Для описания типов поведения людей в конфликтах применялась двухмерная модель регулирования конфликтов К. Томаса, основополагающими частями которой является кооперация, суть которой - внимание человека к интересам других людей, вовлеченных в ситуацию, и напористость, для которой характерен акцент на собственных интересах.
Респондентам были выданы анкеты, в которых были указаны некоторые утверждения, которые характеризуют некоторые особенности личностного поведения. Респондентам было предложено отметить один из двух вариантов ответа, который наиболее соответствовал их взглядам.
Полученные результаты помещены в таблицу 3.
Анализируя вышеизложенные данные, представляется возможным сказать, что преобладающим типом поведения в коллективе при конфликтных ситуациях является избегание. Такой тип поведения характерен для Бухгалтера, Рабочего, Уборщицы и Посудомойщика. Избегание можно описать следующим образом:
Таблица 3 - Типы поведения в конфликте сотрудников кафе
| |||||||||
Тип поведения | Количество ответов по респондентам |
| |||||||
Директор | Бухгалтер | Менеджер1 | Менеджер 2 | Менеджер 3 | Рабочий | Посудомойщик | Уборщица | ||
Соперничество | 10 | 8 | 6 | 5 | 6 | 8 | 4 | 0 | |
Сотрудничество | 8 | 2 | 12 | 10 | 12 | 0 | 4 | 2 | |
Компромисс | 4 | 5 | 2 | 10 | 2 | 0 | 0 | 6 | |
Избегание | 4 | 10 | 0 | 0 | 0 | 12 | 12 | 12 | |
Приспособление | 4 | 5 | 10 | 5 | 10 | 10 | 10 | 10 | |
ИТОГО, вопросов | 30 | 30 | 30 | 30 | 33 | 30 | 30 | 30 | |
Превалирующий тип | Соперничество | Избегание | Сотрудничество | Компромисс-Сотрудничество | Сотрудничество | Избегание | Избегание | Избегание | |
- Человек предлагает другим взять ответственность за решение спорного вопроса;
- Пытается сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности;
- Старается отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно;
- В большинстве случаев, человек избегает занимать позицию, которая может вызвать споры и т.п.
Руководителю коллектива наиболее близка позиция соперничества, для которой характерны следующие черты:
- Человек пытается доказать другому преимущество и логику своих убеждений;
- Обычно он настойчиво старается добиться своего;
- Человек прилагает максимум усилий, чтобы добиться поставленной цели;
- Он настаивает на том, чтобы было сделано по его желанию и т.п.
Для Менеджера 1 и менеджера 3 свойственна линия поведения при конфликте - сотрудничество, которая характеризуется:
- Для человека важно, чтобы все в процессе спора удовлетворили свои желания;
- Он всегда занимает позицию в спорном вопросе, при которой возможно добиться успеха совместно с другим человеком;
- Человек всегда склонен к прямому обсуждению спорного вопроса и к совместному решению;
- В процессе спора человек сообщает другому свою точку зрения и спрашивает о его взглядах и т.п.
Для менеджера 2 свойственны в равной степени позиция компромисса и сотрудничества. Позиция сотрудничества была описана выше. Для позиции компромисса характерны следующие черты:
- Человек предлагает среднюю позицию;
- Он предлагает варианты решения конфликта, снимающие противоречия;
- Человек дает возможность другому в чем-либо остаться при своем мнении, если он идет навстречу и т.п.
В итоге, следует отметить, что наиболее характерны для сотрудников модель поведения - Избегание. То есть люди уходят от решения конфликта, который в свою очередь в большинстве случаев назревает более сильный. Данный тип поведения характерен для групп с малой степенью сплоченности. что и является отличительным признаком анализируемой группы. При таком типе поведения, человек имеет низкую степень напористости и в малой степени склонен к кооперации.
Тип поведения директора - соперничество, прежде всего вызван тем, что он является формальным и неформальным лидером и может диктовать свои условия в процессе разрешения конфликта. При таком типе поведения человек имеет напористый характер и мало склонен к кооперации.
На сотрудничество готовы 3 из 8 опрошенных респондента. Данный тип поведения характерен для высокоорганизованных групп, при таком типе поведения человек в равной степени напорист и готов к разрешению конфликта наиболее предпочтителен.
Процесс кадрового менеджмента в организации
Кадровое планирование в организации
Сущность кадрового планирования заключается в том, что оно имеет задачи предоставления людям рабочих мест в нужный момент времени и в необходимом количестве в соответствии с их способностями, склонностями и требованиями производства.
Рисунок 8 - Составные элементы кадрового менеджмента
Оно осуществляется как в интересах организации, так и в интересах ее персонала. Оно должно создавать условия для мотивации более высокой производительности труда и удовлетворенности работой. Одной из задач здесь является учет интересов всех работников организации.
Кадровое планирование должно дать ответ на следующие вопросы:
-сколько работников, какой квалификации, когда и где будут необходимы?
-как лучше использовать кадры в соответствии с его способностями?
-каким образом обеспечить развитие кадров и поддержания их знаний в соответствии с запросами организации?
-каких затрат потребуют запланированные кадровые мероприятия?
Кадровое планирование реализуется посредством осуществления целого комплекса взаимосвязанных мероприятий, объединенных в оперативном плане работы с кадрами (рис. 9).
Рисунок 9 - Цели и задачи планирования
Оперативный план работы с кадрами можно представить на рис. 10.
Рисунок 10 - Оперативный план работы с кадрами в ООО "Фуд-корд-Новосибирск"
К средствам внутреннего набора относятся: продвижение по службе, замещение вакантных должностей и т. п.
При отборе кадров используются следующие методы:
-испытания - измерение способности выполнения задач, связанных с предполагаемой работой, оценка психологических характеристик (уровень интеллекта, энергичность, откровенность и т. п.),
-собеседование - проведение интервью.