Внешнеторговая политика государства и ее экономические инструменты

Все государства мира связаны между собой торговыми отношениями (ТО) и все руководствуются одним принципам – иметь выгоду от внешней торговли (ВТ) для этого государство разрабатывает внешнеторговую политику. ВТ-ая политика – это система мероприятий государства, направленных на защиту внутреннего рынка, на стимулирование ВТ, изменение ее структуры и направления товарных потоков. Существует два вида ВТ-ой политики:

- протекционизм

- фратредерство.

Протекционизм характеризуется введением высоких таможенных пошлин на импортные товары, тем самым ограничивается их ввоз и в краткосрочным периоде протекционизм является выгодным, он дает возможность развиваться национальному производителю, поскольку он защищает от внешней конкуренции. Иногда существует таможенные пошлины и на экспорт с целью сдерживания товаропоставок за рубеж. Протекционизм выражается и в нетарифных ограничениях. Нетарифные ограничения в первую очередь более эффективно защищают национального товаропроизводителя от внешней конкуренции.

Фратредерство- это свободная торговля и либеризация внешней торговли., это свободная, беспошлинная и с незначительными пошлинами, перемещение товаров из страны в страну. Каждая странавыбирает для себя сочетание обоих видов ВТ-ой политики. Обычно наиболее развитые страны, придерживающиеся фратредерства, но и они используют протекционизм. В целом все таки пробивает себе дорогу фратредерство.

Рассмотрим подробно протекционизм - в его рамках существует тарифные и нетарифные ограничения ВТ. Тарифные состоят из конкретных ставок, таможенных пошлин, которые используются для целей налогообложения ввозимых или вывозимых товаров. Таможенная пошлина – это обязательный взнос, взымаемый таможенным органами при импорте или экспорте товара, и являющийся условием импорта или экспорта товара. Таможенные пошлины классифицируются:

- по способу взимания:

1. адвалорные – происходит начисление % к таможенной стоимости облагаемых товаров,

2. специфические – они начисляются в установленном размере за единицу облагаемого товара, эти пошлины устанавливаются на стандартную продукцию,

3. комбинированные – они сочетают 1 и 2.

- по объекту обложения:

1. импортные – они преобладают и играют защитную роль,

2. транзитные – они накладываются на товары, перевозимые транзитом через территорию данной страны.

- по способу обложения:

1. сезонные – это обычно пошлины на продукцию с/х,

2. антидемпенговые,

3. компенсационные – накладываются на импорт тех товаров при производстве которых использовались субсидии, если их импорт наносит ущерб национальным производителям.

- по происхождению пошлин:

1. автопошлины – они взимаются на основе односторонних решений органов государственной власти страны,

2. конвенционные (договорные) – они устанавливаются на базе 2-хстороннего или многостороннего соглашения, особенно они определяются через всемирную торговую организацию.

- по типам ставок:

1. постоянные в подавляющем большинстве стран,

2. переменные – могут меняться в тех случаях, когда к этому прикладывает руку государство,

- по способу вычисления:

1. номинальные- те, которые указаны в таможенном тарифе,

2. эф-ные – это реальный уровень таможенного обмена на конечные товары, вычисляются с учетом уровня пошлин, наложенных на импортные узлы и детали этих товаров.

Уровень таможенного обложения: пошлина накладывается на таможенную стоимость товара, которая определяется в соответствии с законодательством каждой страны. Таможенная стоимость товара – это нормальная складывающаяся на открытом рынке между независимым продавцом и покупателем цена товара, по которой он может быть продан в стране назначения в момент подачи таможенной декларации. Причем, цены могут исчисляться на базе цены ФОБ и на базе цены СИФ.

Цена ФОБ исчисляется без учета страхования товара и стоимости транспортировки. Цена СИФ включает в себя цену ФОБ и стоимость страхования и транспортировки до порта назначения. Ценовой тариф несет в себе внутреннее противоречие, которое проявляется в несовпадении интересов местных производителей и потребителей. С одной стороны, производители заинтересованы в тарифе,, чтобы оградится от излишней м/н конкуренции, а с другой стороны – те же производители, которые выступают как потребители не заинтересованы в иностранном тарифе, поскольку под его влиянием растут внутренние цены. В разрешение этого противоречия осуществляется с помощью тарифной квоты – это разновидность переменных тарифных пошлин, ставок, которые зависят от объема импорта товаров:

При импорте в определенных количествах, он облагается по базовой внутриквотной ставке тарифа, а при превышении определенного объема импорт облагается по более высокой, сверхквотной ставке тарифа. Вот каковы инструменты во ВТ в протекционизме.

Нетарифные: наиболее распространенной формой является квота или контингент – это количественная, внетарифная мера ограничения экспорта или импорта товара определенным количеством или суммой на определенный промежуток времени. Квота – это список. Существуют экспортные и импортные квоты.

Следующий вид нетарифного: лицензирование ВЭД через разрешение, выдаваемое государственными органами на экспортные и импортные товары в установленных количествах в определенный промежуток времени.

Существуют добровольные ограничения экспорта. Они вводятся правительством, обычно под давлением более крупной импортирующей страны, которая угрожает применением односторонних ограничительных мер на импорт в случае отказа добровольно ограничивать экспорт, которая наносит ущерб ее местным производителям.

Количественное ограничение экспорта, основанное на обязательстве одного из партнеров о том, чтобы ограничить ил хотя бы не расширять экспорт. Для импортирующей страны добровольное ограничение экспорта означает потерю не только эффективной защиты потребителя, но и эффективного дохода. Все названные формы (внетарифные) протекционизма являются открытыми ограничениям. Открытым ограничением является и монополия на поставки и закупки товаров,,. То есть государство может предоставлять исключительное право отдельным организациям осуществлять те или иные операции на внешнем рынке.

Скрытый протекционизм имеет несколько сотен видов, он представляет собой:

1. технические барьеры – это скрытые методы торговой политики, возникающие в силу того что национальные,. Технические, административные и другие нормы и правила построены так, чтобы препятствовать ввозу товара из-за границы.

(национальные стандарты, получение сертификатов качества, маркировка товаров и т.д.)

1. внутренние налоги и сборы – это мера, которая позволяет повышать цену, это налоги только на импорт.

2. политика в рамках государственных закупок – это скрытый механизм торговой политики, требующий от гос. органов и предприятий покупать товары только национальных фирм, даже если они дороже и хуже.

3. финансовый метод торговой политики:

а) субсидии национальным производителям – это прямые выплаты экспортеру, после совершения им продажи товаров. Эти выплаты осуществляются в сумме разницы его издержек и полученного им дохода.

б) скрытые датирования экспортеров – через предоставление льгот по уплате налогов, установление льготных условий страхования, возврат импортных пошлин и т.д.

в) внутренняя субсидия – это наиболее замаскированный финансовый метод торговой политики и дискриминации импорта, предусматривающий бюджетное финансирование, производство внутри страны товаров конкурирующих с импортными.

Важнейшим методом – методом внетарифным ограничением является демпинг, его основное назначение – подавление конкурентов. Это метод финансовой внетарифной торговой политики, заключающийся в продвижении товара на внешний рынок, за счет стандартного уровня цен существующих внутри страны. Существуют следующие виды демпинга:

1. спорадический демпинг – это эпизодическая продажа излишних товаров на внешнем рынке по заниженным ценам (ниже внутренних)

2. преднамеренный – это временное умышленное снижение экспортных цен с целью вытеснения конкурента, то есть это продажа товаров на экспорт по ценам ниже цен своего внутреннего рынка и даже ниже издержек производства.

3. постоянный – это постоянный экспорт товаров по цене ниже справедливой – его использует Россия.

4. обратный демпинг – это встречная торговля двух стран одним и тем же товаром по заниженным ценам.

В целом в основе демпинга обычно лежит ситуация, при которой эластичность спроса по цене на внутреннем рынке ниже, чем на внешнем.

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: