Урок 2. Взаимовыгодные отношения между организмами

Цель:изучить взаимовыгодные взаимоотношений между живыми организмами в сообществе.

Задачи занятия:

Образовательные – овладение учащимися знаниями о видах взаимоотношений между живыми организмами в природе; развитие информационных компетенций;

Развивающие – сформировать у учащихся навыки самостоятельной работы;

Воспитательные – формирование коммуникативных и организаторских компетенций, умений саморегуляции и саморегулирования своей учебно-познавательной деятельности, взаимодействовать как со взрослыми, так и со сверстниками.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование: карточки

Методы обучения:

· словесный - лекция, беседа, диспут (эвристическая беседа с элементами самостоятельной работы);

· частично-поисковый, исследовательский - работа с текстом (выполнение самостоятельных исследований, сопоставление фактов),

· наглядно-образный (изучение таблицы и иллюстраций).

· работа с тестом

Формы обучения:

· фронтальная беседа,

· парная работа (для развития коммуникативных умений)

Технологии:

       Развитие критического мышления

 

Ход урока:

1. Работа по рабочей тетради: соотнести термины и определения.

 

2. Изучение нового материала.

 

Вызов

Ребята отгадайте, какие взаимоотношения мы с вами будем сегодня изучать, я зачитываю вам стихотворение, а вы отгадываете.

«Запрягся рак-отшельник…

Актиния на нем…

Отшельник не досадует,

Что ноша тяжела,

Ведь часто крошки падают

К нему с её стола»  

(Е.Фейерабенд)

О каких взаимоотношениях речь? (о содружестве, взаимопомощи)

Кластер:

Слова:

Содружество, взаимопомощь

 

Как вы думаете, чем эти отношения отличаются от всех других?

Да мы с вами сегодня будем изучать взаимовыгодные или взаимополезные отношения. А какими знаками они обозначаются? (++)

Как вы думаете, почему у рака-отшельника и актинии сложились взаимополезные отношения?

Раки-отшельники имеют мягкое брюшко и могут стать легкой добычей рыб и других животных. В связи с этим они селятся в пустых раковинах моллюсков. Кроме этого, многие из них помещают на раковину одну или несколько актиний, которые щупальцами защищают своего хозяина. Актинии – питаются остатками добычи раков, сами они не могут быстро перемещаться. Меняя раковину (вырастая) на более крупную, рак пользуясь клешнями, заботливо массирует актинии брюшко, пока она не расслабиться и не отлипнет от раковины и переносит её на новую.

 

Какие вы можете привести примеры взаимовыгодных отношений?

· Симбионты – азотофиксаторы обнаружены на корнях около 200 видов других групп покрытосеменных и голосеменных.

· Симбиоз муравьев и растений. Муравьи занимаются «животноводством» - разводят тлю; «растениеводством» - сажают и охраняют растения.

· В Центральной Америке у одного из видов муравьев и одного из видов акации возникли симбиотические взаимоотношения не менее тесные, чем между бобовыми и клубеньковыми бактериями. На стеблях акации расположены специальные питательные органы, в которых поселяются муравьи, питающиеся сладким нектаром. За эту пищу муравьи ведут сторожевую службу и не только уничтожают насекомых – вредителей, которые пытаются напасть на растение-кормильца, но и сдирают кору и иссушают побеги других деревьев, если они соприкасаются с побегом, на котором они живут. Таким образом, муравьи осветляют полог и обеспечивают для своей акации нормальный режим освещения. Эксперименты подтвердили, что если уничтожить муравьев, акация быстро погибает от вредителей.

 

Осмысление.

 

Прочитать текст. Во время чтения текста необходимо попросить учащихся делать на полях пометки, "V", "+", "-", "?", а после прочтения текста заполнить таблицу, где эти же значки станут заголовками граф таблицы.

 

V +   ?
я это знал(а) новое для меняя думал(а) иначе непонятно, нужно разобраться

 

В таблицу сведения из текста заносятся обязательно КРАТКО, что позволяет провести с текстом дополнительную работу по осмыслению прочитанного и его "сворачиванию" в конспект. Эту стадию каждый может провести индивидуально.

 

Текст.

 

Взаимовыгодные отношения организмов получили название «мутуализм» (от лат. «мутуус» — взаимный). Такие отношения развились у морских раков-отшельников и актиний, у носорога и некоторых птиц, у си­бирской кедровой сосны и кедровок, у расте­ний, образующих сочные плоды, и некоторых видов птиц, у шмелей и клевера, бражника и душистого табака, деревьев и грибов, у мно­гих других организмов.

Раки-отшельники имеют мягкое брюшко и могут стать легкой добычей рыб и других жи­вотных. В связи с этим они селятся в пустых раковинах моллюсков. Кроме того, многие из них помещают на раковину одну или несколь­ко актиний, которые щупальцами защищают своего хозяина. Актинии тоже извлекают из этого пользу. Они питаются остатками добычи рака. Вырастая и меняя раковину на болеекрупную, рак, пользуясь клешнями, заботливо переносит на нее актиний.

Птицы освобождают носорога от различ­ных клещей и насекомых — обитателей его кожи и криком предупреждают своего хозяи­на об опасности, в результате они всегда обес­печены пищей. Носороги, когда на них сидят птицы, ведут себя спокойно, широко расстав­ляют ноги, обеспечивая им доступ ко всем участкам кожи.

Кедровки живут в таежных лесах. Основ­ная их пища — семена кедровой сосны (кед­ровые орешки). На зиму кедровки устраивают кладовые. Они прячут орешки в мох, под отставшую от стволов кору и в дуп­ла деревьев. Зимой кедровки достают корм из своих кладовок, проделывая глубокие, иногда до 60 см, подснежные норы. Часто своих кладовых птицы не находят и весной орешки прорастают. Так кедровки участвуют в расселении кедровой сосны. Появление кед­ровых сосен на выгоревших участках тайги происходит исключительно с помощью этой птицы.

Такие же взаимовыгодные отношения сло­жились у сойки и дуба. Дуб для сойки — ис­точник пищи — желудей, а сойка для ду­ба — распространитель желудей.

Некоторые виды птиц, к которым относят­ся дрозды и свиристели, питаются мелкими сочными плодами деревьев и кустарников, например рябины, черемухи, калины, боя­рышника. В их желудке и кишечнике пере­варивается только мякоть плодов, а семена удаляются с пометом. Вот почему в лесу в местах, где нет поблизости ни рябины, ни бо­ярышника, ни других растений, образующих сочные плоды, можно увидеть их молодые де­ревца а, также кустики крыжовника, сморо­дины, малины.

Очень давно подмечена связь между шмеля­ми и клевером. Только шмели своим длинным хоботком могут доставать нектар из цветков клевера и при этом переносить его пыльцу с цветка на цветок. Значение шмелей в опыле­нии клевера заметили в Австралии, когда ев­ропейцы завезли на этот континент семена и посеяли их. Появившиеся всходы стали быст­ро расти, вскоре растения зацвели, но урожая семян не дали. Оказалось, что в Австралии не было насекомых, которые могли бы питаться нектаром цветков клевера и опылять их. Тог­да на континент завезли шмелей, и клевер стал давать урожаи семян.

Приспособления к совместному существо­ванию развились у многих растений и насе­комых. Бабочки-бражники ведут ночной об­раз жизни. Они имеют длинный хоботок и могут питаться нектаром, не садясь на цве­ток, а лишь касаясь его передними лапками. Ночью же распускаются цветки некоторых растений, например душистого табака. Цвет­ки издают сильный аромат, имеют белую ок­раску, и поэтому бражники легко находят их в темноте.

Тесное сожительство наблюдается у мно­гих деревьев леса и шляпочных грибов (бе­лых, подосиновиков, подберезовиков и др.). Тонкие нити грибов, находящиеся в почве, тесно переплетаются с корнями деревьев. При этом грибы снабжают деревья растворами ми­неральных веществ и получают из их корней органические вещества, необходимые им для роста и развития. Всем хорошо известно, что белые грибы нужно искать в ельниках, подосиновики — в осин­нике, подберезовики — в березняке, масля­та — под соснами. Следовательно, те или иные деревья связаны с определенными вида­ми грибов. Вот почему еще никому не уда­лось в саду или огороде вырастить подосино­вики, подберезовики и другие грибы, жизнь которых связана с деревьями леса.

 

Когда текст прочитан и таблицы заполнены, целесообразно объединиться в мини-группы (4-8 человек) и обсудить результаты.

Во время проговаривания информация лучше усваивается и дополнительно структурируется.

После обсуждения в мини-группах можно вернуться к фронтальной работе.

На стадии рефлексии можно задавать следующие вопросы.

Вернитесь к тому, что вы знали до прочтения текста.

• Какие знания подтвердились?

• Какие не подтвердились?

 

Выводы:

Существует несколько видов взаимовыгодных отношений:

Протокооперация (сотрудничество): сотрудничество оба вида образуют сообщество. Оно не является обязательным, так как каждый вид может существовать изолированно, но жизнь в сообществе приносит им обоим пользу.

Симбиоз (от греч. Симбиоз – сожительство): каждый из видов может жить расти и размножаться только в присутствии другого вида. Oни живут в симбиозе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: