Финансово-экономическое обеспечение местного самоуправления

Финансово-экономическую основу местного самоуправления составляют муниципальная собственность, имущество, находящееся в государственной собственности и переданное в управление органам местного самоуправления, местный бюджет и иные местные финансовые и прочие ресурсы, формируемые и используемые в интересах населения муниципальных образований.

Состояние финансово-экономической основы местного самоуправления во многом обусловлено состоянием экономики нашего общества, его финансов. Признание и гарантированность государством местного самоуправления предполагает, что государство берет на себя определенные обязательства по созданию экономических, финансовых и иных условий, необходимых для развития местного самоуправления.

Общие принципы организации финансово-экономической самостоятельности органов местного самоуправления:

органы местного самоуправления имеют право, в рамках национальной экономической политики, на обладание достаточными собственными финансовыми средствами, которыми они могут свободно распоряжаться при осуществлении своих функций;

финансовые средства органов местного самоуправления должны быть соразмерны предоставленным им Конституцией или законом полномочиям;

по меньшей мере часть финансовых средств органов местного самоуправления должна формироваться из местных сборов и налогов, ставки которых органы местного самоуправления вправе устанавливать в пределах, определенных законом;

финансовые системы, на которых основываются средства местных органов самоуправления, должны быть достаточно разнообразными и гибкими, чтобы следовать, насколько это возможно, за изменением издержек, возникающих при осуществлении компетенции местных органов;

защита более слабых в финансовом отношении органов местного самоуправления требует процедур финансового выравнивания или эквивалентных мер, предназначенных для корректировки результатов - неравномерного распределения потенциальных источников финансирования местных органов и лежащих на них расходов. Такие процедуры или меры не должны ограничивать свободу выбора органов местного самоуправления в пределах их компетенции [

Имущество, находящееся в собственности муниципального образования, делится на две части. Одна часть муниципального имущества закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями на праве хозяйственного ведения и праве оперативного управления. Другая - в частности, средства местного бюджета, иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляет согласно ст.215 Гражданского кодекса РФ муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения, другого муниципального образования.

Формирование муниципальной собственности тесно взаимосвязано с процессом приватизации.

Финансовые средства, находящиеся в распоряжении муниципального образования, это средства местного бюджета; муниципальные внебюджетные средства; финансовые ресурсы предприятий и учреждений, находящихся в муниципальной собственности; средства, мобилизуемые на финансовом рынке (ссуды, займы, кредиты, ценные бумаги и т.п.). Формирование и использование местных финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении муниципальных образований, осуществляется ими самостоятельно.

 

Состав органов местного самоуправления, их задачи и формы

К органам местного самоуправления в Российской Федерации относятся(состав):

1. Представительные органы местною самоуправления (которые могут именоваться думой, муниципальным собранием и т.п.). Они избираются гражданами соответствующей территории. Возможно также формирование органов местного самоуправления из представителей соответствующих муниципальных органов.

2. Собрания, сходы граждан, посредством которых в небольших населенных пунктах граждане непосредственно осуществляют местное самоуправление. В проекте федерального закона РФ "06 общих принципах организации местного самоуправления в РФ" предполагается, что в местных сообществах, где имеется возможность проведения сходов, коллегиальные выборные органы местного самоуправления, наделяемые представительными полномочиями, могут не образовываться. В данном случае представительными полномочиями будет обладать сход, который будет созываться по мере необходимости.

3. Главы местного самоуправления (глава администрации, мэр, староста и т.п.), которые могут избираться или назначаться. Они руководят деятельностью местной администрации, структура которой зависит от

вида населенного пункта (город, поселок), размера территории, численности населения. Структура, полномочия местной администрации закреплены в уставе (положении) местного самоуправления.

Органы местного самоуправления избираются (формируются) сроком на два года.

Значимая роль в системе местного самоуправления отводится органам территориального общественного самоуправления, которые образуются населением, проживающим в районе и городе (советы, комитеты микрорайонов, жилищных комплексов).

Перечень полномочий местного самоуправления позволяет выделить следующие его основные функции.

1. Обеспечение участия населения в решении местных дел.

2. Управленце муниципальной собственностью, финансовыми средствами местного самоуправления.

3. Обеспечение развития соответствующей территории.

4. Обеспечение потребностей населения в социально-культурных, коммунальных, бытовых и других жизненно важных услугах.

5. Охрана общественного порядка, обеспечение режима законности на данной территории.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: