Росянка и муха. Росянка насекомоядное растение, привлекающее насекомых каплей жидкости /напоминает росу/, захватывающее и переваривающее его.
Аскарида и человек. Аскарида - круглый червь семейства нематод. Паразитирует в желудке кишечнике позвоночных животных и человека. Вызывает сильную интоксикацию организма хозяина.
Ель и сосна. Ель и сосна - растения хвойного леса, которым для осуществления процесса
фотосинтеза требуется солнечная энергия и вода почвы, с растворенными в ней минеральными
веществами.
Заяц и крот. Заяц - наземное травоядное животное, крот - подземное насекомоядное животное.
Плесневые грибки и бактерии. Грибки вырабатывают антибиотики, в присутствии которых жизнедеятельность бактерий подавляется или существенно ограничивается.
Акула и рыба-прилипала. Рыба-прилипала присосками прикрепляется к брюху акулы, путешествуя вместе с ней и питаясь остатками ее трапезы.
Рябина и дрозд-рябинник. Ягоды рябины являются пищей для птиц. Пройдя кишечный тракт дрозда, оболочка семян частично разрушается, что способствует прорастанию семян.
Лишайник. Лишайник образован двумя организмами: грибом и водорослью. Гриб обеспечивает водоросли защиту, позволяя ей выжить в сухих местах обитания. Водоросль посредством фотосинтеза снабжает себя и гриб питательными веществами.
Дятел и жук-короед. Короеды - растительноядные насекомые: их жуки и личинки часто обитают под корой дерева, прогрызая сложные ходы. Дятлы - птицы, питающиеся семенами, насекомыми; имеют долотообразный клюв и тонкий длинный язык, приспособленный для поиска и захвата насекомых и их личинок под корой ствола дерева.
Раффлезия и лиана. Раффлезия Арнольди - растение, обладающее самым крупным цветком. который растекается на поверхности почвы. Остальная часть растения представляет собой разветвленную сеть нитей, пронизывающих корни лиан. Раффлезия высасывает соки /воду и питательные вещества/ из лиан и поэтому не нуждающееся в собственной корневой системе, стебле и зеленых листьях, которые позволяли бы ей самой создавать питательные вещества.
Ель и береза. Ель и береза растения смешенного леса. Когда ель мала, береза выполняет роль дерева-няньки дня теневыносливой и влаголюбивой ели. Когда ель вырастает, она затеняет свою спасительницу.
Заяц и крот. Заяц - наземное травоядное животное, крот - подземное насекомоядное животное.
Лось и хохлатая синица. Хохлатая синица и лось занимают разные горизонтальные ярусы леса, используют в пищу разные корма.
Ель и светолюбивые травы. Травы испытывают угнетение, в результате сильного затенения кроной ели.
Воробей в гнезде скопы. Скопа - рыбоядная птица, но охраняя свою гнездовую территорию, она тем самым охраняет и мелких птиц, поселяющихся в стенках ее гнезда.
Медоуказчик и медоед. Птицы- медоуказчики питаются насекомыми, в том числе личинками пчел, а также медом и воском, однако сами добраться до пчелиных гнезд неспособны. Медоуказчики разыскивают поселения пчел и привлекают к ним медоеда, издавая крики около пчелиного гнезда. Когда медоед разоряет гнездо, медоуказчики кормятся остатками меда и воска.
Микориза. Микориза - это связь грибницы гриба и корней дерева. Грибница гриба оплетает корни и тем самым увеличивает всасывающую поверхность корней, а также связывая фосфор, обеспечивая фосфорное питание растений. Взамен гриб получает органические вещества.
Лисица и полевка. Лисица -хищник, питающийся мышевидными грызунами.
Корова и слепень. Слепень - кровососущее насекомое, питающееся кровью крупного рогатого скота, а также других животных и человека.
Кенгуру и кролики в Австралии. Кенгуру и завезенные в Австралию кролики встречаются в сходных местах обитания и питаются вегетативными частями растения.
Волк и бабочка-крапивница. Волк - хищное млекопитающее, питающееся в основном позвоночными животными. Крапивница питается нектаром цветов, а ее личинки - листьями растений.
Фитонциды хвойных растений и бактерии. Хвойные растения выделяют вещества фитонциды в присутствие которых гибнут болезнетворные растения.
Лев и птицы - падальщики. Лев - крупное животное, питающееся антилопами и другими копытными животными. Грифы, сипы, стервятники-птицы падальщики, которые могут также довольствоваться остатками трапезы хищников.
Египетская цапля и буйвол. Цапли кормятся саранчой и мышевидными грызунами, которых выпугивает из травы стадо пасущихся буйволов. При появлении хищников птицы взлетают, предупреждая буйволов об опасности.
Клубеньковые бактерии и клевер. Бактерии образуют клубеньки на корнях, обеспечивая азотное питание растений. Взамен бактерии получают органическое питание.
Заполните таблицу
Вид взаимоотношений | Примеры |
| |
| |
Тестовые задания
1. В виде какой комбинации знаков можно выразить отношения конкуренции между видами?
а) +-; б) 00 в) - -; г) ++
2. Росянка и муха. Росянка насекомоядное растение, привлекающее насекомых каплей жидкости /напоминает росу/, захватывающее и переваривающее его.
а. Паразитизм,
б. хищничество,
в. мутуализм
3. Какой тип отношений можно выразить в виде комбинации символов: +0?
а) нейтрализм;
б) аменсализм;
в) паразитизм;
г) комменсализм
4. Найдите соответствия и выпишите правильные ответы
Формы взаимоотношений организмов:
1) симбиоз (мутуализм);
2) комменсализм;
3) нейтрализм;
4) конкуренция.
Организмы:
а) бобовые растения и клубеньковые бактерии (улавливающие азот из воздуха);
б) лишайник-кладония;
в) синицы и мыши в одном лесу;
г) обитатели нор (грызуны, насекомые, пауки, многоножки);
д) лиса и песец;
е) черный и рыжий тараканы;
ж) рыба-горчак и перловица (двустворчатый моллюск);
з) лев и гиена.
5. Подбери правильно пары
1. мутуализм (симбиоз)
2. хищничество
3. паразитизм
4. комменсализм
5. конкуренция
6. аменсализм
7. нейтрализм
Дополнительно:
а) акула и рыба прилипала
б) плесневые грибки и бактерии
в) серая и черная крысы
г) сова и мышь
д) бабочка и крот
е) аскарида и человек
ж) муравей и тля
2.1. враждебные (вредные): хищник – жертва (лиса – мышь). Свой пример; паразит – хозяин (вши – человек); внутривидовая борьба (глухари за самку); межвидовая конкуренция (еж и хорек за мышь). амменсализм;
2.2. полезные: симбиоз – взаимополезное сожительство (береза – подберезовик гриб); комменсализм; мутуализм; нейтрализм; протокооперация.
Работа с таблицами.
Аменсализм (-0) – для одного из совместно обитающих видов влияние другого отрицательно (он испытывает угнетение), в то время как угнетающий не получает ни вреда, ни пользы.
Пример: светолюбивые травы под елью, страдают от сильного затенения, тогда как самому дереву это безразлично.
Задание:
Объясни, благодаря чему существуют следующие взаимодействия. Дуб угнетает произрастающие рядом, не под пологом дерева, чернику. Корни осины тормозят рост дуба. Сосна способствует хорошему росту и развитию черники. Бузина, посаженная между кустами смородины и крыжовника, отпугивает опасного вредителя – крыжовниковую огневку.
Ответ: растения (их листья, корни), выделяют химические вещества, оказывающие тормозящее или стимулирующее воздействие на развитие других растений, а нередко и на животных.
Такие отношения называются аллеплопатия (1973 г. Немец Х. Молиш) – фитонциды; орех, дуб своими выделениями угнетают травы; сорняки пырей вытесняют культурные растения.
Нейтрализм - В природе встречаются редко.
Список литературы
1. Журнал «Биология в школе»
2. Алексеев СВ. Экология: Учебное пособие для 9,10-11 кл. - С-П.: СМИО пресс,1997.
3. Азбука природы/Пер, с англ. Н.Ярошенко. - М.: Ридерз Дайджест, 1997.
4. Никишов А.И., Кузнецов В.Н., Теплов Д.Л. Экология. Учебник для 5(6) кл. - М.: Просвещение, 1998
5. Основы экологии: Учебник для 9 кл. /Н.М.Чернова, В.М.Галушин, В.М.Константинов. -М: Просвещение, 1998