Предпосылки, условия и тенденции современного развития государственного управления

В специфических условиях России конца ХХ в. на первое место выдвигается функция реформирования общества. К реформам относятся имеющие системный, структурный и политический характер изменения, осуществляемые в рамках государственной политики на основе законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ. После этого экономика развивается на рыночной основе и государство от реформирования переходит к регулированию для ускорения экономического роста. Хотя задачи регулирования отличны от задач реформирования, оно тоже не обходится без нововведений и принципиальных изменений. В результате реформ общество становится открытым, утверждается частный сектор, предприятия вынуждаются подчиняться рыночной дисциплине, монополия государства ослабевает и государственное управление перемещается на макроуровень. Основными мерами осуществленными в процессе реформирования являются:

1. Введение института частной собственности на средства производства, в том числе и на землю.

2. Приватизация государственных и муниципальных предприятий, жилищного фонда.

3. Предоставление всем предприятиям и гражданам, в том числе иностранным, свободы экономической, предпринимательской деятельности, в том числе внешнеэкономической, торговли.

4. Либерализация цен при государственном регулировании их незначительного количества.

5. Реорганизация государственных и сельскохозяйственных предприятий с отменой обязательного государственного заказа. Создание крестьянских (фермерских) хозяйств.

6. Формирование рыночной инфраструктуры (биржи, финансовый рынок, рынок труда. учреждения по антимонопольному регулированию и банкротству предприятий).

7. Утверждение независимости Банка России, введение конвертируемости рубля.

8. Либерализация личных доходов и расходов

9. Введение платности услуг здравоохранения, образования и ряда других учреждений социальной сферы.

10. Признание и гарантирование политических прав и свобод человека согласно общепризнанным принципам и нормам международного права.

Сложность российских реформ состоит в том. что не существует ни теории, ни практического опыта (достаточно продолжительного и убедительного) перестройки общества, основанного на государственной собственности, в общество с частной собственностью на средства производства и свободой предпринимательства. Имеющиеся научные школы исследуют роль государственного управления в сложившихся рыночных условиях и в регулировании экономики. Ошибочно функции государства. присущие рыночной экономики, распространять на переходный период, когда рынок еще нужно создать. Для условий перехода к рыночной демократии от централизованной системы управления, т.е. когда рынка в общепринятом смысле этого понятия еще нет, можно достоверно утверждать лишь то, что роль государства в России возрастает, хотя бы потому, что долго остаются неясными социально-экономические перспективы и осложняется международное и геополитической положение страны. Мировой опыт учит, что страны. желающие догнать развитые страны, нуждаются в более сильном государственном управлении. Именно оно обеспечили в короткие сроки вхождение СССР в состав не только мировых держав, но и сверхдержав. Без сохранением за государством значительной доли собственности, без индикативного планирования, без стимулирования государством совокупного спроса невозможно не только догнать развитые страны Запада и Востока, но и восстановить экономику. Государство способно проводить самые что ни на есть либеральные реформы, но все зависит от того как оно это делает.

 

Понятие социально-экономических и политических процессов, их виды и типы

Социально-экономические процессы – это совокупность естественных и общественных процессов (либо реальных и виртуальных процессов), которые формируются на основе их интеграции и сбалансированного воздействия процессов рыночного и институционального регулирования на управляемую социально-экономическую систему.

В самом широком смысле политические процессы есть форма политической активности общества. Исключительное многообразие этой активности и тот факт, что каждый ее отдельный случай имеет свою причину и свою цель, разную степень предсказуемости результата и многие другие различия, весьма затрудняют научные исследования политических процессов, порождают многообразие точек зрения по одним и тем же вопросам. Можно без преувеличения сказать, что если провести конкурс на самый высокий уровень дискуссионности рассматриваемых политологией проблем, то тема, посвященная политическим процессам, займет первое место. Специфическая особенность соц-эк и полит процессов заключается в том, что их невозможно изучать как единую массу. В совокупности этих процессов выделяются две группы – общие и частные. Соц-эк и полит процессы этих групп отличаются не только масштабом охвата общественной жизни, но и содержанием, формами протекания, целями и результатами. Поэтому изучение соц-эк и полит процессов не может быть организовано иначе как в раздельном постижении общих и частных соц-эк и полит процессов. Однако сразу отметим, что эти две группы процессов нередко  связаны между собой. Более того, частные соц-эк и полит процессы могут оказывать существенное влияние на содержание, формы и скорость протекания общего соц-эк и полит процесса. Частные соц-эк и полит процессы – это различные, исключительно многочисленные формы политической активности общества, направленные на реализацию определенных политических целей, не затрагивающих состояние политической системы общества в целом. Типология: 1- Масштабность частного соц-эк и полит процесса. В соответствии с этим критерием частные соц-эк и полит процессы можно отнести к двум большим группам – базовые процессы и локальные. 2- Характер взаимосвязи общества и властных структур. На основании данного критерия частные соц-эк и полит процессы подразделяются на стабильные и нестабильные.

Социальный процесс - развертывание во времени, того или иного социального явления. Выделяют парные социальные процессы: - интеграция и дезинтеграция социальной системы; - сплочение и конфликты в группе; - текучесть и стабильность персонала в организации; - эмиграция и иммиграция; - усиление социальной однородности общества и социальная дифференциация; - занятость и безработица и т.д.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: