Особенности политических и правовых взглядов Томаса Джефферсона

Введение

 

Изучение истории правовых и политических учений имеет важнейшее значение, ибо трудно назвать в системе юридической науки другую отрасль, которая, во-первых, так органически объединяла современные и исторические проблемы правовых наук и, во-вторых, так ярко отражала значение духовного наследия прошлых эпох для современности. История правовых учений дает полное, законченное представление об узловых понятиях, положениях и категориях юридической науки. Это особого рода «культурная память» – память о политических идеях, представлениях и теориях прошлого, взятых в историческом становлении, последующем развитии и связи с современностью.

Настоятельная необходимость повсеместного утверждения мира и согласия на началах исторически апробированных ценностей человеческой цивилизации, единых мировых стандартов в области прав и свобод человека, внутреннего и международного правопорядка – эти и другие факторы обуславливают актуальность и интерес к историческим исследованиям. Познавательный потенциал истории политической мысли весьма значим в аспекте усиления внимания к проблеме политического предвидения и прогнозирования, а также в плане научной разработки глобальных проблем. История идей всегда мобилизуется для решения задач современности.

Знание реальной исторической ретроспективы в настоящее время становится необходимым моментом для выработки современных идей и теорий, концепций национальных интересов, а также для осмысления современных политических процессов, закономерностей и тенденций их развития. 

Имя Томаса Джефферсона - одно из самых почитаемых среди американского народа, оно стоит в ряду выдающихся деятелей мировой истории. Его жизнь и деятельность оставила глубокий след в памяти человечества.

Все это обусловливает актуальность выбранной темы работы.

Целью работы является изучение и анализ жизнедеятельности Томаса Джефферсона с акцентуацией внимания на его политической и общественной деятельности.

Задачи:

- проанализировать концепцию демократического правления Томаса Джефферсона;

- рассмотреть идеал местного самоуправления Т. Джефферсона;

- рассмотреть политическое образование как императив республиканизма;

- проанализировать развитие и преемственность во взглядах Джефферсона.

Методы исследования: системный и комплексный анализ, исторический метод, методы формальной логики, включая дедукцию, индукцию, абстрагирование, обобщение, анализ и синтез.

Степень изучения темы: наследие Джефферсона, как политического мыслителя, освоено у нас пока далеко не полностью. Джефферсон высказал немало значительных, интересных и плодотворных политических идей, но эти идеи рассыпаны по многочисленным небольшим работам, главную часть которых составляют обширная переписка, а также наброски к речам, выступлениям, партийным и государственным документам. Необходимо также иметь в виду, что известные произведения написаны Джефферсоном преимущественно в ранний период его творчества. Мысли же его зрелого периода, обогащенного, в частности, опытом работы на важнейших государственных постах, изложены преимущественно в «малых формах» и пока известны у нас очень мало. Творчество и жизнедеятельность изучали известные авторы такие как Согрин В.В., Печатнов В.О., Севостьянов Г.Н., Уткин А.И, а так же ему посвящены разделы в учебниках философии права под ред. Альбова А.П., Масленникова В.П., Сальникова М.В., Иванян В.В., Радугина и.т.д.

 



Особенности политических и правовых взглядов Томаса Джефферсона

 

Последовательным борцом за независимость страны от мет­рополии, за демократическое устройство государства, просве­щение народа, естественные неотчуждаемые права человека был Томас Джефферсон(1743 - 1826). Он получил юридическое образование, изучал философию, историю и естественные нау­ки. Успешно занимался общественной и государственной дея­тельностью, был членом законодательного собрания Виргинии, а позже - губернатором этого штата, государственным секрета­рем США, вице-президентом и дважды (1800 и 1804) избирался президентом США.

Его политико-правовые взгляды нашли отражение в целом ряде официальных документов, обширной переписке, а также в таких его произведениях, как «Общий обзор прав Британской Америки» (1774) и «Заметки о штате Виргиния» (1785). Он был автором (при участии Франклина и Адамса) знаменитой Декла­рации независимости США, единогласно принятой представи­телями всех 13 штатов 4 июля 1776 г.

В своей первой большой работе «Общий обзор прав Британ­ской Америки» Джефферсон, резко критикуя деспотический характер английского колониального владычества, обосновыва­ет естественное правоамериканского народа на свободу и незави­симость,требует отмены (или, по крайней мере, существенного ограничения) рабства и работорговли. В этой работе, написан­ной в форме обращения к английскому королю, Джефферсон подчеркивает, что американский народ ждет от короля не ми­лости, а возвращения ему своих естественных прав, отобранных у него английскими властями. Сам король при этом, по словам Джефферсона, «не более чем главный чиновник своего народа, назначенный законом и наделенный известной властью, чтобы помочь работе сложной государственной машины, поставлен­ный для того, чтобы приносить пользу народу, и, следователь­но, подверженный контролю народа»[1].

Придерживаясь естественноправовых взглядов, Джефферсон особо подчеркивал определяющее значение (и для демократи­ческой организации государственной и общественной жизни, и для действующего законодательства) прирожденных и неотчуж­даемых прав человека. Свое наиболее четкое и яркое выражение эта идея Джефферсона нашла в подготовленной им Декларации независимости США, где, в частности, содержатся следующие знаменательные слова: «Мы считаем очевидными следующие истины: все люди сотворены равными и все они наделены сво­им Создателем некоторыми неотчуждаемыми правами, к числу которых принадлежат: жизнь, свобода и стремление к сча­стью». Именно для обеспечения этих неотчуждаемых прав и «учреждены среди людей правительства, занимающие свою справедливую власть из согласия народа»[2]. Эта опирающаяся на идеи естественных неотчуждаемых прав человека концепция демократической государственности дополняется и подкрепля­ется в подходе Джефферсона принципиальным положением о праве народа на изменение государственного строя, не соответ­ствующего своему предназначению. Если же данная форма правительства становится гибельной для целей, ради которых она учреждена (т. е. для обеспечения неотчуждаемых прав чело­века), то, согласно Джефферсону, «народ имеет право изменить или уничтожить ее и учредить новое правительство, основанное на таких принципах и с такой организацией власти, какие, по мнению этого народа, всего более могут способствовать его безопасности и счастью».[3]

В своих естественноправовых воззрениях Джефферсон нахо­дился под заметным влиянием идей передовых европейских мыслителей, особенно учения Дж.Локка. Кроме закрепленных в Декларации независимости США естественных неотчуждае­мых прав человека Джефферсон признавал и ряд других неотчу­ждаемых прав, к которым он, в частности, относил право собст­венности, право каждого человеческого сообщества на само­управление, право свободной переписки и обмена мнениями, взглядами и информацией, свободу совести и т. д. Он выступал за отделение церкви от государства и лишение англиканской церкви статуса государственной. В этих целях Джефферсон раз­работал проект закона штата о религиозной свободе, принятый в 1786 г. Он активно содействовал подготовке и принятию Бил­ля о правах 1789-1791 гг. (первых 10 поправок к Конституции США 1787 г.).

Будучи стойким приверженцем демократии, Джефферсон вместе с тем предостерегал общественность против опасностей «коррупции и тирании» правительства, против «купли голоса народа» на выборах и проч. Но он надеялся, что люди посте­пенно научатся для себя и общего блага успешно пользоваться своими правами и добьются разумной и справедливой формы демократического правления.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: