Немаловажным представляется и вопрос об эволюцииполитических взглядов Джефферсона; тем более что время его жизни и деятельности было периодом быстрых общественных перемен, когда все новые общественные ситуации требовали от политических деятелей обновления едва ли не всего арсенала их первоначальных представлений об обществе.[22] Огромную роль для развития взглядов Джефферсона, конечно же, сыграл его опыт пребывания на высших постах в государстве в период, когда продолжалось становление американской государственности. Широко известно, например, что первоначально Джефферсон,считавший основой государства работу на земле, был противником развития в США собственной промышленности, а затем пришел к признанию, значения развития в Америке промышленности и торговли: его взгляды о, постепенно освобождались от разного рода крайностей. Однако в том, что касается понимания существа и значения демократии, каких-либо кардинальных изменений во взглядах Джефферсона, по нашему мнению, обнаружить не удается. Разумеется, с годами и обретением все большего опыта политической деятельности на самом высоком уровне он больше задумывается и пишет проблемах представительнойдемократии и контроля над властью. Но это вовсе не означает, что формы прямой демократии, непосредственного участия народа в управлении теряют в его глазах свое значение. В подтверждение этой мысли можно привести основные идеи одного из последних писем Джефферсона - письма Д.Картрайту, написанного уже в 1824 г. В этом письме он, в частности, утверждает, что республиканские законы, по которым стали жить американские штаты, носят естественный характер («мы обратились к тому, что было дано природой, и нашли эти законы отпечатанными в наших сердцах»)- Он описывает основы американской системы правления как такой, где народ пользуется властью сам во всех случаях, когда чувствует себя компетентным, и через своих свободно избранных представителей - во всех остальных случаях, обладает правом и долгом всегда быть вооруженным; пользуется свободой личности, свободой вероисповедания, свободой собственности и свободой печати. Однако наиболее интересно в этом письме то, что Джефферсон идет в нем еще дальше по части предложений о развитии местного самоуправления и предлагает разделить округа на административные районы, в каждом из которых могла бы быть начальная школа, отделение милиции с офицерами, мировой судья и констебль. Каждый из таких районов, по его мнению, мог бы избирать из своих сограждан присяжных для присутствия в суде, проявлять заботу о бедняках, о дорогах и отдавать в нижней палате парламента голоса за всех должностных лиц, намеченных к избранию. «Таким образом, - пишет Джефферсон, - каждый район представлял бы собой небольшую республику, и каждый человек в штате стал бы активным членом народного правительства, осуществляя лично большую часть прав и выполняя большую часть обязанностей, хоть и второстепенных, но тем не менее важных и находящихся вполне в его компетенции. Человеческий разум не может придумать более прочной основы для свободной, прочной и хорошо управляемой республики»[23]. Как видим, и в самом конце жизни Джефферсон не только сохранял убежденность в фундаментальном значении непосредственного участия народа в управлении, но и выдвигал новые и далеко идущие предложения по развитию народного самоуправления.
|
|
|
|
Действительно, наряду с естественным развитием взглядов Джефферсона на протяжении его жизни, в них было нечто, в своем главном существе, остававшееся неизменным. Эту неизменную основу его взглядов, образовывало, на наш взгляд, то, что можно назвать «народной перспективой»: верав разум, здравый смысл, силы, твердое «моральное чувство» народа - и забота о его состоянии и будущей судьбе. «Именно нравы и дух народа, - утверждал он еще в ранней работе «Заметки о штате Виргиния», - сохраняют республику в силе. Вырождение народа - это язва, которая вскоре заразит его законы и конституцию»[24]. Это убеждение Джефферсон пронес поистине через всю жизнь. «Я не отношусь к числу тех, - писал он в 1816 г. С.Керчевалю, - кто боится народа. Он, а не богатые - наша опора в постоянной борьбе за свободу»[25]. И уже в самом конце жизни, в 1824 г., в письме к Г.Ли он формулирует важнейшие, по его убеждению, принципы политического размежевания как бы «поверх» традиционного деления на «левых» и «правых» по главному для него критерию - лежащему в основе этих политических позиций отношению к народу: «Люди по своей натуре естественно делятся на две части. Во-первых, на тех, кто боится людей, не доверяет им и желает лишить народ всякой власти, сосредоточив ее в руках высших классов. И, во-вторых, на тех, кто не отделяет себя от своего народа, доверяет ему, ценит его и относится к людям как к честным и надежным собратьям, хотя и не считает их всех самыми мудрыми хранителями общественных интересов. Эти две партии существуют в каждой стране, и в каждой стране, где им предоставлена свобода мыслить, говорить и писать, они будут заявлять о себе. Зовите их либералами и сторонниками рабства, якобинцами и ультра, вигами и тори, республиканцами и федералистами - все равно это будут те же две партии, преследующие те же самые цели. Имя аристократов или демократов будет последним для них и именем истинным, выражающим всю суть»[26]. В этой «системе координат» политическую позицию Джефферсона, без сомнения, можно оценить как линию на последовательную защиту демократии, основанную на вере в разум, нравственность и творческие силы народа.
Заключение
Таким образом, проследив всю жизнедеятельность Томаса Джефферсона в целом и некоторые, наиболее важные этапы в отдельности, можно сделать некоторые выводы.
Очевидно, что жизнь этого выдающегося деятеля можно разделить на ряд этапов, каждый из которых имеет самостоятельное значение как для его собственной эволюции, так и для американской истории.
В предреволюционный и революционный периоды Томас Джефферсон выступил как лидер демократического крыла патриотов, выдвинул множество смелых идей и концепций, которые вошли в золотой фонд американской демократической мысли и до сих пор служат источником вдохновения для прогрессивных сил США. Его вклад в дело американской революции трудно переоценить. Томас Джефферсон стал одним из «основателей республики», его идеи составляли фундамент молодой республики и в последствии стали частью политической системы страны.
|
|
В последующие периоды Джефферсон занимает более умеренную позицию. Это можно объяснить логикой политической борьбы, требовавшей от Джефферсона идти на уступки консервативным союзникам по республиканской партии. Умеренный характер политической линии Томаса Джефферсона наиболее полно раскрылся в годы его президентства. Но даже очевидные минусы деятельности Джефферсона в бытность президентом, не должны заслонять положительных итогов его пребывания у власти. В эти годы под влиянием сознательных усилий Т. Джефферсона и его окружения происходит укрепление буржуазно - демократических тенденций в развитии американского общества, которые были «законсервированы» в период правления федералистов.
Однако, Томас Джефферсон предстает перед нами не только как политик, общественный и государственный деятель, но и как сильная личность, качества которой заслуживают всеобщего уважения. Прежде всего, это целеустремленность и напористость, стремление к достижению начатого дела и расширению кругозора, «нелюбовь» к праздности. Эти качества позволили достигнуть Джефферсону поразительных результатов во многих сферах деятельности.
Вообще же его послужной список включал разнообразные и наиболее важные должности: законодатель собрания штата, губернатор, конгрессмен, посол, государственный секретарь, президент, президент философского общества. Но главное - он внес свой вклад в развитие своей страны, участвуя, в то же время, во многих роковых для ее судьбы решениях.