Вызов.
Одна из самых главных связей между организмами пищевая связь.
Орел бьет сокола, а сокол бьет гусей,
Страшатся щуки крокодила;
От тигра гибнет волк, а кошка ест мышей,
Всегда имеет верх над слабостью сила.
А.С.Пушкин.
О каком виде взаимоотношений идет речь в стихотворении и каким знаком они обозначаются?
Осмысление.
Работа с текстом по технологии развитие критического мышления.
В природе широко распространены взаимоотношения организмов, главным образом животных, при которых одни питаются особями других и имеют различные приспособления к схватыванию, умерщвлению и разрыванию добычи. Некоторые из них добычу заглатывают целиком. Такие взаимоотношения характерны, например, для жука-плавунца и мальков рыб, божьей коровки и тли, щуки и карася, волка и зайца. Животных, которые питаются другими животными и имеют приспособления к их поимке, называют хищниками, а их добычу — жертвами. Хищники сильнее своих жертв. Жук-плавунец, например, легко справляется не только с различными водными насекомыми, головастиками и мальками рыб, но овладевает даже лягушками.
Хищные рыбы имеют широкую пасть. Их челюсти усажены большим количеством острых зубов. Хищные птицы, например орел, канюк, сокол, имеют крепкий, крючковато загнутый клюв, сильные пальцы с острыми загнутыми когтями. У хищных зверей сильно развиты клыки, которыми они убивают добычу. У хищных птиц и зверей хорошо развиты зрение, слух и другие органы чувств.
Жертвы хищников имеют различные приспособления к выживанию. Многие из них способны к быстрому плаванию или бегу, обманному поведению. У некоторых развились своеобразные органы защиты.
У осьминогов, например, есть особый чернильный мешок. Когда хищник настигает осьминога, тот выпускает чернильную жидкость, которая, расплываясь, приобретает форму обтекаемого тела. Хищник «хватает» чернильную жидкость и от ее действия некоторое время не может ориентироваться во внешней среде.
У морских рыб-иглобрюхов тело покрыто прилегающими шипами. В случае опасности рыбы принимают шарообразную форму. При этом иглы приподнимаются и образуют мощную защиту от крупных хищных рыб.
Хищники имеются не только среди животных. На болотах часто встречается насекомоядное растение — росянка. Округлые листья росянки покрыты красноватыми ресничками, выделяющими липкий сок. Мелкие насекомые, садящиеся на росянку, прилипают к ее листьям. Реснички изгибаются и удерживают жертву. Листья росянки выделяют сок, который переваривает захваченных насекомых.
В прудах и озерах растет не менее интересное хищное растение — пузырчатка. Ее листья рассечены на тонкие дольки, на которых образуются небольшие пузырьки, заполненные воздухом. Пузырек имеет отверстие с клапаном, который может отгибаться внутрь. Мелкие животные, даже личинки рыб, попав в пузырек, не могут выбраться из него, потому что отверстие закрывается клапаном. Погибших животных пузырчатка использует как дополнительное питание.
Хищники никогда не приводят к гибели всех своих жертв. Их добычей в первую очередь бывают больные или ослабленные животные. Поэтому хищники в природе сдерживают чрезмерное размножение растительноядных или всеядных животных и одновременно уменьшают опасность распространения среди них различных болезней.
Обсуждение результатов.
Как хищники приспособились к ловле добычи? (зубы, клюв, когти, зрение, слух и т.д.
Как жертвы спасаются от хищников? (работа с карточкой)
Рефлексия. Составление синквейна. Зачитываются 2-3.
Домашнее задание:
Проект. Вы попробуете придумать такое животное, которое было бы очень хорошо приспособлено, либо к поимке жертвы «Супер-хищник», либо к защите от хищника «Супер-жертва».
Урок 5. Паразитизм
Цель:изучить взаимоотношений между живыми организмами в сообществе.
Задачи занятия:
Образовательные – овладение учащимися знаниями о видах взаимоотношений между живыми организмами в природе;
Развивающие – сформировать у учащихся навыки самостоятельной работы;
Воспитательные – формирование коммуникативных и организаторских компетенций, умений саморегуляции и саморегулирования своей учебно-познавательной деятельности, умений работать в парах, взаимодействовать как со взрослыми, так и со сверстниками.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Оборудование: карточки
Методы обучения:
· словесный - лекция, беседа, диспут (эвристическая беседа с элементами самостоятельной работы);
· частично-поисковый, исследовательский - работа с текстом (выполнение самостоятельных исследований, сопоставление фактов),
· наглядно-образный (изучение таблицы и иллюстраций).
· работа с тестом
Формы обучения:
· фронтальная беседа,
· парная работа (для развития коммуникативных умений)
Технологии:
Развитие критического мышления
Ход урока:
Обсуждение домашнего задания, проектов «Супер-хищник», «Супер-жертва».
Изучение нового материала.
Вызов.
Джонатан Свифт писал:
Под микроскопом он открыл, что на блохе
Живет блоху кусающая блошка;
На блошке той - блошинка - крошка,
В блошиночку же вонзает зуб сердито
Блошиночка... и так до бесконечности.
О каком явлении написано стихотворение? Выскажете свое предположение, как в
ходе эволюции могло появиться это явление.
Итак что же это за отношения?
На доске записываются слова:
Паразитизм
Паразит
Жертва
Приспособление
По этим словам предлагается составить небольшой рассказ и записать его в тетрадях. На эту работу отводится 5 минут. Затем заслушивается 2 – 3 рассказа.
После проделанной работы учащимся задаётся вопрос: «Что бы они хотели узнать исходя из ключевых слов и созданных ими рассказов?».
Полученные вопросы записываются на доске в методике «Мозгового штурма».
Осмысление
Всем учащимся раздаётся текст в котором они должны постараться найти ответы на поставленные ими же самими вопросы. На работу с текстом отводится примерно 15 минут, после чего учитель возвращается к вопросам, записанным на доске и просит ребят ответить на них.
Затем ребятам даётся задание составить новый рассказ, но уже на основе прочитанного. Заслушать можно только один ответ, а ребятам предложить дополнить его.
Как вы уже знаете, живые организмы могут быть средой обитания других организмов. Живой организм, служащий средой обитания, называют хозяином, а организм, который живет за его счет, — паразитом (греч. «пара» — возле, мимо, вне и «зитос» — хлеб, пища). Некоторые паразиты имеют не одного, а двух и даже трех хозяев. Свиной цепень, например, вначале как личинка развивается в организме свиньи, а потом в организме человека. Свинья — промежуточный хозяин свиного цепня, а человек — основной хозяин этого паразита. Взрослые паразиты, как правило, изнуряют, но не губят своего хозяина. Иначе они и сами погибнут вместе со средой своего обитания.
Аскарида, свиной и бычий цепни — внутренние паразиты. Они живут в органах тела своих хозяев. Вши, блохи и клопы — наружные паразиты. Они паразитируют на коже птиц, зверей и человека, питаются их кровью.
Паразиты имеются не только среди животных, но и среди растений, грибов и бактерий. К растениям-паразитам относится, например, повилика, к грибам-паразитам — гриб-трутовик, к бактериям-паразитам — туберкулезная палочка.
Повилика — травянистое растение. Листья ее превратились в чешуйки. Тонкими шнуровидными стеблями повилика обвивается вокруг стебля растения-хозяина и присасывается к нему. Питаясь соками хозяина, повилика сдерживает его рост и развитие, нередко и губит его. Грибы-трутовики паразитируют на деревьях. Их тела похожи на копыта и сверху покрыты твердой коркой. Питаясь соками древесины, трутовики превращают ее в труху. Трутовики живут на деревьях по многу лет.
Бактерия туберкулезная палочка паразитирует в легких человека и животных и постепенно разрушает их. Болезнь, вызываемая туберкулезной палочкой, — туберкулез — очень опасное, заразное, трудноизлечимое заболевание. Болезни, вызываемые бактериями - паразитами, называют инфекционными.
Рефлексия.
Предлагается написать эссе. Заслушиваются 1-2.
Домашнее задание: задание в рабочей тетради
Дополнительный материал.
Если хищник ловит свою жертву и съедает, то паразит живет на теле хозяина или внутри его и питается им.
Паразиты очень широко распространены.
· Растения – повилика (нет корней и листьев, зато есть присоски – внедряется в тело хозяина и высасывает его соки); заразиха.
· Грибы – трутовик (в ранках на коре деревьев, дерево погибает); грибки на животных (аквариум – сапролегия –рыбки умирают); эмпуза – на мухах; стригущий лишай – человек и собака
· Членистоногие - Насекомые – вши, блохи, чесоточный клещ
· Черви (ришта, цепни, эхинококк)
· Рыбы (минога, миксина, удильщик)
Паразитоиды – взрослые особи ведут свободный образ жизни, но яйца откладывают либо в тело личинки другого насекомого, либо на его поверхность. Личинка развивается в теле хозяина и питается его тканями, по мере развития почти целиком его съедает. Паразитоид промежуточное положение между паразитом и хищником.
Виды паразитов:
1. Микропаразиты- относятся те, которые непосредственно размножаются внутри тела хозяина, обычно внутри клеток (возбудители кори, тифа, трипаносома – муха цеце, малярия) листовая мозаика растений.
2. Макропаразиты – растут в теле хозяина, но размножаясь образуют особые формы, которые покидают своего хозяина, чтобы заселить другого (амеба –дизентерия, гриб- трутовик, заразиха, повилика, гельминты, вши, блохи)
1. Эктопаразиты – наружные (клещи, пиявки, блохи)
2. Эндопаразиты –внутренние (гельминты, вирусы, бактерии, простейшие)
Урок 6. Конкуренция
Цель:изучить взаимоотношений между живыми организмами в сообществе.
Задачи занятия:
Образовательные – овладение учащимися знаниями о видах взаимоотношений между живыми организмами в природе;
Развивающие – сформировать у учащихся навыки самостоятельной работы;
Воспитательные – формирование коммуникативных и организаторских компетенций, умений саморегуляции и саморегулирования своей учебно-познавательной деятельности, умений работать в парах, взаимодействовать как со взрослыми, так и со сверстниками.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Оборудование: карточки
Методы обучения:
· словесный - лекция, беседа, диспут (эвристическая беседа с элементами самостоятельной работы);
· частично-поисковый, исследовательский - работа с текстом (выполнение самостоятельных исследований, сопоставление фактов),
· наглядно-образный (изучение таблицы и иллюстраций).
· работа с тестом
Формы обучения:
· фронтальная беседа,
· парная работа (для развития коммуникативных умений)
Технологии:
Развитие критического мышления
Ход урока:
1. Повторение по рабочей тетради.






