Вызов.
Одна из самых главных связей между организмами пищевая связь.
Орел бьет сокола, а сокол бьет гусей,
Страшатся щуки крокодила;
От тигра гибнет волк, а кошка ест мышей,
Всегда имеет верх над слабостью сила.
А.С.Пушкин.
О каком виде взаимоотношений идет речь в стихотворении и каким знаком они обозначаются?
Осмысление.
Работа с текстом по технологии развитие критического мышления.
В природе широко распространены взаимоотношения организмов, главным образом животных, при которых одни питаются особями других и имеют различные приспособления к схватыванию, умерщвлению и разрыванию добычи. Некоторые из них добычу заглатывают целиком. Такие взаимоотношения характерны, например, для жука-плавунца и мальков рыб, божьей коровки и тли, щуки и карася, волка и зайца. Животных, которые питаются другими животными и имеют приспособления к их поимке, называют хищниками, а их добычу — жертвами. Хищники сильнее своих жертв. Жук-плавунец, например, легко справляется не только с различными водными насекомыми, головастиками и мальками рыб, но овладевает даже лягушками.
|
|
Хищные рыбы имеют широкую пасть. Их челюсти усажены большим количеством острых зубов. Хищные птицы, например орел, канюк, сокол, имеют крепкий, крючковато загнутый клюв, сильные пальцы с острыми загнутыми когтями. У хищных зверей сильно развиты клыки, которыми они убивают добычу. У хищных птиц и зверей хорошо развиты зрение, слух и другие органы чувств.
Жертвы хищников имеют различные приспособления к выживанию. Многие из них способны к быстрому плаванию или бегу, обманному поведению. У некоторых развились своеобразные органы защиты.
У осьминогов, например, есть особый чернильный мешок. Когда хищник настигает осьминога, тот выпускает чернильную жидкость, которая, расплываясь, приобретает форму обтекаемого тела. Хищник «хватает» чернильную жидкость и от ее действия некоторое время не может ориентироваться во внешней среде.
У морских рыб-иглобрюхов тело покрыто прилегающими шипами. В случае опасности рыбы принимают шарообразную форму. При этом иглы приподнимаются и образуют мощную защиту от крупных хищных рыб.
Хищники имеются не только среди животных. На болотах часто встречается насекомоядное растение — росянка. Округлые листья росянки покрыты красноватыми ресничками, выделяющими липкий сок. Мелкие насекомые, садящиеся на росянку, прилипают к ее листьям. Реснички изгибаются и удерживают жертву. Листья росянки выделяют сок, который переваривает захваченных насекомых.
В прудах и озерах растет не менее интересное хищное растение — пузырчатка. Ее листья рассечены на тонкие дольки, на которых образуются небольшие пузырьки, заполненные воздухом. Пузырек имеет отверстие с клапаном, который может отгибаться внутрь. Мелкие животные, даже личинки рыб, попав в пузырек, не могут выбраться из него, потому что отверстие закрывается клапаном. Погибших животных пузырчатка использует как дополнительное питание.
|
|
Хищники никогда не приводят к гибели всех своих жертв. Их добычей в первую очередь бывают больные или ослабленные животные. Поэтому хищники в природе сдерживают чрезмерное размножение растительноядных или всеядных животных и одновременно уменьшают опасность распространения среди них различных болезней.
Обсуждение результатов.
Как хищники приспособились к ловле добычи? (зубы, клюв, когти, зрение, слух и т.д.
Как жертвы спасаются от хищников? (работа с карточкой)
Рефлексия. Составление синквейна. Зачитываются 2-3.
Домашнее задание:
Проект. Вы попробуете придумать такое животное, которое было бы очень хорошо приспособлено, либо к поимке жертвы «Супер-хищник», либо к защите от хищника «Супер-жертва».
Урок 5. Паразитизм
Цель:изучить взаимоотношений между живыми организмами в сообществе.
Задачи занятия:
Образовательные – овладение учащимися знаниями о видах взаимоотношений между живыми организмами в природе;
Развивающие – сформировать у учащихся навыки самостоятельной работы;
Воспитательные – формирование коммуникативных и организаторских компетенций, умений саморегуляции и саморегулирования своей учебно-познавательной деятельности, умений работать в парах, взаимодействовать как со взрослыми, так и со сверстниками.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Оборудование: карточки
Методы обучения:
· словесный - лекция, беседа, диспут (эвристическая беседа с элементами самостоятельной работы);
· частично-поисковый, исследовательский - работа с текстом (выполнение самостоятельных исследований, сопоставление фактов),
· наглядно-образный (изучение таблицы и иллюстраций).
· работа с тестом
Формы обучения:
· фронтальная беседа,
· парная работа (для развития коммуникативных умений)
Технологии:
Развитие критического мышления
Ход урока:
Обсуждение домашнего задания, проектов «Супер-хищник», «Супер-жертва».
Изучение нового материала.
Вызов.
Джонатан Свифт писал:
Под микроскопом он открыл, что на блохе
Живет блоху кусающая блошка;
На блошке той - блошинка - крошка,
В блошиночку же вонзает зуб сердито
Блошиночка... и так до бесконечности.
О каком явлении написано стихотворение? Выскажете свое предположение, как в
ходе эволюции могло появиться это явление.
Итак что же это за отношения?
На доске записываются слова:
Паразитизм
Паразит
Жертва
Приспособление
По этим словам предлагается составить небольшой рассказ и записать его в тетрадях. На эту работу отводится 5 минут. Затем заслушивается 2 – 3 рассказа.
После проделанной работы учащимся задаётся вопрос: «Что бы они хотели узнать исходя из ключевых слов и созданных ими рассказов?».
Полученные вопросы записываются на доске в методике «Мозгового штурма».
Осмысление
Всем учащимся раздаётся текст в котором они должны постараться найти ответы на поставленные ими же самими вопросы. На работу с текстом отводится примерно 15 минут, после чего учитель возвращается к вопросам, записанным на доске и просит ребят ответить на них.
Затем ребятам даётся задание составить новый рассказ, но уже на основе прочитанного. Заслушать можно только один ответ, а ребятам предложить дополнить его.
Как вы уже знаете, живые организмы могут быть средой обитания других организмов. Живой организм, служащий средой обитания, называют хозяином, а организм, который живет за его счет, — паразитом (греч. «пара» — возле, мимо, вне и «зитос» — хлеб, пища). Некоторые паразиты имеют не одного, а двух и даже трех хозяев. Свиной цепень, например, вначале как личинка развивается в организме свиньи, а потом в организме человека. Свинья — промежуточный хозяин свиного цепня, а человек — основной хозяин этого паразита. Взрослые паразиты, как правило, изнуряют, но не губят своего хозяина. Иначе они и сами погибнут вместе со средой своего обитания.
|
|
Аскарида, свиной и бычий цепни — внутренние паразиты. Они живут в органах тела своих хозяев. Вши, блохи и клопы — наружные паразиты. Они паразитируют на коже птиц, зверей и человека, питаются их кровью.
Паразиты имеются не только среди животных, но и среди растений, грибов и бактерий. К растениям-паразитам относится, например, повилика, к грибам-паразитам — гриб-трутовик, к бактериям-паразитам — туберкулезная палочка.
Повилика — травянистое растение. Листья ее превратились в чешуйки. Тонкими шнуровидными стеблями повилика обвивается вокруг стебля растения-хозяина и присасывается к нему. Питаясь соками хозяина, повилика сдерживает его рост и развитие, нередко и губит его. Грибы-трутовики паразитируют на деревьях. Их тела похожи на копыта и сверху покрыты твердой коркой. Питаясь соками древесины, трутовики превращают ее в труху. Трутовики живут на деревьях по многу лет.
Бактерия туберкулезная палочка паразитирует в легких человека и животных и постепенно разрушает их. Болезнь, вызываемая туберкулезной палочкой, — туберкулез — очень опасное, заразное, трудноизлечимое заболевание. Болезни, вызываемые бактериями - паразитами, называют инфекционными.
Рефлексия.
Предлагается написать эссе. Заслушиваются 1-2.
Домашнее задание: задание в рабочей тетради
Дополнительный материал.
Если хищник ловит свою жертву и съедает, то паразит живет на теле хозяина или внутри его и питается им.
|
|
Паразиты очень широко распространены.
· Растения – повилика (нет корней и листьев, зато есть присоски – внедряется в тело хозяина и высасывает его соки); заразиха.
· Грибы – трутовик (в ранках на коре деревьев, дерево погибает); грибки на животных (аквариум – сапролегия –рыбки умирают); эмпуза – на мухах; стригущий лишай – человек и собака
· Членистоногие - Насекомые – вши, блохи, чесоточный клещ
· Черви (ришта, цепни, эхинококк)
· Рыбы (минога, миксина, удильщик)
Паразитоиды – взрослые особи ведут свободный образ жизни, но яйца откладывают либо в тело личинки другого насекомого, либо на его поверхность. Личинка развивается в теле хозяина и питается его тканями, по мере развития почти целиком его съедает. Паразитоид промежуточное положение между паразитом и хищником.
Виды паразитов:
1. Микропаразиты- относятся те, которые непосредственно размножаются внутри тела хозяина, обычно внутри клеток (возбудители кори, тифа, трипаносома – муха цеце, малярия) листовая мозаика растений.
2. Макропаразиты – растут в теле хозяина, но размножаясь образуют особые формы, которые покидают своего хозяина, чтобы заселить другого (амеба –дизентерия, гриб- трутовик, заразиха, повилика, гельминты, вши, блохи)
1. Эктопаразиты – наружные (клещи, пиявки, блохи)
2. Эндопаразиты –внутренние (гельминты, вирусы, бактерии, простейшие)
Урок 6. Конкуренция
Цель:изучить взаимоотношений между живыми организмами в сообществе.
Задачи занятия:
Образовательные – овладение учащимися знаниями о видах взаимоотношений между живыми организмами в природе;
Развивающие – сформировать у учащихся навыки самостоятельной работы;
Воспитательные – формирование коммуникативных и организаторских компетенций, умений саморегуляции и саморегулирования своей учебно-познавательной деятельности, умений работать в парах, взаимодействовать как со взрослыми, так и со сверстниками.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Оборудование: карточки
Методы обучения:
· словесный - лекция, беседа, диспут (эвристическая беседа с элементами самостоятельной работы);
· частично-поисковый, исследовательский - работа с текстом (выполнение самостоятельных исследований, сопоставление фактов),
· наглядно-образный (изучение таблицы и иллюстраций).
· работа с тестом
Формы обучения:
· фронтальная беседа,
· парная работа (для развития коммуникативных умений)
Технологии:
Развитие критического мышления
Ход урока:
1. Повторение по рабочей тетради.