Грань между симбиозом и иными типами взаимоотношений (мутуализмом и протокооперация) иногда весьма условна.
Закрепление.
Многие живые организмы связаны между собой своеобразной дружбой, например:
Дружат пчелка и цветок,
Дружат лист и мотылек…
Грибники знают, что рыжики следует искать в ельники или под соснами, подосиновики под осинами, подберезовики под березами в лиственных лесах, белые под елью, маслята под сосной. Почему?
Рефлексия:
Составление синквейна на тему взаимополезные отношения
Домашнее задание: задания в рабочей тетради «Задания по теме взаимовыгодные отношения».
Урок 3. Отношения выгодные для одних и безразличные для других.
Цель:изучить взаимоотношений между живыми организмами в сообществе.
Задачи занятия:
Образовательные – овладение учащимися знаниями о видах взаимоотношений между живыми организмами в природе;
Развивающие – сформировать у учащихся навыки самостоятельной работы;
Воспитательные – формирование коммуникативных и организаторских компетенций, умений саморегуляции и саморегулирования своей учебно-познавательной деятельности, умений работать в парах, взаимодействовать как со взрослыми, так и со сверстниками.
|
|
Тип урока: урок изучения нового материала.
Оборудование: карточки
Методы обучения:
· словесный - лекция, беседа, диспут (эвристическая беседа с элементами самостоятельной работы);
· частично-поисковый, исследовательский - работа с текстом (выполнение самостоятельных исследований, сопоставление фактов),
· наглядно-образный (изучение таблицы и иллюстраций).
· работа с тестом
Формы обучения:
· фронтальная беседа,
· парная работа (для развития коммуникативных умений)
Технологии:
Развитие критического мышления
Ход урока:
Повторение.
Работа с рабочей тетрадью «Проверь свои знания».
Изучение нового материала.
Вызов.
Рассмотрите внимательно картинки, как вы считаете какие виды взаимоотношений между этими организмами?
Почему эти отношения называются (+0) полезно-нейтральные?
Научное название этих отношений комменсализм (от франц. Комменсал – сотрапезник)
Запишите определение – это одностороннее использование одного вида другим без нанесения ему ущерба.
Попугай в период размножения выдалбливает в одной из стенок термитника туннель глубиной 36 см, выбрасывая содержимое, несут яйца и насиживают их. Он оставляет отверстие термитника открытым, каждую ночь термиты заделывают вход и повреждения, но попугай каждое утро её открывает.
Черепаха-гофер (С.Америка) роет длинные норы в них поселяются мелкие животные (постоянно – лягушки, насекомые; временно- змеи, ящерицы, еноты, опоссумы, лисы). Кроличий сыч сидит у входа, он возмущается если черепаха протискивается мимо него.
|
|
Берега Новой Зеландии – буревестники, качурки выдалбливают в скалах гнезда, возвращаясь домой они застают в своих гаттерию (таутару), которая питается жуками и другими насекомыми, привлеченными птичьим пометом.
Рак-отшельник ищет раковину брюхоногого моллюска, на вырост – раковину побольше, оставшееся пустое место может заселить – полихета- покрытый пучками щетинок- кольчатый червь. Когда рак кормится, полихета высовывает из раковины голову и подбирает кусочки пищи падающие изо рта рака.
Усоногие раки прикрепляются головой к скалам, днищам. Морские желуди – их облепляют морские уточки. Некоторые усоногие прикрепляются к китам (питание и жилье).
Экскременты морского ежа поедают держащиеся поблизости пластинчато-жаберные моллюски.
Экскременты аквариумных рыбок поедают моллюски.
Осмысление.
Работа с текстом.
По технологии развития критического мышления.
Некоторые животные кормятся остатками пищи других животных, не принося им ни вреда, ни пользы. Гиены, например, подбирают остатки добычи, не доеденной львами. Они долго ждут, пока львы не насытятся пойманным животным и не уйдут на отдых. Часто остатками добычи крупных хищников кормятся шакалы и другие животные. Такие отношения между живыми организмами называют «нахлебничеством».
Наиболее часто «нахлебничество» встречается среди морских животных. Хорошо известны такие «нахлебники», как рыбы-лоцманы и рыбы-прилипалы. Рыбы-лоцманы живут во всех теплых морях. Они стайками сопровождают крупных акул, дельфинов, черепах и даже морские суда. Обычно лоцманы плывут впереди избранных животных или судов, словно указывая им путь следования. Привязанность к акулам и другим морским животным объясняется тем, что лоцманы находят у них защиту от врагов и часто пользуются остатками их пищи. Сопровождение судов тоже выгодно лоцманам, поскольку им перепадают выбрасываемые за борт пищевые отходы.
У рыб-прилипал на голове имеется широкая присоска, которой они прикрепляются к самым различным животным, — акулам, китам, черепахам. Присасываются они и к судам. Так прилипалы путешествуют по морям и океанам, не затрачивая на это никаких усилий. Когда приходит время кормиться, они открепляются и питаются планктоном. Присоска действует так сильно, что при попытке отделить прилипалу от тела акулы или днища судна у нее можно оторвать хвост. Жители некоторых тропических стран с помощью прилипал ловят морских черепах, крупных рыб и других животных.
К «нахлебникам» относятся многие виды бактерий и других микроскопических организмов, обитающих в полости рта человека и животных. Здесь они кормятся частичками пищи, обычно застревающими между зубами.
Часто одни организмы используют другие организмы как убежище или поселяются в их норах, гнездах и других укрытиях. Такие отношения называют «квартиранством». Некоторые виды рыб, например, без всякого для себя вреда живут между щупальцами крупных медуз или актиний. Здесь они получают защиту от врагов, не нанося какого-либо вреда организмам, которые их приютили. Небольшая пресноводная рыба горчак откладывает икринки в раковины беззубок, где в безопасности развиваются вышедшие из икринок личинки.
В гнездах птиц, белок, норах мышей обитает большое количество различных видов клещей, насекомых и других мелких животных, кормящихся разлагающимися органическими остатками. В норах кротов живут различные виды червей, сенокосцев, пауков, клещей. Для мышей, полевок, землероек норы кротов служат путями расселения.
|
|
К «квартирантам» относятся и некоторые виды растений, например орхидеи влажных тропических лесов. Орхидеи растут на ветках деревьев. Как и другие зеленые растения, они сами создают органические вещества из неорганических, необходимую воду всасывают корнями из влажного воздуха. Ветки деревьев орхидеи используют как место, хорошо освещаемое солнечными лучами, и не причиняют деревьям никакого вреда, но вместе с тем не приносят им и какой-либо пользы.
Приспособление живых организмов к «нахлебничеству» и «квартирантству» способствовало более полному освоению ими сред обитания и использованию имеющейся пищи (пищевых ресурсов).
Выводы:
Существует несколько разновидностей комменсализма:
1. Сотрапезничество – потребление разных веществ или частей одного и того же ресурса. Такие взаимодействия между различными видами почвенных бактерий- сапротрофов перерабатывающих разные органические вещества из перегнивших растительных остатков, и высшими растениями, которые потребляют образовавшиеся при этом соли. (взаимоотношения копытных и сурков)
2. Нахлебничество (трофобиоз) – один организм получает питательные вещества от другого без нанесения тому вреда (кольчатые черви, живущие в раковине своего хозяина, рака-отшельника, поедают остатки его пищи, схватывая их непосредственно с ротовых частей хозяина)
3. Квартиранство – использование одними видами других (их тел, жилищ) в качестве жилища или укрытия (моллюск жемчужница откладывает икру в жабры рыбы семги – зависят друг от друга; рыба-горчак икру в раковины беззубок; орхидеи растут на ветках деревьев; рыбы клоуны и актинии; поселение многих животных в норах грызунов, в ходах кротов)
Рефлексия.
Использование «тонких» и «толстых» вопросов:
? | ? |
• кто... • что... • когда... • может... • будет... • мог ли... • было ли... • согласны ли вы... • верно... | • дайте объяснение, почему... • почему вы думаете... • почему вы считаете... • в чем разница... • предположите, что будет, если... • что, если... |
Домашнее задание: задания из рабочей тетради
|
|
Урок 4. Хищничество
Цель:изучить взаимоотношений между живыми организмами в сообществе.
Задачи занятия:
Образовательные – овладение учащимися знаниями о видах взаимоотношений между живыми организмами в природе;
Развивающие – сформировать у учащихся навыки самостоятельной работы;
Воспитательные – формирование коммуникативных и организаторских компетенций, умений саморегуляции и саморегулирования своей учебно-познавательной деятельности, умений работать в парах, взаимодействовать как со взрослыми, так и со сверстниками.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Оборудование: карточки
Методы обучения:
· словесный - лекция, беседа, диспут (эвристическая беседа с элементами самостоятельной работы);
· частично-поисковый, исследовательский - работа с текстом (выполнение самостоятельных исследований, сопоставление фактов),
· наглядно-образный (изучение таблицы и иллюстраций).
· работа с тестом
Формы обучения:
· фронтальная беседа,
· парная работа (для развития коммуникативных умений)
Технологии:
Развитие критического мышления
Ход урока:
Повторение
1. Рабочая тетрадь «Проверь свои знания»