Объект и предмет исследования

Объект исследования – деятельность учителя и учащихся при групповой форме организации учебной деятельности.

Предмет исследования – специфика групповой работы на уроке русского языка.

Констатирующий эксперимент

Подготовка к эксперименту

Для того чтобы проанализировать особенности групповой формы организации учебной деятельности были проведены два урока в параллельных классах (по одному в каждом). В одном из классов для работы с конкретными заданиями использовалась фронтальная и индивидуальная работа, а в другом – групповая. Тип проводимых уроков – уроки повторения изученного материала.

При подборе заданий для констатации были использованы имеющиеся данные психологии и педагогики относительно особенностей восприятия, обработки и запоминания информации учащимися среднего звена школя, уровень развития каждого ученика. Также активно использовались сведения из методики обучения русскому языку, касающиеся способов подачи материала.

Для чистоты эксперимента задания были одинаковыми в обоих классах. Ранее учащиеся уже неоднократно сталкивались с подобными заданиями, так что особых трудностей их выполнение не должно было вызвать.

 

Констатирующий эксперимент проходил в общеобразовательной средней школе п. Тулома Мурманской области. В опытах участвовало 45 учащихся из седьмых  классов. Собрано и проанализировано 45 работ.

Виды заданий для эксперимента

Важнейшая задача, которая стоит перед учителем словесности, – помочь школьникам полюбить слово, открыть его красоту, получать радость от чтения. Этой цели могут послужить многообразные увлекательные словесные игры, которые должны найти место на уроках. Игра не просто развлечение, а особый способ постижения сложных языковых явлений, способ обучения речи. Игра эффективна, ведь играют не потому, что надо, а потому, что интересно. И она часто продуктивнее других форм работы, а время, отведенное на неё на уроке, употреблено подчас наиболее целесообразно.

Одни игры проводятся как викторины, в которых соревнуются отдельные учащиеся, и работа здесь похожа на фронтальную беседу, только стремительную и веселую. Другие игры требуют групповой работы, соревнования команд. Увлекательно соревнование «экспертов», представляющих команды.

Обратившись к игре, учитель сразу столкнется с несколькими противоречиями. С одной стороны, игра требует дисциплины, подчинения игроков строгим законам. С другой – игра не допускает авторитарности, это занятие веселое, творческое, ведущий должен живо реагировать на происходящее. Выход из противоречия можно найти в том, чтобы привлечь самих учащихся к организации игры: создается инициативная группа учащихся, выбираются капитаны команд, ребята выступают в роли ведущих, результаты игры оценивает беспристрастное жюри, состав которого от игры к игре меняется.

В игре всегда происходит соревнование, что и отличает игру от других видов деятельности. А значит, есть победители и побежденные. Но цель учебной игры – не выявление победителя, а приобретение знаний и умений каждым участником. Решение проблемы активизации работы каждого ученика находится творческими усилиями учителя, которому каждый раз приходится думать: 1) как подобрать игры, 2) каким образом их проводить, 3) как оценивать результаты работы учащихся.

Прежде всего, очень важно понимать, что главное в учебной игре – не победа в борьбе, а общая радость участия в ней, радость открытия, совершенного с помощью игры. Нельзя превращать игру в погоню за баллами и делить учеников на талантливых и «серых». Чтобы этого не допустить, учитель подбирает в занятии игры, требующие разных способностей: не только быстроты реакции, но и широты эрудиции, хорошей памяти, эмоциональной чуткости, точности слова и т.д. Тогда кто-то окажется победителем в одном соревновании, кто-то – в другом и не будет полностью проигравших. Игра в команде уравновешивает неодинаковые возможности учащихся, которые при индивидуальном соперничестве могут оказаться очень заметными. Важно, чтобы команды были поставлены в равное положение.

Итак, игра на уроке – не цель, а средство активизации познавательной деятельности и развития творческих способностей учащихся. И от того, как учитель организует игры, зависит в значительной степени успех обучения школьников.

На основании вышеизложенного для эксперимента были отобраны именно задания в игровой форме. Уроки повторения изученного материала проводились в виде своеобразных соревнований.

Были использованы игры, направленные на выявление богатств, заключенных в слове. Они служат обогащению словаря учащихся, обучению грамоте, активизации творческой и речевой деятельности. На наших уроках они, естественно, способствовали повторению учащимися изученных ранее разделов науки о языке: морфемики, лексикологии, морфологии.

Критерии анализа

Полученные результаты рассматривались с точки зрения правильности выполнения заданий и времени их выполнения. Также проанализировано количество выполненных заданий.

О правильности судили по тому, насколько точны были ответы учащихся на задания, как чётко были сформулированы выводы.

Время выполнения задания – тот период, который требовался учащимся от момента получения задания до момента получения правильных результатов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: