Конституционно-правовые основы местного самоуправления, его сущностные признаки

Местное самоуправление – одна из основ конституционного строя, основополагающий принцип организации власти, который наряду с принципом разделения властей определяет систему управления. Одна из основных целей местного самоуправления – объединение людей, превращение их в общность с близкими каждому целями. Во всем мире вопросам местного самоуправления отводится значительная роль; оно рассматривается как нижний уровень управления, неотъемлемый признак демократического государства, школа политических лидеров. В нашей стране местному самоуправлению уделяют все большее внимание как одному из атрибутов российской государственности, необходимому элементу демократической организации государственной и общественной жизни каждого государства.

Местное самоуправление представляет самостоятельный уровень реализации народом своей власти. При этом власть на уровне самоуправления народ осуществляет как самостоятельно(путем различных форм волеизъявления), так и через органы местного самоуправления. Органы местного самоуправления - выборные и другие органы, наделенные полномочиями на решение вопросов местного значения и не входящие в систему органов государственной власти. [2, ст.1, п.1]. Органам местного самоуправления принадлежит особое место в демократической системе управления обществом и государством. Это место определяется прежде всего тем, что наличие органов самоуправления обеспечивает такую децентрализацию системы управления, которая делает эту систему управления наиболее пригодной к обеспечению интересов населения на местах с учетом юридических и иных местных традиций. Однако органы местного самоуправления - это не только способ децентрализации управления, но и способ организации и осуществления власти на местах, который обеспечивает самостоятельное решение гражданами вопросов местной жизни, организационное обособление управления местными делами в системе управления обществом и государством. Специфичность положения органов местного самоуправления характеризуется целым рядом отличительных признаков..

ü Во-первых, органы местного самоуправления организационно обособлены, имеют свою самостоятельность. Они не являются составной частью, структурным подразделением государственного механизма управления. Органы местного самоуправления не входят в систему государственных органов власти.

ü Во-вторых, органы местного самоуправления, как правило, избираются непосредственно населением, проживающим на соответствующей территории на основе демократических начал.

ü В-третьих, органы местного самоуправления наделяются в соответствии с уставом муниципального образования собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

ü В-четвертых, органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. В этом случае их деятельность подконтрольна государству.

ü В-пятых, деятельность органов местного самоуправления носит властный характер, поскольку они выступают одной из форм реализации власти народа. Принятые ими в пределах своих полномочий акты обязательны на территории местного самоуправления для всех предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан, общественных объединений.

ü В-шестых, близость органов местного самоуправления к населению и зависимость их структуры от его потребностей и взглядов позволяет с большей эффективностью, нежели при жестко централизованной системе государственного управления на местах, обеспечивать учет потребностей и интересов населения.

 

Взаимоотношения государственной и муниципальной власти, разграничение полномочий.

Полномочия органов гос власти в сфере местного самоуправления Полномочия органов местного самоуправления, вопросы местного значения

Политика

Принятие и изменение ФЗ, обеспечение соотв законов субъектов федеральным, регулиров передачи фед собственности в мун, организация и контроль деятельности органов мест самоуправления Принятие и измен уставов мун образов, контроль за их исполнением, владение, польз и распор мун собственностью

Право

Организация судебной защиты орг мест самоуправл, установление и регулирование ответственности органов м с, регул и защита прав граждан на осущ м с, прокур надзор, регулир мун службы, гарантия избират прав граждан  

Экономика

Устан min гос стандартов, регулир м/бюджетных отношений, обеспеч фин самостоят местного с м, принятие фед программ развития м с Соц-эк развитие мун образования, исполнение мест бюджета, решение фин вопросов мест значения

Адм-террит блок

Регулир особенностей организации м с в пригран террит и закрытых адм-терр образованиях, орг м с в городах фед значения Охрана обществ порядка, грган и содерж мун органов охраны
  Вопросы жизнеобеспечения, безопасности, развития ЖКХ; экологический блок; земельный блок; соц-бытовой блок; социальный блок; тренспортный блок; культурный блок; информационный блок

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: