Мутуализм (от лат мутуус – взаимный)

Грань между симбиозом и иными типами взаимоотношений (мутуализмом и протокооперация) иногда весьма условна.

 

Закрепление.

Многие живые организмы связаны между собой своеобразной дружбой, например:

Дружат пчелка и цветок,

Дружат лист и мотылек…

 

Грибники знают, что рыжики следует искать в ельники или под соснами, подосиновики под осинами, подберезовики под березами в лиственных лесах, белые под елью, маслята под сосной. Почему?

 

Рефлексия:

Составление синквейна на тему взаимополезные отношения

 

Домашнее задание: задания в рабочей тетради «Задания по теме взаимовыгодные отношения».

 

Урок 3. Отношения выгодные для одних и безразличные для других.

Цель:изучить взаимоотношений между живыми организмами в сообществе.

Задачи занятия:

Образовательные – овладение учащимися знаниями о видах взаимоотношений между живыми организмами в природе;

Развивающие – сформировать у учащихся навыки самостоятельной работы;

Воспитательные – формирование коммуникативных и организаторских компетенций, умений саморегуляции и саморегулирования своей учебно-познавательной деятельности, умений работать в парах, взаимодействовать как со взрослыми, так и со сверстниками.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование: карточки

Методы обучения:

· словесный - лекция, беседа, диспут (эвристическая беседа с элементами самостоятельной работы);

· частично-поисковый, исследовательский - работа с текстом (выполнение самостоятельных исследований, сопоставление фактов),

· наглядно-образный (изучение таблицы и иллюстраций).

· работа с тестом

Формы обучения:

· фронтальная беседа,

· парная работа (для развития коммуникативных умений)

Технологии:

       Развитие критического мышления

 

Ход урока:

Повторение.

Работа с рабочей тетрадью «Проверь свои знания».

 

 

Изучение нового материала.

Вызов.

Рассмотрите внимательно картинки, как вы считаете какие  виды взаимоотношений между этими организмами?

 

Почему эти отношения называются (+0) полезно-нейтральные?

 

Научное название этих отношений   комменсализм (от франц. Комменсал – сотрапезник)

 

Запишите определение – это одностороннее использование одного вида другим без нанесения ему ущерба.

Попугай в период размножения выдалбливает в одной из стенок термитника туннель глубиной 36 см, выбрасывая содержимое, несут яйца и насиживают их. Он оставляет отверстие термитника открытым, каждую ночь термиты заделывают вход и повреждения, но попугай каждое утро её открывает.

Черепаха-гофер (С.Америка) роет длинные норы в них поселяются мелкие животные (постоянно – лягушки, насекомые; временно- змеи, ящерицы, еноты, опоссумы, лисы). Кроличий сыч сидит у входа, он возмущается если черепаха протискивается мимо него.

Берега Новой Зеландии – буревестники, качурки выдалбливают в скалах гнезда, возвращаясь домой они застают в своих гаттерию (таутару), которая питается жуками и другими насекомыми, привлеченными птичьим пометом.

Рак-отшельник ищет раковину брюхоногого моллюска, на вырост – раковину побольше, оставшееся пустое место может заселить – полихета- покрытый пучками щетинок- кольчатый червь. Когда рак кормится, полихета высовывает из раковины голову и подбирает кусочки пищи падающие изо рта рака.

Усоногие раки прикрепляются головой к скалам, днищам. Морские желуди – их облепляют морские уточки. Некоторые усоногие прикрепляются к китам (питание и жилье).

Экскременты морского ежа поедают держащиеся поблизости пластинчато-жаберные моллюски.

Экскременты аквариумных рыбок поедают моллюски.

 

Осмысление.

Работа с текстом.

По технологии развития критического мышления.

Некоторые животные кормятся остатками пищи других животных, не принося им ни вреда, ни пользы. Гиены, например, подбира­ют остатки добычи, не доеденной львами. Они долго ждут, пока львы не насытятся пойманным животным и не уйдут на отдых. Часто остатками добычи крупных хищников кормятся шакалы и другие животные. Такие отношения между живыми организмами на­зывают «нахлебничеством».

Наиболее часто «нахлебничество» встречает­ся среди морских животных. Хорошо известны такие «нахлебники», как рыбы-лоцманы и ры­бы-прилипалы. Рыбы-лоцманы живут во всех теплых морях. Они стайками сопровождают крупных акул, дельфинов, черепах и даже морские суда. Обычно лоцманы плывут впе­реди избранных животных или судов, словно указывая им путь следования. Привязанность к акулам и другим морским животным объяс­няется тем, что лоцманы находят у них защи­ту от врагов и часто пользуются остатками их пищи. Сопровождение судов тоже выгодно лоц­манам, поскольку им перепадают выбрасывае­мые за борт пищевые отходы.

У рыб-прилипал на голове имеется широ­кая присоска, которой они прикрепляются к самым различным животным, — акулам, китам, черепахам. Присасываются они и к су­дам. Так прилипалы путешествуют по морям и океанам, не затрачивая на это никаких усилий. Когда приходит время кормиться, они открепляются и питаются планктоном. Присоска действует так сильно, что при по­пытке отделить прилипалу от тела акулы или днища судна у нее можно оторвать хвост. Жители некоторых тропических стран с по­мощью прилипал ловят морских черепах, крупных рыб и других животных.

К «нахлебникам» относятся многие виды бактерий и других микроскопических орга­низмов, обитающих в полости рта человека и животных. Здесь они кормятся частичками пищи, обычно застревающими между зубами.

Часто одни организмы используют другие организмы как убежище или поселяются в их норах, гнездах и других укрытиях. Такие от­ношения называют «квартиранством». Не­которые виды рыб, например, без всякого для себя вреда живут между щупальцами круп­ных медуз или актиний. Здесь они получают защиту от врагов, не нанося какого-либо вреда организмам, которые их приютили. Не­большая пресноводная рыба горчак отклады­вает икринки в раковины беззубок, где в безопасности развиваются вышедшие из икринок личинки.

В гнездах птиц, белок, норах мышей оби­тает большое количество различных видов клещей, насекомых и других мелких живот­ных, кормящихся разлагающимися органиче­скими остатками. В норах кротов живут раз­личные виды червей, сенокосцев, пауков, клещей. Для мышей, полевок, землероек но­ры кротов служат путями расселения.

К «квартирантам» относятся и некоторые виды растений, например орхидеи влажных тропических лесов. Орхидеи растут на ветках деревьев. Как и другие зеленые растения, они сами создают органические вещества из неорганических, необходимую воду всасывают корнями из влажного воздуха. Ветки деревьев орхидеи используют как место, хорошо осве­щаемое солнечными лучами, и не причиняют деревьям никакого вреда, но вместе с тем не приносят им и какой-либо пользы.

Приспособление живых организмов к «на­хлебничеству» и «квартирантству» способст­вовало более полному освоению ими сред оби­тания и использованию имеющейся пищи (пищевых ресурсов).

 

Выводы:

Существует несколько разновидностей комменсализма:

1. Сотрапезничество – потребление разных веществ или частей одного и того же ресурса. Такие взаимодействия между различными видами почвенных бактерий- сапротрофов перерабатывающих разные органические вещества из перегнивших растительных остатков, и высшими растениями, которые потребляют образовавшиеся при этом соли. (взаимоотношения копытных и сурков)

2. Нахлебничество (трофобиоз) – один организм получает питательные вещества от другого без нанесения тому вреда (кольчатые черви, живущие в раковине своего хозяина, рака-отшельника, поедают остатки его пищи, схватывая их непосредственно с ротовых частей хозяина)

3. Квартиранство – использование одними видами других (их тел, жилищ) в качестве жилища или укрытия (моллюск жемчужница откладывает икру в жабры рыбы семги – зависят друг от друга; рыба-горчак икру в раковины беззубок; орхидеи растут на ветках деревьев; рыбы клоуны и актинии; поселение многих животных в норах грызунов, в ходах кротов)

Рефлексия.

Использование «тонких» и «толстых» вопросов:

? ?
• кто... • что... • когда... • может... • будет... • мог ли... • было ли... • согласны ли вы... • верно... • дайте объяснение, почему... • почему вы думаете... • почему вы считаете... • в чем разница... • предположите, что будет, если... • что, если...

Домашнее задание: задания из рабочей тетради

 

 

Урок 4. Хищничество

Цель:изучить взаимоотношений между живыми организмами в сообществе.

Задачи занятия:

Образовательные – овладение учащимися знаниями о видах взаимоотношений между живыми организмами в природе;

Развивающие – сформировать у учащихся навыки самостоятельной работы;

Воспитательные – формирование коммуникативных и организаторских компетенций, умений саморегуляции и саморегулирования своей учебно-познавательной деятельности, умений работать в парах, взаимодействовать как со взрослыми, так и со сверстниками.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование: карточки

Методы обучения:

· словесный - лекция, беседа, диспут (эвристическая беседа с элементами самостоятельной работы);

· частично-поисковый, исследовательский - работа с текстом (выполнение самостоятельных исследований, сопоставление фактов),

· наглядно-образный (изучение таблицы и иллюстраций).

· работа с тестом

Формы обучения:

· фронтальная беседа,

· парная работа (для развития коммуникативных умений)

Технологии:

       Развитие критического мышления

 

Ход урока:

Повторение

1. Рабочая тетрадь «Проверь свои знания»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: