмалчиваться, даже если прекрасно владеют материалом.

Естественно, многое зависит и от того, насколько правильно учитель составил группы. Ведь помимо создания благоприятного психологического климата необходимо учитывать и тот факт, что в командах должны быть как слабые, так и сильные учащиеся, чтобы не было групп, в которых собраны только слабые или только сильные. Иначе не получится соревнования, так как дети из числа слабых учащихся, изначально зная, что не смогут выиграть, не станут принимать активного участия. А одно из главных условий при использовании групповой организации учебной деятельности – высокая познавательная активность детей.

Ещё следует заметить, что при условии чёткого планирования работы и грамотного подбора материала учителем при групповой форме организации можно успеть выполнить больше разнообразных заданий, нежели при фронтальной форме организации деятельности. Это достигается не за счёт ухудшения качества работ, а за счёт того, что соревновательный дух порождает в детях высокую активность.

Интересен ещё и тот факт, что при групповой работе повышается степень усвоения материала, так как учащиеся прорабатывают только часть материала задания, но делают это досконально, так как от этого зависит результат деятельности всей группы. Из психологопедагогических исследований известно, насколько важны для ребят отношения со сверстниками. Именно потому учащиеся стремятся не просто выполнить задание, а выполнить его как можно лучше. 

Ещё одним несомненным плюсом групповой организации учебной деятельности можно назвать большую самостоятельность учащихся при выполнении заданий. Свои мнения и догадки ребята вынуждены озвучивать, не зная ответов большинства других учеников класса.

К минусам этой формы организации можно отнести трудности по распределению учащихся по группам. Мнение учителя и детей может не совпадать, потому важно учесть много нюансов, прежде чем составить команды.

Ещё отрицательным моментом групповой организации работы можно считать трудности в осуществлении наблюдения за деятельностью каждого учащегося, оценке его личного вклада в работу группы.

Есть свои положительные стороны и у фронтальной формы организации учебной деятельности. Наиболее значимым можно назвать тот факт, что учитель при такой работе может уделить внимание каждому учащемуся, вовремя отследить и исправить ошибки в рассуждениях детей. Также в этом случае легче контролировать работу всего класса в целом, корректируя по мере необходимости план урока.

Минус фронтальной формы в том, что ориентация в этом случае идёт на среднего ученика, практически без учёта индивидуальных особенностей и уровня подготовки. Также отрицательным является меньшая степень самостоятельности учащихся по сравнению с групповой формой организации деятельности.

Однако, несмотря на все вышеуказанные плюсы и минусы этих организационных форм, нельзя сказать, что какая-то из них хорошая, а какая-то плохая. Вся их ценность проявляется лишь в совокупности, в своевременном чередовании. Недостатки одной формы компенсируются преимуществами другой, а потому не следует чрезмерно увлекаться использованием в работе преимущественно одного вида организации деятельности. Необходимо выбирать между фронтальной, групповой и индивидуальной работой в зависимости от целей урока, учебного материала, типа урока, уровня обученности детей. Только проанализировав совокупность всех этих факторов можно решить, к какой форме организации учебной деятельности (или к какому сочетанию форм) следует склониться на том или ином этапе обучения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: