Изучение нового материала

Вызов.

Одна из самых главных связей между организмами пищевая связь.

Орел бьет сокола, а сокол бьет гусей,

 Страшатся щуки крокодила;

 От тигра гибнет волк, а кошка ест мышей,

Всегда имеет верх над слабостью сила.

А.С.Пушкин.

О каком виде взаимоотношений идет речь в стихотворении и каким знаком они обозначаются?

 

Осмысление.

Работа с текстом по технологии развитие критического мышления.

В природе широко распространены взаимо­отношения организмов, главным образом жи­вотных, при которых одни питаются особями других и имеют различные приспособления к схватыванию, умерщвлению и разрыванию до­бычи. Некоторые из них добычу заглатывают целиком. Такие взаимоотношения характер­ны, например, для жука-плавунца и мальков рыб, божьей коровки и тли, щуки и карася, волка и зайца. Животных, которые питаются другими животными и имеют приспособления к их поимке, называют хищниками, а их добычу — жертвами. Хищники сильнее своих жертв. Жук-плавунец, например, легко справляется не только с различными водными насе­комыми, головастиками и мальками рыб, но овладевает даже лягушками.

Хищные рыбы имеют широкую пасть. Их челюсти усажены большим количеством ост­рых зубов. Хищные птицы, например орел, канюк, сокол, имеют крепкий, крючковато загнутый клюв, сильные пальцы с острыми загнутыми когтями. У хищных зверей сильно развиты клыки, которыми они убивают добы­чу. У хищных птиц и зверей хорошо развиты зрение, слух и другие органы чувств.

Жертвы хищников имеют различные приспо­собления к выживанию. Многие из них способ­ны к быстрому плаванию или бегу, обманному поведению. У некоторых развились своеобраз­ные органы защиты.

У осьминогов, например, есть особый чернильный мешок. Когда хищник настигает осьминога, тот выпускает чернильную жидкость, которая, расплываясь, приобретает форму обтекаемого тела. Хищник «хватает» чернильную жидкость и от ее действия неко­торое время не может ориентироваться во внешней среде.

У морских рыб-иглобрюхов тело покрыто прилегающими шипами. В случае опасности рыбы принимают шарообразную форму. При этом иглы приподнимаются и образуют мощ­ную защиту от крупных хищных рыб.

Хищники имеются не только среди живот­ных. На болотах часто встречается насекомояд­ное растение — росянка. Округлые листья ро­сянки покрыты красноватыми ресничками, выделяющими липкий сок. Мелкие насекомые, садящиеся на росян­ку, прилипают к ее листьям. Реснички изгиба­ются и удерживают жертву. Листья росянки выделяют сок, который переваривает захвачен­ных насекомых.

В прудах и озерах растет не менее интерес­ное хищное растение — пузырчатка. Ее лис­тья рассечены на тонкие дольки, на которых образуются небольшие пузырьки, заполнен­ные воздухом. Пузырек имеет отверстие с клапаном, который может отгибаться внутрь. Мелкие животные, даже личинки рыб, попав в пузырек, не могут выбраться из него, потому что отверстие закрывается кла­паном. Погибших животных пузырчатка ис­пользует как дополнительное питание.

Хищники никогда не приводят к гибели всех своих жертв. Их добычей в первую оче­редь бывают больные или ослабленные живот­ные. Поэтому хищники в природе сдержива­ют чрезмерное размножение растительнояд­ных или всеядных животных и одновременно уменьшают опасность распространения среди них различных болезней.

 

Обсуждение результатов.

Как хищники приспособились к ловле добычи? (зубы, клюв, когти, зрение, слух и т.д.

Как жертвы спасаются от хищников? (работа с карточкой)

 

Рефлексия. Составление синквейна. Зачитываются 2-3.

 

Домашнее задание:

Проект. Вы попробуете придумать такое животное, которое было бы очень хорошо приспособлено, либо к поимке жертвы «Супер-хищник», либо к защите от хищника «Супер-жертва».

 

 

Урок 5. Паразитизм

Цель:изучить взаимоотношений между живыми организмами в сообществе.

Задачи занятия:

Образовательные – овладение учащимися знаниями о видах взаимоотношений между живыми организмами в природе;

Развивающие – сформировать у учащихся навыки самостоятельной работы;

Воспитательные – формирование коммуникативных и организаторских компетенций, умений саморегуляции и саморегулирования своей учебно-познавательной деятельности, умений работать в парах, взаимодействовать как со взрослыми, так и со сверстниками.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование: карточки

Методы обучения:

· словесный - лекция, беседа, диспут (эвристическая беседа с элементами самостоятельной работы);

· частично-поисковый, исследовательский - работа с текстом (выполнение самостоятельных исследований, сопоставление фактов),

· наглядно-образный (изучение таблицы и иллюстраций).

· работа с тестом

Формы обучения:

· фронтальная беседа,

· парная работа (для развития коммуникативных умений)

Технологии:

       Развитие критического мышления

 

Ход урока:

Обсуждение домашнего задания, проектов «Супер-хищник», «Супер-жертва».

 

 

Изучение нового материала.

Вызов.

Джонатан Свифт писал:

Под микроскопом он открыл, что на блохе

Живет блоху кусающая блошка;

На блошке той - блошинка - крошка,

В блошиночку же вонзает зуб сердито

Блошиночка... и так до бесконечности.

О каком явлении написано стихотворение? Выскажете свое предположение, как в

ходе эволюции могло появиться это явление.

 

Итак что же это за отношения?

На доске записываются слова:

Паразитизм

Паразит

Жертва

Приспособление

По этим словам предлагается составить небольшой рассказ и записать его в тетрадях. На эту работу отводится 5 минут. Затем заслушивается 2 – 3 рассказа.

После проделанной работы учащимся задаётся вопрос: «Что бы они хотели узнать исходя из ключевых слов и созданных ими рассказов?».

Полученные вопросы записываются на доске в методике «Мозгового штурма».

Осмысление

Всем учащимся раздаётся текст в котором они должны постараться найти ответы на поставленные ими же самими вопросы. На работу с текстом отводится примерно 15 минут, после чего учитель возвращается к вопросам, записанным на доске и просит ребят ответить на них.

Затем ребятам даётся задание составить новый рассказ, но уже на основе прочитанного. Заслушать можно только один ответ, а ребятам предложить дополнить его.

 

Как вы уже знаете, живые организмы мо­гут быть средой обитания других организмов. Живой организм, служащий средой обита­ния, называют хозяином, а организм, кото­рый живет за его счет, — паразитом (греч. «пара» — возле, мимо, вне и «зитос» — хлеб, пища). Некоторые паразиты имеют не одного, а двух и даже трех хозяев. Свиной цепень, например, вначале как личинка развивается в организме свиньи, а потом в организме че­ловека. Свинья — промежуточный хозяин свиного цепня, а человек — основной хозяин этого паразита. Взрослые паразиты, как пра­вило, изнуряют, но не губят своего хозяина. Иначе они и сами погибнут вместе со средой своего обитания.

Аскарида, свиной и бычий цепни — внут­ренние паразиты. Они живут в органах тела своих хозяев. Вши, блохи и клопы — наруж­ные паразиты. Они паразитируют на коже птиц, зверей и человека, питаются их кро­вью.

Паразиты имеются не только среди живот­ных, но и среди растений, грибов и бактерий. К растениям-паразитам относится, например, по­вилика, к грибам-паразитам — гриб-трутовик, к бактериям-паразитам — туберкулезная палочка.

Повилика — травянистое растение. Листья ее превратились в чешуйки. Тонкими шнуровидными стеблями повилика обвивается вокруг стебля растения-хозяина и присасывается к нему. Питаясь соками хозяина, повилика сдерживает его рост и развитие, не­редко и губит его. Грибы-трутовики парази­тируют на деревьях. Их тела похо­жи на копыта и сверху покрыты твердой коркой. Питаясь соками древесины, трутови­ки превращают ее в труху. Трутовики живут на деревьях по многу лет.

Бактерия туберкулезная палочка паразити­рует в легких человека и животных и постепенно разрушает их. Болезнь, вызываемая ту­беркулезной палочкой, — туберкулез — очень опасное, заразное, трудноизлечимое за­болевание. Болезни, вызываемые бактериями - паразитами, называют инфекционными.

 

Рефлексия.

Предлагается написать эссе. Заслушиваются 1-2.

 

Домашнее задание: задание в рабочей тетради

 

Дополнительный материал.

Если хищник ловит свою жертву и съедает, то паразит живет на теле хозяина или внутри его и питается им.

Паразиты очень широко распространены.

· Растения – повилика (нет корней и листьев, зато есть присоски – внедряется в тело хозяина и высасывает его соки); заразиха.

· Грибы – трутовик (в ранках на коре деревьев, дерево погибает); грибки на животных (аквариум – сапролегия –рыбки умирают); эмпуза – на мухах; стригущий лишай – человек и собака

· Членистоногие - Насекомые – вши, блохи, чесоточный клещ

· Черви (ришта, цепни, эхинококк)

· Рыбы (минога, миксина, удильщик)

 

Паразитоиды – взрослые особи ведут свободный образ жизни, но яйца откладывают либо в тело личинки другого насекомого, либо на его поверхность. Личинка развивается в теле хозяина и питается его тканями, по мере развития почти целиком его съедает. Паразитоид промежуточное положение между паразитом и хищником.

Виды паразитов:

1. Микропаразиты- относятся те, которые непосредственно размножаются внутри тела хозяина, обычно внутри клеток (возбудители кори, тифа, трипаносома – муха цеце, малярия) листовая мозаика растений.

2. Макропаразиты – растут в теле хозяина, но размножаясь образуют особые формы, которые покидают своего хозяина, чтобы заселить другого (амеба –дизентерия, гриб- трутовик, заразиха, повилика, гельминты, вши, блохи)

1. Эктопаразиты – наружные (клещи, пиявки, блохи)

2. Эндопаразиты –внутренние (гельминты, вирусы, бактерии, простейшие)

 

 

Урок 6. Конкуренция

Цель:изучить взаимоотношений между живыми организмами в сообществе.

Задачи занятия:

Образовательные – овладение учащимися знаниями о видах взаимоотношений между живыми организмами в природе;

Развивающие – сформировать у учащихся навыки самостоятельной работы;

Воспитательные – формирование коммуникативных и организаторских компетенций, умений саморегуляции и саморегулирования своей учебно-познавательной деятельности, умений работать в парах, взаимодействовать как со взрослыми, так и со сверстниками.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование: карточки

Методы обучения:

· словесный - лекция, беседа, диспут (эвристическая беседа с элементами самостоятельной работы);

· частично-поисковый, исследовательский - работа с текстом (выполнение самостоятельных исследований, сопоставление фактов),

· наглядно-образный (изучение таблицы и иллюстраций).

· работа с тестом

Формы обучения:

· фронтальная беседа,

· парная работа (для развития коммуникативных умений)

Технологии:

       Развитие критического мышления

 

Ход урока:

1. Повторение по рабочей тетради.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: